Союз Кереев и найманов
Новости по теме
Кто и зачем так заботливо стирал нашу память?
Вместо того, чтобы дать возможность каждому народу развивать свои искони неповторимые особенности, заботливо поддерживать это многообразие, социалистическая тоталитарная система загнала все народы и народности в одну казарму, обкорнав под единый идейно-политический стандарт, не имея даже намерений сохранения исторических корней своего многонационального населения. А многочисленные народы и народности, отвернувшись от своих этногенетических корней, вызубрив навязанные им клише "ранее отсталый народ", "ранее бывшие родоплеменным сбродом" "раньше не бывшие нацией" в соответствии с требованиями лжетеории, вытвердили эти постулаты наизусть как национальную автобиографию.
18.10.2019 16:10Тюркский каганат
Exclusive.kz продолжает публикацию отрывков одной из самых уникальных Акселеу Сейдимбека «Мир казахов».
11.10.2019 11:10Акселеу Сейдимбек: прерванный полет
Казахский народ на протяжении XVIII, XIX, XX веков и до сих пор смотрел на историю глазами летописцев Российской империи и не придавал этому особого значения. Более того, до сегодняшнего дня всемирная история, которую читают и изучают казахстанцы, пишется в духе идеологии тоталитарной системы, с позиций имперского мышления, которым проникнута историографическая традиция. Не одно поколение выросло, получив духовное воспитание на этих идеологических дрожжах. Современные казахи знают поименно почти всех западных воителей, имена и генеалогию большинства полководцев, прошедших с огнем и мечом с Запада на Восток. А те, кто расширял границы своих владений с Востока на Запад, для них поголовно представлялись варварами. Они изучали жизнеописани
04.10.2019 10:10Еxclusive.kz продолжает публикацию отрывков одной из самых уникальных Акселеу Сейдимбека «Мир казахов».
Жизнь кочевника никогда не представлялась безоблачной, похожей на солнечный майский день. Есть враги, которые только и ждут, чтобы напасть, есть джуты, истребляющие все живое, есть болезни, мор, эпидемии. Вот в такие ненастные времена и просыпается этническия память отдельных родов, ставших малочисленными, слабыми, беззащитными, которая говорит о том, что у них есть соплеменники добрые и сильные, родичи богатые. И эти роды, естественно, вливаются в большую общеплеменную семью, то есть возвращаются к своим первоначальным истокам.
Сказанное означает, что мир кочевников как всякий живой социальный организм при известных общественно-политических условиях расширяется разновекторно и в особых ситуациях группируется, сплачивается.
Само по себе такое состояние одновременной интегрированности и дифференцированности было необходимым условием жизнедеятельности кочевников в рамках отведенного им времени и пространства. В конечном счете, то, что мы называем историей кочевников, есть история непрерывного процесса дифференциации и интеграции в составе многочисленных родов и племен.
При рассмотрении же родословной отдельного рода в замкнутом социуме, без учета того, что в известных обстоятельствах он выходил на самостоятельный путь, а в других условиях снова вливался в состав племени, причем, неоднократно, мы вряд ли вправе говорить об общем предке, от которого пошли представители этого рода. Отдельные представители некоторых родов, и это обычное явление в степной традиции, знают свою родословную — шежире до двадцатого и большего колена. И никого среди единокровцев подобным не удивишь. Этим обстоятельством люди гордятся как устойчивой и обязательной этнической традицией, но не более. Это отнюдь не говорит о том, что каждый род имеет своего отдельного предка.
Есть у кочевников обычай брать на воспитание детей своих родственников. Более того, в состав рода принимались пришлые люди, ушедшие из других родов, даже пленные, захваченные в боях. Они адаптировались, становились близкими сородичами, принимали генеалогию данного рода. Об этом свидетельствуют тысячи примеров из устной и письменной родословной казахов. Сложившийся ритуал, во- первых, способствовал целостности социальной жизни кочевников, во-вторых, не давал хода тенденции превращения отдельных родов в замкнутые группы. Культурно-хозяйственный тип кочевой жизни требовал среди членов рода солидарности в трудовом процессе, единого места проживания; у них были общие радости, удачи, трудности, горе, беды. Значит, людей рода объединяла не только общность крови, а требования социально-экономической жизни и общность исторической судьбы.
