среда, 13 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Казахстанцы активно изымают депозиты

Население начало снимать депозиты в связи со снижением доходов. Это значит, что мы, как и государство, начали «проедать» свои накопления.

Накануне Данияр Акишев оптимистично сообщил журналистам о стабилизации ситуации на финансовом рынке. По его словам за два месяца 2017 года укрепление нацвалюты составило 6,2%. Регулятор продолжает следовать принципам свободно плавающего обменного курса, что обеспечивает соответствие стоимости тенге внутренним и внешним фундаментальным факторам, а также достаточно высокую предсказуемость динамики курса тенге. Например, Нацбанк начиная с сентября 2016 года, не проводит интервенции на валютном рынке. Вроде все эти факторы должны были внушить оптимизм участникам рынка и населению. Однако опубликованный на сайте Нацбанка в тот же день обзор о ситуации на финансовом рынке, в котором приведены любопытные данные о депозитах казахстанцев, свидетельствует скорее об обратном. Согласно озвученной информации объем депозитов резидентов в депозитных организациях на конец января 2017 года составил 17 456,2 млрд тенге, сократившись за месяц на 3,9%. Депозиты юридических лиц снизились на 4,8% и составили 9 832,6 млрд тенге, физических лиц – на 2,7% до 7 623,6 млрд тенге. Тенденция стремительного сокращения депозитов продолжается уже не первый месяц.

По состоянию на конец января 2017 года объем депозитов в национальной валюте составил 8 221,7 млрд тенге (снижение за месяц на 0,2%), в иностранной валюте – 9 234,6 млрд тенге (снижение за месяц на 7,0%). Удельный вес депозитов в иностранной валюте за месяц снизился с 54,6% до 52,9%. Депозиты юридических лиц в национальной валюте сократились в январе 2017 года на 1,4% и составили 5 186,5 млрд тенге, в иностранной валюте снизились на 8,3% и составили 4 646,2 млрд тенге (47,3% от депозитов юридических лиц). Депозиты физических лиц в тенге в январе 2017 года увеличились на 1,9% и составили 3 035,2 млрд тенге, в иностранной валюте снизились на 5,5% и составили 4 588,4 млрд. тенге (60,2% от депозитов физических лиц). Срочные депозиты за январь сократились на 1,6% и составили 12 507,8 млрд тенге. В структуре срочных депозитов вклады в национальной валюте составили 5 530,7 млрд тенге (увеличение за месяц на 2,7%), в иностранной валюте – 6 977,1 млрд. тенге (снижение за месяц на 4,7%).

Таким образом, казахстанцы продолжают изымать депозиты. Вероятно, значительную роль в этом играет растущая неопределенность в отношении банков в связи с предстоящей консолидацией. Сам г-н Акишев накануне заявил, что этот процесс будет продолжаться, и он исключительно базируется на экономической оценке бизнеса.

«Мы как регулятор заинтересованы в том, чтобы иметь стабильную финансовую систему в стране. Если мы видим, что объединение, кооперация или консолидация игроков на рынке приводит к улучшению устойчивости финансовой системы, мы это приветствуем. Я думаю, они понимают, куда будут двигаться. Эти процессы будут продолжаться», - заметил Акишев.

Вероятно, не последнюю роль в оттоке депозитов играет ситуация в ККБ. Так, в декабре 2016 года наблюдался небывалый отток депозитов из Казкоммерцбанка, после того, как стало понятно, что дела у него идут не важно. Объем депозитов банка за декабрь 2016 года сократился почти на 700 млрд тенге, что составляет 19,5% от их общего размера. Согласно балансовой отчетности, корпоративные и розничные депозиты банка в декабре 2016 года снизились с 3,55 трлн до 2,86 трлн тенге. Доля вкладов юридических лиц сократилась на 29,5% (или 613,1 млрд тенге), до 1,47 трлн тенге. Сбережения физлиц сократились на 5,5% (на 81,2 млрд тенге), до 1,39 трлн тенге. Большинство держателей депозитов перебежали тогда в Народный банк, где за месяц объем корпоративных и розничных вкладов вырос сразу на 12,6% до 3,45 трлн тенге.

