RBK банк: проклятье жадности или зеркало системы?
Банковская система страны еще раз продемонстрировала, что доверие к ней рядовых казахстанцев, видимо, будет все больше определяется степенью персонального авантюризма.., если в системе ровным счетом ничего не изменится.
Гвоздем минувшей информационной недели стало не столько торжественное заседание политсовета правящей партии «Нур Отан», а то со всех сторон политическое заявление, которое сделал на нем президент Казахстана по поводу, мягко выражаясь, тревожной ситуации вокруг АО «Bank RBK».
Глава «Национальной лиги потребителей Казахстана» Светлана Романовская сообщила, что не случайно оказалась на этом заседании, а ехала сюда целенаправленно. Диалог, который состоялся между ней и президентом, по сообщениям информагентств выглядел примерно так:
– Остро стоит проблема по поводу банка RBK. На наш взгляд, банк не совсем честно поступает. С июня у них очень серьезные проблемы. И практически все вкладчики, клиенты этого банка, в том числе предприниматели, просто разоряются. Я прошу, пожалуйста, мы знаем, как много вы делаете для своего народа. Помогите, пожалуйста, вкладчикам Bank RBK.
Реакция главы государства.
– Я эту проблему знаю. Хорошо знаю. И что там случилось - тоже знаю. Это тот же вопрос воровства самих акционеров для финансирования своих людей. Заставим вернуть их деньги. Постараемся стабилизировать работу этого банка, чтобы особенно акционеры и физлица смогли получить свои средства.
Информационная справка с сайта www.bankrbk.kz
АО «Bank RBK» – универсальный казахстанский банковский институт, входящий в топ-10 крупнейших банков РК. Банк имеет сбалансированные показатели развития и располагает одним из самых качественных кредитных портфелей на отечественном банковском рынке. Банк осуществляет серьезные инвестиции в развитие человеческого капитала, инфраструктуры, информационных технологий и собственного бренда.
Банку присвоены долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги контрагента «CCC+/C» и рейтинг по национальной шкале «kzB» от международного рейтингового агентства Standard & Poor’s.
По итогам 2016 года активы АО «Bank RBK» составили 1 021 млрд тенге, ссудный портфель – 753,4 млрд тенге, обязательства – 938,8 млрд тенге, собственный капитал – 82,2 млрд тенге.
Прибыль Банка за 2016 год составила 5,449 млрд тенге. При этом Банк выполняет все пруденциальные нормативы, установленные регулятором.
АО «Bank RBK» является членом Казахстанской фондовой биржи, Ассоциации финансистов Казахстана, участником Системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц Республики Казахстан, партнером Фонда развития предпринимательства «Даму» в рамках реализации Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» и Программы финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере обрабатывающей промышленности, партнером АО «НУХ «КазАгро» в рамках реализации Программы финансового оздоровления субъектов агропромышленного комплекса «Агробизнес-2020», партнером АО «Банк Развития Казахстана» в рамках программ финансирования субъектов крупного предпринимательства в обрабатывающей промышленности и индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, партнером АО «Аграрной кредитной корпорации», партнером Сообщества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT), а также принципиальным участником Visa International.Офисы Банка действуют в городах Астана, Алматы, Атырау, Актау, Актобе, Караганда, Кокшетау, Шымкент, Павлодар, Усть- Каменогорск, Семей и Экибастуз.
Крупными участниками (акционерами) АО «Bank RBK» являются ТОО «Дирекция по управлению имуществом «Фонд-Инвест» и Фарид Люхудзяев, руководитель группы казахстанских производственных предприятий и горнодобывающих компаний SBS Group. Также в состав акционеров Банка входят такие видные отечественные предприниматели, как Динмухамет Идрисов, Кайрат Шарипбаев и другие…
Относительно здоровья финансовой системы страны обо всем красноречиво говорит сама динамика происшествий на банковском фронте за последние годы. Интернет-сводки подробно расскажут, когда, кто и как «схлопнулся», а кто с кем и как слился неизвестно какой ценой и во что. В то же время из страны уже откочевали известные международные банки.
