Казахстану необходимы производители бытовой химии
Несмотря на рост производства, импорт все еще перекрывает 96% спроса на моющие средства и 77% - на мыло.
В розничных точках продаж стиральный порошок подорожал за год на 5%, мыло - на 11-12%.
После многолетнего спада в РК растет производство моющих средств. Так, по итогам 10 месяцев объемы выпуска достигли 4,2 тысячи тонн - на 10% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее.
Для сравнения, показатели января-октября 2016 года уступали 2015 на 8,6%, а в целом 2016 год не дотянул до показателей годом ранее на 6,9%. Спад производства в секторе наблюдался с 2015 года (сразу -20,4% к пиковому 2014 году).
В то же время, несмотря на рост производства, доля казахстанских производителей на рынке слишком мала - всего 4,2% по итогам трех кварталов 2017. Импорт же перекрывает 95,8% спроса, против 95,6% в аналогичном периоде прошлого года.
При этом сам спрос растет: реализация моющих средств на внутреннем рынке увеличилась год-к-году сразу на 23,2%.
Аналогична и ситуация с мылом - объемы выпуска увеличились по итогам января-сентября на 35,1% за год, однако это пока лишь 22,9% от спроса. В то же время, сама потребность продолжает расти: внутренний спрос увеличился на 17,3% за год, внешний (экспортное направление) - сразу на 42,9%.
Таким образом, сфера бытовой химии остро нуждается в импортозамещении и расширении казахстанского производства.
Давление импорта сказывается на ценах. Так, к примеру, при среднем удорожании непродовольственных товаров на 9,2% за год, туалетное мыло по итогам ноября в магазинах и на базарах выросло в цене на 10,2% год-к-году, до 197 тг за 100-граммовый брусок, хозяйственное - сразу на 10,9%, до 113 тг за 200 грамм.
Впрочем, стиральный порошок стоил 410 тг за полукилограммовую упаковку - всего на 4,6% больше, чем годом ранее.