Казахстанский режиссер Елена Лисасина: «Нам никогда не стать Голливудом»
На отечественные экраны вышел фильм «Финансист. Игра на вылет» в новом для казахстанского кинематографа жанре – финансовая драма. Генеральный продюсер Ерболат Байганин пытался раскрыть в картине законы финансовой игры на фондовой бирже Казахстана. Казахстанскому зрителю пришлась по душе история главных героев, многие отмечают, что «Финансист» достоин представлять страну на международных фестивалях. Нам удалось поговорить с Еленой о ее режиссерском дебюте.
- Елена, хотелось бы узнать подробнее, как разрабатывалась идея, почему вам пришелся по душе сценарий «Финансиста»?
-Идея создания фильма принадлежит генеральному продюсеру нашего фильма Ерболату Байганину. Как говорит он сам, эта идея появилась у него в конце 2015 года. Но, к сожалению … или все-таки к счастью для меня, у него никак получалось реализовать проект. Были приглашены несколько сценаристов, но ожидаемого результата Ерболат не видел. Увидев творческие мучения Ерболата, Сатыбалды Нарымбетов посоветовал ему предложить поработать со мной. К тому моменту Ерболат был уже вынужден самостоятельно написать фабулу истории на полутора листах. Как я говорила, и еще раз повторюсь, у меня никогда не было и мысли снимать кино про деньги. Но я увидела в этом предложении шанс. «Нет ничего невозможного для человека с интеллектом», -подумала я и согласилась. Я пригласила Дмитрия Богомолова помочь с написанием сценария. И мы начали работать. Спорили, ругались, мирились - но через три месяца все-таки литературный сценарий был готов. И за то время пока мы над ним работали, я уже сроднилась с идеей, внесла многое из своего мировоззрения.
- Какого жанра кино вы снимали до этого?
- Я снимала короткометражные фильмы, сериалы. Писала сценарии. Почти всегда это были драмы или мелодрамы. Комедии я не снимала, хотя юмор очень люблю. Могу признаться, хотя по мне этого не скажешь, - я очень люблю фантастику. Если в кадре появляется космический корабль - досмотрю фильм до конца, даже если он невозможно плохой.
- На пресс-конференции вы уточнили, что идея фильма и его сюжет не были подвержены жесткой цензуре благодаря тому, что вы снимали его на деньги инвесторов. Как вы считаете, в Казахстане для хорошего кино возможен только такой путь? Почему на государственные деньги сегодня снимают лишь исторические однотипные картины? Как признались журналисты и блоггеры, «все устали от топота копыт и рекетиров».
- Пока да - путь, наверное, только такой. Жесткая цензура проберется к вам в фильм, если вы снимаете его на деньги налогоплательщиков, которые выделяет вам государство. Есть разработанный министерством план, в котором прописаны темы, которые хотят видеть на экране. Но не зрители хотят видеть, как вы правильно заметили, а некоторые другие люди.
- Чингис Капин отметил, что фильме «Финансист» чиновники и финансисты смогут посмотреть на себя со стороны. Сформулируйте, пожалуйста, какую сверхзадачу вы ставили для себя во время съемок, какой основной смысл заложен в сюжет фильма?
- Управляющей идей для меня была простая и может где-то банальная мысль: «Система ломает человека». Но вот просто у нас, в Казахстане, этот слом отличается своими неповторимыми «агашескими» чертами.
- Фильмы, которые показывают в кинотеатрах сегодня, ориентированы на массы, имеют в основном развлекательное направление. Как, по-вашему, это говорит о дурном вкусе современной аудитории или это навязанные стереотипы?
- В некотором роде — это глобальная проблема. Отвечу коротко: жизнь большинства людей на данный момент времени в нашей стране ограничена очень узким кругом возможностей развлечься (я имею ввиду финансовые возможности) и широким болотом проблем различного характера (от образования до выживания). Поэтому времени и желания испытывать какой-то дополнительный чувственный, трагический опыт при просмотре фильма у большинства нашего зрителя нет никакого желания. И так своих проблем хватает. Лучше просто развлечься, усмехнуться, побалдеть над простенькой и незамысловатой историей. Хочу подчеркнуть, не весь наш зритель такой, но…
- На каких фестивалях вы планируете продвигать фильм «Финансист»?
Думаю, «Финансист» будет представлять нашу страну на международных фестивалях, соответствующих тематике коммерческого и полукоммерческого кино.
- Какое казахстанское кино будет интересно миру? Как вы думаете, мы можем раскрыть себя как страна через кинематограф? Для этого нужно научиться работать со спецэффектами в стиле Голливуда, либо есть свой уникальный путь к сердцу зрителя?
- Надо смириться с тем, что мы не будем Голливудом никогда. Да нам и незачем. У нас менталитет другой, скорость восприятия мира другая, мы - не технари, мы все-таки больше творцы. Мы по шаблону не можем, у нас свобода «подумать» должна быть. А это прямой путь в авторско - фестивальный кинематограф. И тут, я уверена, что мы можем выработать свой отличительный стиль. Именно кино Сердца Азии.
- Сейчас все больше популярно призывать казахстанцев финансовой грамотности в плане вложений денег, в том числе вкладывать инвестиции на фондовом рынке. Ваш фильм показывает, что правила этой игры могут стоить многого. Так, как, по-вашему, стоит или нет?
- По -мне, стоит. Но не самому торговать на бирже, а доверять свои деньги надежной компании, надежному брокеру. У самих может нервов не хватить, да и довольно сложно это, особенно если вы до этого сталкивались максимум с вычислением квартплаты. Но не рассчитывайте, что, вложив 200 долларов, вы через полгода срубите миллионы. Начальные инвестиции должны быть весомее.
- Что вы посоветуете начинающим режиссерам?
- Работать много, даже очень много и не стыдиться того, что может быть сейчас вы ассистент ассистента. Не надо думать, что вот прям сейчас с неба вам упадет проект и вы покажете всем - какой вы гениальный. (Хотя с некоторыми так и получается, но все же ключевое слово тут - «некоторыми». А нас, начинающих, много). В любом случае, снимите вы свой фильм или нет - вы останетесь человеком, а это уже много.
-Над каким проектами вы планируете работать в ближайшее время?
В самое ближайшее над телевизионным. А в отдаленном будущем над художественным.
.Иллюстрации из открытых источников