Попутно за эти годы Казахстан фактически растерял по дороге несколько серьезных системообразующих банков, которым, как тогда казалось, ничто грозить не может, в принципе. Хотя бы на том простом основании, что банк в Казахстане – это не чистой воды бизнес, а обязательно за ним стоит мощное политическое лобби, интересы высокопоставленных лиц и собственно бенефициары.
Между тем, есть мнение, что история финансовой системы Казахстана могла бы пойти совсем другим, куда более позитивным путем, если бы еще в начале 2009 года политическое руководство выбрало бы прагматичный, верный, а не сомнительный вариант помощи главным банкам страны. Но это ремарка.
Если сильно напрячь память, то за последние годы особо громких претензий у регулятора к RBK, вроде бы не было. Разве что, кажется, лет пять назад временно приостанавливали лицензию по работе с депозитами физических лиц из-за огрехов в финансовой отчетности. В те времена RBK обещал чуть ли не самые высокие ставки вознаграждения. Время шло, менялись акционеры.
Три года назад, по данным KASE, структура акционеров выглядела так: Фарид Люхудзяев – 9,57% акций банка, Динмухамет Идрисов, Ержан Достыбаев, Бахаридин Аблазимов, Азат Ермембетов – по 8,61%, Кайрат Шарипбаев – 7,83%, ТОО «City Garant Investments» – 5,77%, Болат Назарбаев – 7,83% акций банка. Также по решению Национального банка РК держателем акций Bank RBK стало ТОО «Дирекция по управлению имуществом «Фонд Инвест» и его учредитель – «Фонд первого президента Республики Казахстан – лидера нации». Доля не уточняется.
Совокупными усилиями банковская система постепенно пришла к такому состоянию, что Национальный банк разработал сильно раскритикованную экспертами программу повышения финансовой устойчивости. В ней был провозглашен принцип разделения убытков, когда государство (читай налогоплательщики) вместе с акционерами БВУ и кредиторами спасают финансовые институты от разорения. Напомним, что на эти цели было решено выделить 500 миллиардов тенге, а срок погашения этих средств растянули до 15 лет.
Ранее были разговоры, что Bank RBK собирается слиться с Qazaq Banki. И вроде бы готовая сделка сорвалась чуть меньше месяца назад. С этого же времени начались откровенные проблемы клиентов – ограничения на снятие денег, которые затронули всех. У кого-то заморожены счета, кто-то не может пользоваться карточками, а кто-то подает в суд на банк.
Претерпел срочные изменения совет директоров. Ранее банк (просидев в кресле меньше двух месяцев) покинул зампред правления и сын спикера мажилиса Нурлана Нигматулина– Нурхан Нурланов. Из совета исключены председатель – Фарид Люхудзяев, директора Нургуль Ертаева, Николай Радостовец, члены – Игорь Мажинов и Данияр Туганбай. Вместо них введены Болатбек Жайназаров и Марпу Жакубаева. Практически Bank RBK не сходит с новостных лент.
И вот теперь, если целиком доверять словам президента, «это вопрос воровства самих акционеров», а не отсутствие долгожданного консенсуса между ними. Из чего следует, что ситуация еще только в развитии и, скорее всего, заинтересованным зрителям предстоит увидеть немало интересного. Ведь в том же списке акционеров немало людей, которые близки лично президенту Казахстана. Другое дело, какой практический вывод сделают для себя потенциальные клиенты казахстанских банков и особенно их владельцы?
Так же на сегодня важно понять можно ли расценивать заявление главы государства, как гарантию того, что Bank RBK в скором времени не обанкротится, а станет частью официальной истории о том, что будто бы «за годы независимости Казахстан сумел создать по-настоящему устойчивую финансовую систему».
PS: Между прочим, 15 ноября в Астане заявлено проведение VII Конгресса финансистов Казахстана. На первый взгляд, событие как событие, мало ли таких в столице? Любопытно другое. Разница между предыдущим и нынешним конгрессами составляет 11 лет! В 2006 году Нурсултан Назарбаев помнится давал поручения повысить суверенный кредитный рейтинг страны, а также придумать систему индикаторов раннего оповещения финансового кризиса. Результаты, похоже, налицо. На этот раз в День финансиста среди прочего собираются полемизировать на тему прозрачности и последовательности денежно-кредитной политики и драйверах поступательного развития финансового сектора…