понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Руслан Азимов, НАК АГРО: Триллионы тенге валяются у нас под ногами

На прошлой неделе обычно немногословный председатель сената Касымжомарт Токаев вдруг в несвойственной для него жесткой манере обвинил министра сельского хозяйства в пустословии. Аскар Мырзахметов обиженно парировал: теперь все будет иначе, потому что в отрасль внедряется проектное управление.  Судя по внезапной агрессии главы сената в отрасли намечаются изменения. Но насколько эффективно будет проектное управление в АПК exclusive.kz решил узнать у тех, кто его уже внедрил. Несколько месяцев назад мы уже писали о самой крупной теплице в Казахстане, после запуска которой цены на огурцы и помидоры упали в среднем на 15%. На вопросы exclusive.kz отвечает Руслан Азимов, председатель Совета директоров НАК АГРО.

-  За последние месяцы, цены на все овощи взлетели вверх, кроме огурцов и помидоров.  Достаточно внедрить конкуренцию и рынок тут же реагирует. Правда, вы, очевидно, несете убытки?  

-  Убытки не несем, но и без субсидий не выживем. Мы должны были получить их в размере 30% от стоимости проекта. «Казагрофинанс» первый транш выплатил, но вот уже полгода задерживает выплату второго, а мы уже запланировали расширить теплицу еще на 10 гектаров. Правительство все время меняет правила субсидирования в одностороннем порядке. Как правило, даже если они меняются, это не должно касаться уже запущенных проектов. Контракт не может иметь обратной силы.  Ни один инвестор не будет иметь дела с правительством, которое не выполняет своих обязательств.

У меня очень большие надежды с планами по внедрению проектного управления в сельском хозяйстве. Триллионы искомых тенге валяются у нас под ногами. Но до тех пор, пока не будет глобальной стратегии управления отраслью, успех каждого отдельного проекта может быть нивелирован.  И еще одно, возможно, более важное условие – персональная ответственность за результат.

Прежде чем внедрять проектный менеджмент, правительство должно посчитать, сколько, чего, куда и каких сортов должно быть посеяно, как и для чего это будет перерабатываться

Сельское хозяйство – это та отрасль, где нельзя рассчитывать на быстрые деньги: сделать проект, потом продать и т.д.  Рано или поздно вы упретесь в тупик. Самый лучший способ истратить деньги – это инвестировать их в буквальном смысле слова в родную землю. Здесь, как нигде, ощущается эволюция жизни. Невозможно заставить семя прорасти быстрее заложенного природой цикла.  Но это не значит, что не надо использовать достижения науки, законы менеджмента, технологии.  Но больше всего в наших условиях агроотрасли нужен маркетинг. Прежде чем внедрять проектный менеджмент, правительство должно посчитать, сколько, чего, куда и каких сортов должно быть посеяно, как и для чего это будет перерабатываться. О каком проектном менеджменте может идти речь, если нет элементарных цифр о том, каковы потребности рынка в стране, что и как можно продавать за рубежом, в каком регионе что строить, по какой технологии? Недавно Путин запретил завозить помидоры из Турции. Это стало чуть ли не предметом международного скандала между Турцией и Россией. А у нас даже министры считают ниже своего достоинства говорить о таких вещах. Сколько нужно стране картошки, семян, какие сорта пшеницы? То же самое по животноводству: сколько и где нужно производить мяса, молока? Сколько они должны стоить, чтобы было интересно инвестировать? Президент объявил АПК драйвером экономики. Но если мы делаем ставку на отечественного производителя, то почему стесняемся заниматься его протекционизмом?  Проектный менеджмент – это действительно самый эффективный способ рационально использовать те огромные деньги, которые выделяются на поддержку сельского хозяйства.  Но речь идет не только и не столько о финансовой поддержке, сколько о трансферте технологий, которые могут вытащить Казахстан на уровень постиндустриального общества.

Проектный менеджмент – это не просто модное слово. Это способность работать с тем, что у тебя есть и добиться высокого результата

- Трансферт технологий это, конечно, хорошо. Но где взять специалистов для их внедрения?

- В стране.  На нашей теплице работают 120 мальчишек и девчонок из Чемолгана. Это все бывшие безработные, которых мы обучили и превратили в высококлассных спецов. Кадры – рядом. Надо просто с ними работать. Проектный менеджмент – это не просто модное слово. Это способность работать с тем, что у тебя есть и добиться высокого результата. А еще это цель, которую надо перед собой поставить и не сбиваться.  

Наша цель – позиционироваться в мире не как банановая республика, а регион, производящий органическую продукцию высочайшего качества на основе самых современных технологий

- Что вы имеете в виду?