Все это относится непосредственно и к родам Найманов и Кереев, которые заселяли Азию с незапамятных времен. По свидетельству китайских и монгольских письменных памятников, одним из родственных всем тюркам племен, причем самым древним, было племя Найманов. Места, где проживали Найманы, — горные пределы Хингана, Алтайский Край, водораздел Черного Иртыша и побережье озера Зайсан. На востоке они соседствовали с Кереями, на севере — с Киргизами и Хакасами, на западе с Канглами, на юге — с уйгурами... Свидетельства, что Найманы располагались в центре соседних тюркских народов, опровергают домыслы, что это племя монгольского происхождения. Виднейшие ученые Н. Аристов, Г. Ховрос, П. Пауха, С. Мураяма, С. Аманжолов, Л. Л. Викторова, М. Муканов, К. Сарткожаулы неопровержимо доказали принадлежность найманов к тюркам. Известный ученый историк Рашид-ад-Дин однозначно повествует о государстве, образованном тюркскими племенами Найманов, Кереев, Киргизов, Кипчаков, о том, что это тюркские племена, и никакого отношения к монголам не имеют (Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Ч. I. — М.-Л., 1952. — С. 126). Плано Карпини — известный путешественник, посетивший ставку Куйик хана в 1246 году, отмечает, что задолго до образования Монгольской империи Чингисхана монгольские роды и племена платили дань государству тюрков Найманов (Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. — М., 1957. — С. 38).
Известный историк Каржаубай Сарткожаулы указывает на родственные связи между Найманами и соседствующим племенем в составе Тюркского Каганата, когда это государство достигло высшего расцвета в VI-VIII вв., а именно с племенем Байырку. Он также уточняет, что в I-II вв. указанные Байырку входили в состав гуннского союза под названиями Дин-ли, Ун-ли, во II-VI вв. были известны под названиями Уху, Уге, Гао-гюн (сидящие на высоких повозках), Ти-ле, Те-ле. Кстати, необходимо указать, что звучания этих этнонимов были зафиксированы китайскими иероглифами, и это вовсе не означает, что Найманы так себя называли. Но в то же время, по китайским источникам, сопоставляя и сравнивая, можно выявить много ценных сведений о местах проживания, социально-политическом устройстве общества того времени, а также почерпнуть важную информацию об истоках существующих ныне родах и племенах. Опираясь на сведения, зафиксированные в историографии, мы точно установили, что в первой половине VII века племя Байырку выступало то против Тюркского Каганата, то против Танской империи, наводя ужас на тех и других, и, в конце концов, соединившись с родственными племенами огузов, стало называться Тогуз — Огузами (Н.Я. Бичурин. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. — М.-Л., 1951. — С. 253). В племенном союзе Тогуз-Огузов Байырку были самым могущественным родом. Столица их называлась Тогу (Тогу — Тула). Этот город упоминается на памятных камнях, поставленных в честь Культегина, Бильге-кагана, Тонукыка. Записи сделаны рунической письменностью. Развалины города Тогу, лежащие на берегу реки Толы на юго-западе от Улан-Батора, некогда, еще до Монгольский империи, были столицей Кереев (Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. I. Ч. I. — М.-Л., 1952. — С. 127). Тогуз-Огузы прожили долгую историю в столкновениях и соперничестве с Тюркским Каганатом. Немалую роль в столкновениях родственных племен, в их вражде сыграли хитроумные китайские политики. Известно, что в начале VIII века был убит каган Байырку Капаган, и его голову китайский шпион Хе-Лунь-Цуань отвез своему императору (Н.Я. Бичурин. Указ. соч. — С. 273). В борьбе против Тюркского каганата Байырку выступали плечом к плечу с Он-Уйгурами. А впоследствии, когда Тюркский каганат потерпел крушение и на его основе был создан Уйгурский каганат, полководцами и главнокомандующими этого государства постоянно назначались представители племени Байырку. В эпоху Уйгурского каганата племя Байырку размежевалось на две части: Восемь-Байырку и Девять-Байырку. Восемь-Байырку владели левым краем каганата, а Девять-Байырку — правым. Левый край назывался Тардуш, правый — Толес. Позднее полную власть в Уйгурском каганате захватили Девять-Байырку. Об этом впервые сделал сообщение К. Сарткожаулы, правильно расшифровав известную запись Терх. Тогуз-Огузы, объединившие под своим началом прежних Байырку и Он-Уйгуров и образовавшие каганат, в 795-840 гг. истребили друг друга в борьбе за престол. «Разделившиеся станут добычей волка», — гласит пословица.
