Место Казахстана на глобальной карте мира
Exclusive.kz проанализировал позиции Казахстана в рейтинге глобальной конкурентоспособности с 2004 по 2017 год и выяснил, что мы не всегда говорим миру правду. Но это пол беды. Мы не всегда говорим ее самим себе.
Напомним, что The Global Competitiveness Index (GCI) рейтинг глобальной конкурентоспособности является основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран, созданный для Всемирного экономического форума и впервые опубликованный в 2004 году.
Рейтинг конкурентоспособности основан на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний -обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций -ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете.
На данный момент в рейтинге участвуют 138 стран мира.
Во-первых, судя по индексам, то ли премьеры никак не влияют на уровень нашей конкурентоспособности, то ли их эффективность никак не влияет на длительность их пребывания на посту. Даниял Ахметов, занимавший пост премьера в 2005-2007 годы, поднял место Казахстана с 61 на 50-е. Карим Масимов, возглавлявший правительство с 2007 по 2012 годы продолжил этот тренд, и мы скатились с 61 на 72 место. А вот при опальном Серике Ахметове Казахстан в 2014 году ворвался в 50 конкурентоспособных стран мира. Вернувшийся Карим Масимов укрепил этот тренд и даже поднял место рейтинге до 42 места. Впрочем, ненадолго – в 2016-2017 году Казахстан опять выбыл из почетных 50-ти стран пока мы на 53 месте. Впрочем, это легко можно объяснить тем, что после девальвации мы были выброшены из приличных обществ по весьма тривиальной причине – размер ВВП на душу населения упал практически вдвое.
Но, надо заметить, что прямой корреляции между уровнем ВВП и нашим местом в GCI нет. ВВП у нас демонстрировал впечатляющий рост почти в восемь раз, а место в рейтинге конкурентоспособности «болталось» между 72 и 53 местом. Так что деньги, как оказалось, не главное.
Рейтинг Казахстана по индексу GCI
Рост ВВП и динамика индекса GCI
Данные по ВВП за 2016 год еще не доступны
Парадоксально при этом то, что, судя по отчету GCI, Казахстан показывает в целом положительный тренд практически по всем компонентам индекса. Правда, если исходить из того, что рейтинги компонентов более 50 считаются «недостатками», а менее 50 -«преимуществами» страны, то в последние пять лет мы могли похвастаться только макроэкономической средой, но и это преимущество мы оглушительно потеряли в 2016 году. Еще одна странность: если по эффективности рынка товаров и услуг мы «болтаемся» все эти годы между 80 и 62 местом, то по эффективности труда мы прямо-таки в первой 20-ке. А вот развитие финансового рынка, где, как нам казалось, у нас есть некоторые преимущества, мы разве что менее худшие из плохих. Как мы можем по взаимосвязанным факторам занимать противоположные позиции?
Давайте тогда разбираться детально. Судя по базовым требованиям, ситуация еще более запутанная. В графе Институциональное развитие, мы вроде как очень продвинулись по правам собственности, организованной преступности, и даже по такой странной графе как «бизнес-расходы на преступность и насилие». Это напоминает вопрос при пересечении границы в США: везете ли вы с собой наркотики, атомное оружие,? Является ли целью вашего пребывания в США организация теракта? Ей богу, буржуи нас совсем за идиотов держат. А как улучшились наши позиции в области «фаворитизма в решениях правительственных чиновников» - с 100 мы перепрыгнули на 50-е место! Но все портит «Расточительство государственных расходов» - тут за 12 лет мы продвинулись всего на 9 пунктов с 50 на 41 место. То есть фаворитизма нет, а расточительство есть! И это еще не все. В борьбе с «Организованной преступностью» мы тоже поднялись с 103-го на 53 место, а вот «Надежность полицейской службы» почти не улучшилась – было 111 место, а стало 85. И на десерт: у нас очень высокая «степень защиты инвесторов» - с почетного 36 места мы поднялись на 25. Как-то не верится. А вот с эффективность корпоративного управления мы подвели даже несмотря на все усилия по трансформации «Самрук-Казыны» - упали с 67 места на 72. Вот это больше похоже на правду, тем более, что и с «расточительством госрасходов» у нас все не очень хорошо.
В общем, там все сложно, поэтому мы решили посмотреть по другим базовым требованиям: Инфраструктура и Макроэкономическая среда. Ну здесь все более или менее логично. В целом качество инфраструктуры улучшилось, но не значительно – за 15 лет на 12 пунктов (85 и 74 соответственно). Плохо и с дорогами, и с портами, и авиа сообщением. Только качество железнодорожной инфраструктуры глаз радует: с 33 места поднялись на 26. У нас все отлично с фиксированными телефонными линиями – мы на 4 месте в мире. А вот с «мобильной связью» почему-то мы ушли с 38 места на 42.
Но потом становится еще грустнее. По балансу правительственного бюджета у Казахстана просто оглушительный провал с 16 места в мире на 108. По валовым национальным сбережениям тоже откат с 12 места на 45. Плохи дела и с инфляцией, растет и госдолг, пусть и ненамного.
С базовыми требованиями по Здравоохранению и базовому образованию можно смело радоваться тому, что у нас вроде бы нет малярии. А вот заболеваемость туберкулезом имеет пугающую стабильность – за все годы мы продвинулись с 102 места на 106. А вот СПИД мы, кажется, победили (хотя статистика на этот счет говорит обратное). У нас все еще очень высокие для такого размера ВВП показатели младенческой смертности. И мы практически аудсайдеры по качеству начального образования и его охвату – здесь наши позиции только ухудшаются. Как принято говорить, это все, что нужно знать о социальной направленности нашей экономической политики.
Резюмируя эту часть, мы можем сказать, что у нас появилось отчетливое сомнение как в самой методике, так и качестве ее реализации. Слишком много противоречий, а, следовательно, под вопросом и легитимность всего рейтинга.
Продолжение следует...