среда, 13 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

ОЭСР: Восемь шагов к открытой информации

Exclusive.kz продолжает следить за тем, как в Казахстане идет реализация положений Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией. В частности, мы уделяем внимание всему, что касается недавно принятому Закону о доступе к информации.

 

 

Казахстан принял новую Антикоррупционную стратегию на 2015 - 2025 годы, которая ориентирована на сокращение уровня коррупции в таких сферах, как государственная служба, квазигосударственный сектор, частный сектор, судебные и правоохранительные органы.

На днях на сайте ОЭСР (международная Организации экономического сотрудничества, в которую входят развитые страны) был опубликован отчет по четвертому раунду мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией.

Напомним, что Казахстан не входит в эту организацию, но пытается внедрять стандарты ОЭСР в экономическую практику.

В этом отчете содержится подробный анализ антикоррупционной политики, рассматриваются такие вопросы как добропорядочность политиков на государственной службе, в судебной системе и в бизнесе. Рассматривается уголовная ответственность за коррупцию и ее применение. Даны рекомендации по государственным закупкам, реформе уголовной ответственности.

Отдельная глава посвящена коррупции в сфере высшего образования в Казахстане.

И, наконец, отчет содержит рекомендации по внесению изменений в Закон о доступе к информации, которые должны привести его в соответствие с международными стандартами и передовой практикой, и механизмам контроля за его соблюдением.

Сам отчет можно найти на сайте: oecd.org

В целом, оценивая антикоррупционную политику Казахстана, в отчете ОЭСР отмечено, что на ее основе все центральные государственные органы утвердили ведомственные планы, а местные исполнительные органы – региональные планы по реализации Стратегии. Однако отчет признал План мероприятий на 2015-2017 годы, в целом, неадекватным ситуации, поскольку многие из его мероприятий не имеют явной антикоррупционной направленности. Новая стратегия и план не были основаны на тщательном анализе ситуации с коррупцией и ее тенденций, анализе предыдущих усилий по борьбе с коррупцией, результатах исследований коррупции, в том числе проведенных НПО.

Отмечено, что процесс вовлечения общественности не был полностью открытым, инклюзивным и прозрачным.

 

Закон о доступе к информации

В отчете отмечено, что существуют проблемы с реализацией Закона о доступе к информации на практике. «Журналисты, гражданские активисты, представители НПО отмечают, что пока нет особого прогресса в получении информации о деятельности государственных органов, их сайты не стали более информативными», - говорится в отчете.

По информации Центра исследования правовой политики (LPRC), для реализации ЗоДИ в 2015-2016 годах были приняты следующие нормативные правовые акты:

- об определении размера фактических затрат на копирование или печать и порядка их оплаты обладателю информации, а также освобождения социально уязвимых слоев населения от оплаты фактических затрат на копирование или печать;

- об утверждении Правил отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней;

- об утверждении Положения о порядке деятельности Комиссии по вопросам доступа к информации;

- о составе и регламенте деятельности Комиссии по вопросам доступа к информации;

- об утверждении Правил размещения информации на интернет-портале открытых бюджетов;

- об утверждении Правил размещения информации на интернет-портале оценки эффективности деятельности;

- об утверждении Правил размещения и публичного обсуждения проектов концепций законопроектов и проектов нормативных правовых актов на интернет-портале открытых НПА;

- о проведении отчетных встреч с населением руководителей центральных исполнительных органов, акимов, ректоров национальных высших учебных заведений.

В мониторинговой группе ОЭСР приветствовали ОЭСР тот факт, что Казахстан пересмотрел, как рекомендовалось, нормы об административной ответственности за нарушение права на доступ к информации. Однако, отметили отдельные нарушения - несвоевременное рассмотрение информационных запросов, предоставление неполной информации, отсутствие ответа на запрос.

 

ОЭСР рекомендует восемь шагов, которые приведут Закон о доступе к информации к цивилизованному виду:

Шаг первый: Привести Закон о доступе к информации в соответствие с международными стандартами, в частности: закрепить презумпцию открытости информации, «трисоставной тест» для ограничения доступа к информации, приоритет закона о доступе к информации перед любыми другими законами, которые регулируют вопросы информации, исключить автоматическое ограничение доступа к отдельным категориям информации.

Шаг второй: Создать эффективный независимый механизм контроля за соблюдением Закона о доступе к информации, а также создать (определить) в органах власти должностных лиц (подразделения), ответственные за реализацию закона, наделив их достаточными полномочиями и ресурсами. Принять меры по продвижению и популяризации Закона о доступе к информации, обучению как пользователей, так и обладателей информации.

Шаг третий: Расширить ответственность за нарушение права на доступ к информации и обеспечить применения действенных санкций за нарушения.

Шаг четвертый: Обеспечить ведение ведомственного учета информационных запросов, хода и результатов их рассмотрения, а также внедрить соответствующий централизованный статистический учет с регулярным опубликованием данных онлайн. Обеспечить подготовку ежегодного национального доклада о состоянии реализации Закона о доступе к информации и обеспечении права на доступ к информации в стране.

Шаг пятый: Обеспечить открытый онлайн доступ к основным базам данных (реестрам) государственных органов, в частности к реестрам юридических лиц, прав собственности на недвижимое имущество и транспортные средства, в том числе в формате открытых данных.

Шаг шестой: Отменить уголовную ответственность за клевету, оскорбление и другие похожие деяния. В случае временного сохранения такой ответственности, перевести ее в разряд уголовных проступков, исключив возможность применения мер наказания, связанных с ограничением или лишением свободы. Отменить квалифицированные составы правонарушений, связанные с распространением информации о возможных коррупционных деяниях.

Шаг седьмой: Обеспечить действенность мер по предотвращению чрезмерных денежных исковых требований к СМИ и журналистам по возмещению морального вреда, в том числе путем ограничения срока исковой давности по такого рода искам до одного года, запрета должностным лицам органов власти и самим государственным учреждениям подавать иски о защите чести и достоинства, распространения размера пошлины, пропорционального сумме иска, на иски, которые подаются в уголовном процессе, проведения регулярного обучения судей по международным стандартам рассмотрения соответствующих дел. Закрепить в нормативном постановлении Верховного суда Республики Казахстан правила рассмотрения дел о защите чести и достоинства, которые соответствуют международным стандартам и рекомендациям.

Шаг восьмой: Присоединиться к международной инициативе «Партнерство Открытое правительство» (Open Government Partnership).

P.S.: Пункты номер 6 и 7 особенно важны для многих оставшихся в живых независимых СМИ в нашей стране. Если будет реализована хотя бы часть этих рекомендаций, то, возможно, журналисты в Казахстане смогут вновь стать реальной четвертой властью. Собственно, это и есть один из главных механизмов борьбы с коррупцией. 

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33