среда, 13 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Что скрывает «Самрук-Казына»? Шукеев пытается избежать усиленного контроля

Накануне Министерство финансов предложило установить единые правила закупок для компаний квазигосударственного сектора. Но это встретил буквально в штыки  глава ФНБ «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев. Возможно потому, что глава Минфина предложил установить ответственность работников квазигоссектора за нарушения правил закупок в соответствии с административным и коррупционным законодательством.

«Очень важно понимать и отметить, что никто не собирается возвращать в лоно государства или в орбиту закона о государственных закупках регулирование закупок компаний квазигосударственного сектора. Вот это является краеугольным вопросом в споре с представителями квазигоссектора. Соль в том, чтобы сделать их удобными для предпринимателей. Чтобы по единым правилам был доступ к закупкам квазигоссектора. И, конечно же, они будут существенно отличаться от госзакупок, будут более гибкими. И они должны содержать лучшие практики корпоративного сектора. Законодательство о закупках требует постоянного совершенствования. Поскольку это связано с коррупционными рисками и злоупотреблениями, как со стороны должностных лиц, так и со стороны предпринимателей», - сказал Бахыт Султанов.

Умирзак Шукеев выразил позицию фонда по внесенному правительством законопроекту: «Им предусматривается передача методологии закупок квазигосударственного сектора министерству финансов. Я бы хотел напомнить, что это уже было. И этот возврат к прежней практике, на наш взгляд, может стать шагом назад. Нам кажется, что в преддверии IPO это может негативную роль сыграть при оценке нашей компании. Закупки относятся к операционной деятельности компании. И инвесторы будут достаточно чувствительны к тому, что закупки коммерческих организаций контролируются государственным органом. Потому вот эту часть проекта мне кажется надо внимательно посмотреть и обязательно согласовать не только с «Самрук-Казыной». У нас есть «Байтерек», «Казагро». Мы предлагаем привести наши правила действительно в единый формат. И чтобы эти правила регулировались решениями советов директоров холдингов, где в нашем холдинге председателем является премьер-министр и членами совета директоров – министры нацэкономики, финансов, помощник главы государства. Я думаю, этого достаточно, чтобы держать закупки квазигоссектора под контролем государства», - заявил он.

Если его руководство так настойчиво отказывается даже от контроля в системе закупок, то довольно сомнительным выглядит то, что трансформация даст свои плоды

О том, что непрозрачность в ФНБ ведет к системным проблемам, говорилось не раз. В частности, эксперты обращали внимание на раздутый штат ФНБ, на отсутствие полной информации об уровне зарплат топ-менеджмента компании. На этом фоне заявленная трансформация выглядит довольно необычно, учитывая, что одна из ее целей - это повышение прозрачности фонда. Но если его руководство так настойчиво отказывается даже от контроля в системе закупок, то довольно сомнительным выглядит то, что трансформация даст свои плоды.

Председатель попечительского совета Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев детально изучил ситуацию в ФНБ «Самрук-Казына» и в целом в квазигоссекторе и пришел к выводу о максимальном повышении  прозрачности фонда и системы закупок. Результаты своего исследования он предоставил Exclusive.kz. 

«Самрук-Казына» и «КазАгро» неэффективно контролируют огромные активы промышленности и сельского хозяйства

В первую очередь Рахим Ошакбаев обратил внимание, что в Послании президента от 30 ноября 2015 года было отмечено, что холдинги «Самрук-Казына» и «КазАгро» неэффективно контролируют огромные активы промышленности и сельского хозяйства. Активы фонда «Самрук-Казына» составляют более 40% ВВП, включают более пятисот «внучек» и «правнучек». Холдинги «КазАгро» и «Байтерек» превратились в неэффективных посредников между бюджетом и банками. Всё это сопровождается раздутыми штатами и потреблением огромных бюджетных ресурсов, и в то же время приводит к вытеснению частных инвестиций и инициативы. После приватизации все три управляющих холдинга  должны быть преобразованы в компактные организации.

По данным центра «Талап» значительные средства бюджета и НацФонда выделяются на финансирование квазигоссектора: с 2007 года выделено $34,3 млрд

Тем временем, по данным центра «Талап» значительные средства бюджета и НацФонда выделяются на финансирование квазигоссектора: с 2007 года выделено $34,3 млрд.

