понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Областные социальные расходы добывающих компаний

Несмотря на значимость социальных расходов,  не стоит забывать об изначальной ответственности государства в предоставлении государственных услуг, реализации социальных и инфраструктурных проектов. Однако, поскольку подобные проекты финансируются и реализуются дополнительно и за счет средств нефтяных и горнодобывающих компаний, общественный контроль, постоянный мониторинг и заключительная общественная оценка должны занимать важное место в процессах принятия решений на местах. Это может быть обеспечено посредством создания или интеграции в уже существующие механизмы многостороннего взаимодействия гражданского общества, компаний и государственных органов в лице акиматов и маслихатов.

Одной из важных статей расходов добывающих компаний являются средства, направляемые на социальное развитие регионов и местной инфраструктуры. Данные расходы являются значимыми для регионов, так как напрямую влияют на инфраструктурные проекты и социально-экономическое развитие регионов и направляются в соответствии с договорными отношениями между Правительством Казахстана и добывающими компаниями.

 Социальные расходы классифицируются по следующим направлениям:

  • Строительство и капремонт объектов инфраструктуры;
  • Благоустройство населенных пунктов;
  • Культурно-массовые мероприятия;
  • Спортивно- оздоровительные мероприятия;
  • Образовательные мероприятия;
  • Здравоохранение;
  • Прочие расходы на социальную сферу;
  • Перечислено на Код бюджетной классификации 206109 (местный бюджет);

Расходы на социальное развитие: тренды

В рамках расходов на социальное развитие регионов и местной инфраструктуры было выделено 165,3 млрд.тенге, что в среднем составляет 41,3 млрд.тенге. Данная сумма представляется существенной, учитывая их целевое назначение – региональное развитие – нежели только лишь покрытие текущих расходов. Так, например, бюджет города Караганда в 2015 году составил 41,5 млрд.тенге (Решение ХLII сессии V созыва Карагандинского городского маслихата от 19 декабря 2014 года № 394), включая осуществление многочисленных государственных услуг и реализации программ, содержание аппарата государственных служащих, финансирование образования и здравоохранения.

В 2010 году общий объем расходов на развитие регионов и местной инфраструктуры составили 52,5 млрд.тенге, в 2011 году – 41,6 млрд.тенге, в 2012 году – 34,88 млрд.тенге и в 2013 году – 36,3 млрд.тенге. Большая часть была выделена предприятиями нефтегазовой отрасли, значительно меньше горнорудными предприятиями. В 2012 году в связи со значительным снижением расходов нефтяных предприятий и ростом расходов горнорудного сектора их разница максимально сократилась, но оставалась заметной.

 

Доля расходов социальное и инфраструктурное развитие нефтяных компаний значительно превышает схожие расходы горнорудных предприятий. В 2010 году доля расходов нефтяных компаний составила 83%, в 2011 году 79%, в 2012 году 61%, и в 2013 году 78%. В целом 76% выделенных средств приходится на предприятия нефтегазового сектора и 24% на предприятия горнорудного.

По регионам наибольшее количество средств на социальное и инфраструктурное развитие получают Атырауская (63 млрд.тенге за четыре года) и Мангистауская (45 млрд.тенге) области, значительно меньше Карагандинская (14,5 млрд.тенге) и Южно-Казахстанская (10 млрд.тенге) области. В Кызылординской и Актюбинской областях средства были выделены в сумме, превышающей 6,8 и 6,2 млрд.тенге соответственно. В остальных регионах средства, выделяемые на социальное развитие, не превышали 5 млрд.тенге.

Следующий график демонстрирует распределение средств за 2010-2013 годы по регионам. На долю лишь двух областей Атырауской и Мангистауской приходится 65% всех социальных расходов добывающих компаний. Доля последующих четырех регионов составляет 23%, остальных 8 регионов не превышает 12% социальных и инфраструктурных расходов добывающих компаний.

 

Расходы добывающих компаний на социальное развитие

Основная часть расходов добывающих компаний на социальное развитие приходится на нефтяной сектор. Вместе с этим, как и в случае с прямыми отчислениями в государственный бюджет и Национальный фонд, на относительно небольшую долю компаний приходится основной объем выплат. Так, к числу компаний нефтегазового сектора с расходами на социальное и инфраструктурное развитие свыше 1 млрд.тенге за период с 2010 по 2013 годы, согласно отчетности ИПДО, мы относим 22 компании с общей долей расходов 91%.

