четверг, 23 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Экзистенциальный кризис Нацбанка

Не повезло правительству Казахстана с народом. По версии Данияра Акишева, цены растут из-за роста доходов населения, которое «постоянно живет в инфляционных ожиданиях».

 

 

Вчера Нацбанк торжественно сообщил, что инфляция по итогам года останется внутри целевого коридора 6-8%. По словам Данияра Акишева инфляция за 9 месяцев 2017 года составила 4,2%. Годовая инфляция снизилась до 7,1%, хотя всего год назад в середине 2016 года достигала 17,7% после обесценения курса национальной валюты в 2015 году. Более того, на 2018 год Национальным Банком установлен целевой ориентир по инфляции на более низком значении, то есть от 5 до 7%. К 2020 году Национальный Банк ожидает замедления инфляции до уровня 4% годовых. Все меры денежно-кредитной политики в рамках режима инфляционного таргетирования направлены на достижения этих целей», - подчеркнул Д.Акишев.

Он отметил, что эффект переноса девальвации тенге на внутренние цены в 2017 году практически завершился и сегодня наблюдается умеренная динамика роста в группе продовольственных товаров и платных услуг населению.  

Вопреки мнению финансовых экспертов, глава Нацбанка убежден, что базовая ставка на уровне 10,25% «стимулирует переток свободных ресурсов банков в реальный сектор экономики, а с другой стороны, обеспечивает стабильность финансового, и в первую очередь, валютного рынка». Д.Акишев также добавил, что Национальный Банк в июне, августе и сентябре на валютном рынке проводил нетто-интервенции в виде продаж иностранной валюты на валютном рынке, что обеспечило стабилизацию валютного рынка в условиях повышенных девальвационных ожиданий в последнее время.

В 2016 году объем тенге в экономике, это сумма всех наличных и безналичных тенге, увеличился на 61%, в этом году – еще на 6%»

Данияр Акишев рассказал о рисках, присутствующих в условиях текущей макроэкономической ситуации. В частности, глава Нацбанка отметил, что, несмотря на общий тезис о недостатке денежного предложения, фундаментально инфляционное давление возникает в результате стимулирующей фискальной политики: «За 2016 год пенсии и пособия выросли на 16%, расходы на заработную плату из госбюджета на 18% при инфляции по итогам 2016 года в размере 8,5%». Председатель отметил, что «в 2016 году объем тенге в экономике, это сумма всех наличных и безналичных тенге, увеличился на 61%, в этом году – еще на 6%».

Одним из драйверов повышения непродовольственных цен является рост потребительского кредитования

По словам Д.Акишева, рост цен на непродовольственные товары опережает темпы роста, как общей инфляции, так и остальных компонентов, что может являться следствием отложенного эффекта девальвации в результате отложенного спроса. “3,5% из 6,3% роста розничного товарооборота обеспечены за счет вклада непродовольственных товаров. Одним из драйверов повышения непродовольственных цен является рост потребительского кредитования. С начала года объем задолженности по потребительским кредитам в банках вырос на 11% или на 270 млрд. тенге”, - подчеркнул он.

Причиной инфляции становятся ожидания населения и предприятий в отношении роста цен, которые “даже при отсутствии объективных факторов могут двигать цены вверх

Глава Нацбанка отметил, что «одной из причин роста цен является повышение цен на импорт». Так, за 1 полугодие дефлятор ВВП, отражающий изменение цен на отечественные товары и услуги, составил 6,7%, что ниже показателя индекса потребительских цен (7,1%), который включает в себя изменение цен и на импортируемые товары. «Очевидно, что стране потребуется больше времени для восстановления импортозамещения. Рост импорта из России на 32% демонстрируют недостаточную конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей» - добавил Председатель. Д.Акишев также добавил, что причиной инфляции становятся ожидания населения и предприятий в отношении роста цен, которые “даже при отсутствии объективных факторов могут двигать цены вверх «Важно добиться дальнейшей «стабилизации» инфляционных ожиданий в соответствии с долгосрочными целями денежно-кредитной политики. В августе 2017 года количественная оценка инфляционных ожиданий на год вперед составила 6,5%. Таким образом, они формируются ниже фактической инфляции и внутри целевого коридора на 2018 год, - считает глава НБ РК.  «На уровень инфляции продолжают оказывать влияние структурные особенности экономики, в том числе недостаточная глубина рынка товаров длительного пользования, слабая конкуренция, наличие торговых наценок и посредников. Это наблюдается на отдельных товарных рынках плодоовощной продукции, горюче-смазочных материалов и других. В этой части требуется усиление координации взаимодействия всех государственных органов», - заключил Д.Акишев.

В то же время не так давно exclusive.kz демонстрировал наглядную кореляцию между курсом доллара и инфляцией:

«За последние 20 лет стоимость доллара выросла более на 427%. На Графике хорошо видны всплески роста, соответствующие проведенным девальвациям. Наиболее крутой рост обменного курса — это последняя проведенная девальвация национальной валюты, осуществленная в течение последних 2-3 лет в 2-3 этапа.

Следующий График 2 наглядно иллюстрирует динамику роста курса доллара США и уровень инфляции за период с 1997г. по 2016г.г.

 

 

Невооруженным взглядом можно отметить схожесть изменения обменного курса доллара и уровня инфляции. Очень четко на обеих кривых выделяются пики, соответствующие периодам девальвации: где-то с опережением, где-то с запозданием, но идентичность очевидна. Если

Национальный Банк таргетирует инфляцию, но при этом, не обращает внимания на курс, поскольку инфляция якобы, по его мнению, от курса не зависит, то регулятор либо пребывает в преступном неведении, либо делает это осознанно, тем самым расписываясь в том, что ситуацию ни с курсом (курс, по сути, искусственно контролируется Правительством), ни с инфляцией он не контролирует.

В целях более наглядной демонстрации зависимости уровня инфляции в Казахстане от обменного курса доллара, приведем График 3 с накопленным уровнем инфляции и роста курса доллара за исследуемый период.

 

 

Можно отметить, что накопленный рост доллара США за 20 лет (427%) практически полностью соответствует накопленному уровню инфляции (419%). Разница в 8% на 20-летнем промежутке несущественна (это менее 0,5% в год). Совпадение? Маловероятно. Но к этому ввиду фактического отсутствия рыночной экономики (монополизм и отсутствие конкуренции), которую мы пытаемся выстроить все 25 лет независимости Казахстана, даже при определенном укреплении национальной валюты монополисты не снижают стоимость своих услуг, хотя при девальвации охотно это делают. В итоге, при снижении обменного курса доллара США к тенге, уровень инфляции практически не снижается. Можно отметить некоторое замедление роста уровня инфляции, но не снижение, как было бы ожидаемо в условиях рыночной экономики».

Оставить комментарий

Финансы

Запасайтесь картошкой Запасайтесь картошкой
Редакция Exclusive
29.09.2017 - 12:42
Химпром растет Химпром растет
Редакция Exclusive
22.09.2017 - 10:10
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33