Целевое назначение облигационных займов квазигоссектору из Нацфонда составило:  

2009 год - в рамках Антикризисного плана 600 млрд тенге + 149,9 млрд тенге «Самрук-Казыне» на приобретение 50% Экибастузской ГРЭС-1 и Богатырь Аксесс Комир

2010 год - приобретение пакета акций Kazakhmys

2012 год - предоставление займа БТА Банку

2013 год -  приобретение доли Казцинк

2014 год – «Байтерек» – реализация ГПИИР и строительство объектов недвижимости на территории ЭКСПО-2017; «Самрук-Казына» – приобретение доли в ЭГРЭС-1 и Казгидротехэнерго

2015 год - снижение долговой нагрузки КазМунайГаз

2016 год -  строительство арендного, кредитного жилья через АО «НУХ «Байтерек».

Между тем, суммарные активы АО «НУХ «КазАгро», АО «НУХ «Байтерек», АО «ФНБ «Самрук-Казына» выросли с 15,5 трлн. тенге в 2011 году до 27 трлн. тенге в середине 2016 года, и составили уже 59,3% ВВП, то есть вместо заявленного на официальном уровне снижения, наоборот произошел рост. В рамках программы приватизации из 378 объектов нацхолдингов и нацкомпаний продано только 93 объекта, или всего 25%. Рахим Ошакбаев считает, что в рамках трансформации «Самрук-Казына» поставлены противоречивые цели по увеличению стоимости активов на 1 трлн тенге (8-12%) ежегодно и оптимизации группы компаний холдинга. Например, согласно программе трансформации ФНБ «Самрук-Казына», разработанной в 2014 году ставилась задача довести количество компаний в портфеле фонда до 300, в реальности их 450.  Дивидендная доходность для акционера в 2019 году планируется на уровне 190 млрд. тенге/20% чистой прибыли. При этом дивидендная доходность для акционера в 2016 году составила 11 млрд тенге или 2% чистой прибыли. Согласно плану ФНБ первыми результатами трансформации  в 2015-2016 годах должна была стать реализация  кадровых перестановок в Совете директоров - 50% независимые директора и проведение IPO в отношении основных активов. В реальности к 2017 году имеем -  в состав Совета директоров входят только 3 независимых директора из 8 членов СД, IPO основных активов запланировано лишь на 2018 год. То есть  фактически заявленные в программе трансформации задачи не выполнены. 

Складывается довольно опасная ситуация, когда ликвидность  банковского сектора формируется в значительной степени за счет средств квазигосударственного сектора

Сейчас 5,4 трлн. тенге денежных средств квазигоссектора размещены в банках второго уровня. На 1 июля 2016 года остаток средств квазигосударственного сектора на счетах банков Казахстана составил 5,3 трлн. Тенге. Таким образом, сейчас складывается довольно опасная ситуация, когда ликвидность  банковского сектора формируется в значительной степени за счет средств квазигосударственного сектора. Правительство, по сути, накачивает квазигосударственный сектор ликвидностью, Национальный Банк Казахстана вынужден изымать сверхликвидность через высокую базовую ставку. В 2016 году из республиканского бюджета и Нацфонда квазигосударственному сектору было перечислено 1 трлн тенге. При этом открытая позиция НБРК по состоянию на 1 июля 2016 года составила -1,1 трлн тенге (сальдо).  Таким образом,  бюджетные средства и средства НацФонда под предлогом антикризисных мер используются для финансирования квазигоссектора через увеличение уставного капитала, кредитование и выкуп облигаций. Рост бюджетного финансирования приводит к увеличению доли участия квазигоссектора в экономике, отдельные субъекты которых по статистике относятся к категории МСБ. Масштабы и темпы приватизации не позволяют ожидать снижения доли участия квазигоссектора в экономике. В свою очередь, он накопил значительный объем ликвидности на счетах БВУ, которую вынужден стерилизовать НацБанк. В итоге деятельность квазигоссектора является определяющим фактором в денежно-кредитной политике регулятора. 

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33