-  Недавно Ростехнадзор заявил, что треть продукции, потребляемой россиянами, нельзя есть. И большинство из них — это импорт. У нас продовольственный импорт еще выше.  А ведь этот нонсенс! Страна, обладающая значительным объемом орошаемых земель, не способна прокормить свои 17 млн. человек!  Наша цель – позиционироваться в мире не как банановая республика, а регион, производящий органическую продукцию высочайшего качества на основе самых современных технологий.  И президент страны об этом уже говорил.  10 лет назад, когда я работал в Госпродкорпорации, мы выращивали на открытом грунте 100 тонн помидор с гектара. С 500 гектаров мы получали 50 тысяч помидор, построили завод по их переработке. Всего два таких завода по производству томатной пасты закрыли бы потребность всего Казахстана. Вот пример успешного проекта, который был сведен на нет из-за отсутствия маркетинговой концепции. Еще один более свежий пример – в 2015-2016 годы мы получали в среднем 800 центнеров репчатого лука на открытом грунте. Это 35 тысяч тонн с 400 гектаров. За те два года цены на лук упали до 5-6 центов за килограмм.  И опять – маркетинг.  А ведь только земли Ченгельдинского массива могут закрыть потребности всего Казахстана – это примерно 500 тысяч тонн с минимальной себестоимостью в мире при самых высоких экологических стандартах.   Сейчас алмаатинцы взялись за яблоки.  Через три года рынок будет обеспечен яблоками и продуктами его переработки. Аналогично можно пойти по всем видам овощей и фруктов. Вот вам и борьба с инфляцией, и продовольственная безопасность, и занятость. Вот вам и проектное управление. Но все эти проекты могут быть похоронены без четкой маркетинговой составляющей. И, поверьте, для этого не нужны заезжие консультанты. Мы это уже проходили – результат низкий.

- На днях мы опубликовали материал о запуске программы сокращения населения земли. И она базируется именно на генномодифированной продукции.  Казахстан, таким образом, может, по крайней мере, свое население уберечь от этой опасности?  

- Роль запада – это отдельная тема. Я аграрий и в политике несилен. Но мне повезло работать с лучшими казахстанскими профессионалами и, прежде всего, в сельском хозяйстве. Запад действительно несет новейшие технологии, но вместе с ними и ГМО, сильнейшие ядохимикаты. Продукция фирмы Monsanto практически сделала революцию в мире, обеспечив огромную урожайность продуктов, качество которых может иметь непредсказуемые последствия для репродуктивной системы человека. И вот здесь Казахстан мог бы с его огромными территориями выращивать только органическую продукцию. Но для этого нужны мощные протекционистские меры со стороны государства. Наша продукция может стать качественной и довольно дорого ценится в мире. На земле осталось не так много мест с сохранившейся экосистемой. Специалисты итальянской компании Molino, исследовавшие почву трех областей Казахстана, признали, что у нас самые чистые от химикатов земли.  Ресурсы нашей земли - это вопрос нашей безусловной и истинной конкурентоспособности сегодняшнего и завтрашнего дня. Жалко только, что мы это тупо не используем. 

Недавно я прочитал на вашем сайте статью о том, как Сорос обвинил Трампа в отказе от Парижского соглашения по климату. Но для меня гораздо важнее другое его признание: демократию нельзя экспортировать.  Это то, о чем говорил президент с самого зарождения Казахстана. Открытое общество не обеспечивает верховенство закона. Подобно тому, как западные гербициды могут отравить   нашу землю, так и идеологические химикаты только отравляют наше сознание.  Западные институты эффективны в западной системе координат. А у нас все-таки есть свой путь – он в том, чтобы накормить мир чистой продукцией. Казахстан легко может экспортировать 60-80 млн. тонн только одной пшеницы, вернув себе славу мировой житницы. Это совершенно реально с внедрением новых, экологичных технологий. Покупатель рядом – Китай, Азия, страны Персидского залива. И опять нужен проектный менеджмент. Но уже в международных масштабах.

Мы должны перестать воспринимать АПК как синоним архаичности. Это перспективная, современная отрасль, развитие которой, в отличие от нефти, принесет нам уважение всего мира, но главное – уважение к себе. 

Оставить комментарий

Финансы

ЕНПФ: остров невезения ЕНПФ: остров невезения
Николай Дрозд
02.02.2017 - 12:01
Тяжелый декабрь 2016-го Тяжелый декабрь 2016-го
Николай Дрозд
28.01.2017 - 13:31
Переговорный уик-энд Переговорный уик-энд
Николай Дрозд
23.01.2017 - 16:03
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33