Тем временем, выступая на форуме CFO, председатель Народного банка Умут Шаяхметова, недвусмысленно дала понять, что консолидация базируется не только на экономических принципах, но и на политической целесообразности. Население же вероятно эту самую целесообразность пока не понимает и главным образом опасается за сохранность сбережений.

Кстати, масла в огонь подкинул и сам глава Нацбанка, который в одном из своих последних интервью призвал казахстанцев быть осторожнее с депозитами.

«Поэтому консолидация банковского сектора является неизбежной. Тем не менее, я хотел бы снизить риски, хотя некоторые игроки банковского рынка могут начать агрессивную политику по привлечению депозитов физических лиц в попытке сохранить свои позиции на рынке. В этой связи я рекомендую быть более осторожными при размещении средств и обеспечении сохранности в таких ситуациях», - отметил глава регулятора.

Таким образом, пока ситуация в банковском секторе не будет прогнозируемой и стабильной, вполне вероятно, что отток депозитов будет продолжаться. Собственно нынешние показатели являются демонстрацией того, что граждане с большим опасением относятся к устойчивости финансовой системы.

Тем временем в недавнем отчете S&P Global Ratings, посвященном финсектору Казахстана говорится, что «ситуация в банковском секторе не стабилизируется до тех пор, пока банки не расчистят свои балансы». А они, судя по анализу агентства, нуждаются в серьезной расчистке, так как данные S&P очень сильно расходятся с теми, что приводит Нацбанк.

Регулятор утверждает, что с начала 2016 года доля проблемных кредитов банков сократилась с 8% совокупного кредитного портфеля до 7,2%, по состоянию на 1 февраля 2017 года. S&P Global Ratings считает, что приводимые в официальной статистике показатели проблемных кредитов по существу не отражают реальной ситуации: их доля, включая реструктурированные кредиты, по оценкам агентства может достигать 25-30% совокупных кредитов банковской системы. Аналитики приходят к выводу, что генерирование достаточных показателей рентабельности, скорректированных с учетом рисков, на протяжении всего цикла остается одной из наиболее труднодостижимых задач для большинства казахстанских банков, и их характеристики кредитоспособности и стабильность по-прежнему зависят от способности и готовности собственников финансировать рост банковского бизнеса за счет вливаний капитала.

На этом фоне недоверие казахстанцев к банковской системе и страх за собственные накопления вполне понятен. Летом 2016 года несколько депутатов из партии КНПК отправили Данияру Акишеву запрос, в котором содержалась весьма любопытная информация. По данным депутатов анализ объема банковских вкладов населения показал, что с суммы в 57 млрд тенге в 2000 году накопления непрерывно росли и на начало 2016 года достигли 7 трлн 187 млрд тенге. С этого времени начался обратный процесс непрерывного снижения накоплений в банках. К маю 2016 года объем депозитов населения сократился на 434 млрд тенге и составил 6 трлн 753млрд тенге. С начала года объем вкладов в иностранной валюте уменьшился на 888 млрд тенге, при этом объем депозитов в национальной валюте увеличился лишь на 429 млрд тенге. Иными словами, ровно половина этой суммы ушла из банков. Простые подсчеты показывают, что банковская система теряет более 100 млрд тенге в месяц. Такого процесса не наблюдалось с начала века, и его причиной являются половинчатые меры по дедолларизации, посчитали тогда «народные избранники». Фактически, приток тенговых депозитов не покрывает оттока долларовых вместе с тенговыми, собственно о том, что никакой дедолларизации в реальности нет, открыто на этой неделе заявил и министр национальной экономики Тимур Сулейменов.

Член КНПК в комментарии отметил, что на отток депозитов, скорее всего, влияют девальвационные ожидания, которые муссируются и в СМИ, и в кулуарах банков, и на кухнях. Так же поводом может служить ситуация с рублем, к которому довольно жестко привязан тенге.

«С учетом того, что платежный баланс России ушел в минус и, соответственно, рубль может в любой момент может уйти в пике, то держать накопления в тенге становится довольно рисковано. Время фиксировать тенговую прибыль и ждать стабилизации. Оптимизма не прибавляет и ситуация в банковском секторе Казахстана. Это и снижение рейтингов почти всех банков, и спасение за счет госсредств системообразующих банков», - сказал он.

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33