Именно так и случилось. Каганат подвергся разрушительным нападениям с юга со стороны Шотов, а с севера — со стороны Киргизов. Он-Уйгуры бежали в Наньшан, в сторону Кашгара. Племя Едиз сбежало в сторону Бесбалык в Турфан. А Восемь-Байырку и Девять-Байырку остались на своих местах и приняли всю тяжесть ударов на себя. Они поселились на Хангае, на Алтае, на Тарбагатае, на Кентае. Позже, в 918-924 гг., когда усилились кидани и покорили енисейских (ене-сайских) киргизов, эти племена стали называть своих соседей Восемь-Огузов «Найман аймаг» (Восемь племен). Хотя Восемь-Огузов с X века назывались «найманами», число «восемь» постоянно сопровождало их родовую номинацию вплоть до XIII века.
В продолжение сказанного возникает вопрос, как же сложилась судьба Девяти-Байырку? Позже они приняли название «кереев», влившись в это племя. Следовательно, в первые века нашей эры племя Байырку разделилось на две части: Восемь-Байырку и Девять-Байырку, а потом, в XII-XIII вв., когда числовые названия родоплеменного деления стали переходить в собственные названия родов и племен, стали называться Найманами и Кереями. И существуют с этими этнонимами до сей поры. В XII веке найманы создали свое самостоятельное государство и прочно удерживали его. А каганом у них был в это время мудрый правитель по имени Инан Билге (хан Бык). Одновременно с Инан Билге, а точнее, в 1189 году, ханом многочисленных монголов становится Шынгыс (Чингис-Темучин) и начинает осуществлять политику очередного передела. Во время борьбы Чингисхана за мировое господство Найманы и Кереи еще недавно составляли могучий союз племен, известный на Евразийском субконтиненте как каганат Тюрков, Уйгуров, Киргизов. В том, что Чингис стал верховным правителем монголов, была немалая заслуга найманского хана Инан Билге, а также хана кереев Тугырула (Уан хана)... Благодаря Найманам и Кереям Чингис стал монгольским ханом. И что ж он сделал, как отплатил за добро Найманам и Кереям? Он ясно осознавал, что Найманы и Кереи не вассальные подданные, которыми можно повелевать без оглядки. И Чингис пошел по тому же пути, что китайские и уйгурские властители, — стал натравливать найманов на кереев и наоборот. Но Инан Каган воспротивился козням новоявленного повелителя Вселенной. Известно его высказывание по поводу чингисовых интриг: «Монголы на востоке что-то стали зарываться, возомнили о себе много... Солнце и луна на небе созданы для того, чтобы освещать мир. На земле не должно быть двух повелителей... Поэтому этих мудрствующих, заевшихся монголов нужно немного вразумить. Пусть не забываются и знают свое место». Тогда ответил ему мудрец Гурбесу: «Да ну их, этих недоумков-монголов. Ну что ты от них хочешь? Немытые, вонючие, в изжеванной, измятой одежде. Жалкие людишки. И пришла же тебе охота думать о них?» («Секретная история монголов». — Олгий, 1979. — С. 91). «Жалеющий врага — погибнет».
Правду гласит эта пословица. Коварство и вероломство, черную неблагодарность Чингиса самым первым на себе испытал благородный Тугырул. Недолго прожил после Тугырула и Инан Билге Каган. После этого государство найманов распалось на две части, а государство кереев — на три части. И началась бесконечная грызня за престолонаследие между сыном Тугырула Сенгеном, племянником его Ерке Карой и детьми Инан Билги Таян ханом и Буйрук ханом. А звезда Чингиса засияла еще ярче, и он превратился в могучего правителя. А потомки найманов, не желая разделить участи ханов, кто как мог перекочевали на Алаколь, Балхаш, в Семиречье, на Есиль, на Сырдарью, к горам Улытау. А те, кому перекочевка была не по силам, остались на земле отцов — на Алтае и на Иртыше.И все же не удалось Чингисхану, как он ни старался, уничтожить, растоптать, превратить в пыль славное племя найманов, у которых некогда были цветущие города Акбалык, Найман суме, Тарсакент, которые пользовались древней рунической письменностью, сменив ее позже на древне уйгурскую. Не сломил он найманов, которые имели мудрых ученых и государственных мужей. Не сломил Чингисхан найманов, слава о которых гремела по всему тюркскому миру задолго до появления Чингиса на монгольской земле. И спустя несколько столетий разделенные многими тысячами верст найманские роды и племена сохранили свою родную культуру и исторические традиции, и, когда образовалось Казахское ханство, они стали одной из могучих опор этого государства, стержневой основой вновь возродившейся казахской государственности. Таковы вкратце основные этапы истории племен Найманов и Кереев, истории, представленной наиболее узловыми ее моментами.