Филиал «Аджип Каспиан Си Б.В.» являвшаяся оператором широкомасштабного проекта Аджип ККО по добыче нефти на Каспийском море выделило в общей сложности 20,75 млрд.тенге в 2010 и 2013 годах. Данных по расходам за 2011-2012 гг. не предоставлено, либо компания не имела расходов по социальным и инвестиционным проектам, которые в основном осуществлялись в Атырауской и Мангистауской областях.

АО «Разведка Добыча «Казмунайгаз» занимает второе место и 20,28 млрд.тенге расходов на социальное развитие регионов. Максимальные расходы компании составляли 7,56 млрд.тенге в 2011 году, а в 2013 году существенно снизились до 25,7 млн.тенге. На графике сумма расходов по последнему году может быть и незаметна. 

Почетное третье место занимает АО «Мангистаумунайгаз», который в общей сложности выделил почти 12 млрд.тенге на социальное развитие Мангистауской области. Здесь также заметно существенное снижение расходов с 5,1 млрд.тенге в 2011 году до 1,7 млрд.тенге в 2012 году и 600 млн.тенге в 2013 году.

Примечательно, что среди компаний есть одна, которая закрыла 2012 год с отрицательным сальдо, то есть вместо расходов на социальное развитие показала получение средств из бюджета в сумме 1 млрд.тенге. Данная сумма отражается в социальной отчетности АО «Каржанбасмунай». Вместе с этим, по итогам всех четырех лет расходы компании, с учетом возвращенного миллиарда, составляют 1,7 млрд.тенге социальных расходов.

Также интересным фактом является выделение средств самым крупным налогоплательщиком Казахстана компанией «Тенгизшевройл», которая за 2010-2013 годы израсходовала 8,1 млрд.тенге на социальное развитие, занимая четвертое место в списке наиболее крупных инвесторов в социальное развитие регионов. Данная сумма в более чем два раза ниже расходов Аджип Каспиан за два года. Расходы «Тенгизшевройл» не являются равномерными – максимальное значение расходов на социальное развитие в 4,35 млрд.тенге в 2010 году и минимальное – 658 млн.тенге в 2011 году.

На долю второй группы компаний, в которую входит 27 компаний, приходится всего 8% всех отчислений на социальное развитие. Вместе с 22 компаниями первого списка на долю 49 компаний нефтегазового сектора приходится 99% всех расходов нефтегазовых компаний на социальное и инфраструктурное развитие. Во второй группе находятся компании, израсходовавшие на социальное и инфраструктурное развитие от 100 млн.тенге до 1 млрд.тенге за период с 2010 по 2013 годы.

Лидером второго списка является ТОО «Казахойл - Актобе» - 950 млн.тенге расходов на социальное развитие Актюбинской области. Второе место делят «ЭксонМобил Казахстан Инк.» (не видно на графике) и Филиал «Инпекс Норт Каспиан Си, Лтд.», выделившие лишь в 2013 год по 778 млн.тенге. И третье место за АО «СНПС – Ай Дан Мунай» - 755 млн.тенге.

На долю 15 компаний горнорудного сектора приходится 86% всех расходов на социальное и инфраструктурное развитие. В их числе ТОО «Копорация Казахмыс» (12 млрд.тенге), ТОО «Горнорудная компания» при «Казатомпром» (5,5 млрд.тенге) и ТОО «Казцинк» (3,1 млрд.тенге).

На долю второго списка компаний, где разместилось 18 горнорудных предприятий, приходится еще 12% всех расходов сектора на социальное и инфраструктурное развитие. В общей сложности на долю 33 компаний (24% от общей численности компаний) приходится 98% всех расходов на социальное развитие.

 

Стоит отметить, что социальные расходы компаний носят менее системный характер, нежели налоговые и иные поступления в бюджет. С одной стороны, они могут регулироваться соглашениями о разделе продукции либо другими нормативными документам, с другой могут определяться, исходя из текущей ситуации, желанием менеджмента или просьбами местных властей или жителей. В данном случае, выделение значительных средств на региональное развитие, должно иметь более системный и предсказуемый характер, а также быть обеспечено процедурами и соответствовать принципам прозрачности и подотчетности.

 

Оставить комментарий

Жанибек Хасан