среда, 22 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Почему казахские депутаты были против «Келiн»?

Актриса, сыгравшая главную роль в фильме «Келiн» Ермека Турсунова, могла бы, возможно, блистать в Голливуде. Однако,  она оказалась слишком «казахской келiн», чтобы принять это предложение.

Где-то на Алтае

15 декабря в Душанбе, в рамках сотрудничества Союзов кинематографистов Таджикистана и Казахстана состоялся показ фильма «Келiн» Ермека Турсунова, попавшего в 2010 году в шорт-лист (полуфинал) «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Как когда-то и для казахов, для таджикского зрителя эта картина стала тестом на духовную зрелость: она вызвала, по словам киноведа Садулло Рахимова, оживленные споры.  

Спорить (особенно в традиционном обществе) действительно есть о чем. Взявшись снимать эту картину, режиссер, по его словам, ставил цель – взбудоражить общество, заставить его думать. Поэтому и пошел необычным путем – снял немое кино, сопровождаемое только музыкой, жестами и взглядами. Герои общаются с животными (да что там – с самим Всевышним) так, словно это их давние и добрые приятели. Действие происходит в доисламский период.

Первобытные, шаманические страсти, которые разворачиваются на фоне первозданной природы вокруг женщины - природного, родового начала. Героиня выдана замуж против своей воли. Возникает классический любовный треугольник... Казалась бы, старый, как мир, сюжет, избитая тема, но в Казахстане картина вызвала небывалый шум. Некоторые члены Экспертного Совета, созданного тогда при  киностудии «Казахфильм», посчитали, что «Келiн», где есть эротика и кадры, связанные с зоофилией, аморальна, она порочит страну.

 - Мы не приветствуем спекуляции на таких ширпотребских приемах, как эротические сцены. Они могут вытянуть даже слабый фильм, потому что интерес к ним всегда повышенный. Эротика камуфлирует недостатки, которыми действительно обладает этот фильм. Мы – за то, чтобы его немного сократить», - заявила,  к примеру, член Совета, кинопродюсер Гульнар Сарсенова в те дни в интервью «Радио Азаттык».

 К мнению члена Совета после закрытого показа в стенах законодательного органа присоединились несколько депутатов Парламента во главе с Бекбулатом Тлеуханом. Последние собирались даже обращаться с заявлением в прокуратуру на «аморального» кинематографиста.  

-  Эти люди, на мой взгляд, живут по законам двойной морали: если следовать логике «каждый видит то, что хочет видеть», они увидели в картине какие-то свои тайные пороки и желания, - сказал, помнится,  в те дни Ермек Турсунов. - А между тем, в «Келiн» не идет речь о каком-то конкретном народе. В титрах так написано: «Однажды на Алтае, во II веке…» (обычный прием - так начинается любая сказка). А Алтай, как известно, - прародина всех тюрков. Да, эту картину снял режиссер-казах на базе киностудии «Казахфильм», да, там снимаются казахские актеры, но сама история имеет к казахам весьма отдаленное отношение. Она только по своей географии алтайская, а по масштабам - общечеловеческая. Во всех странах, где шла картина, так и говорили: это наша история. Это я слышал и от Катрин Денев, которая открывала фестиваль в Таормине (Сицилия), и от известного американского кинодраматурга Джея Кокса. Где бы и когда бы это ни происходило – пусть это будет II век или XXII, -  место женщины в жизни любого народа свято, все в этом мире делается ради Нее, потому что Она – центр мироздания. Я считаю, что, когда члены оскаровской комиссии отдавали голоса за «Келiн», учитывали именно общегуманистический посыл картины.

От имени народа

«Келiн» до сих пор остается единственной в Казахстане картиной, попавшей в полуфинал «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». 

 - Каждый ищет блох по мере своей испорченности, - сказал той далекой теперь уже осенью 2009 года председатель казахстанского филиала Оскаровского комитета Сатыбалды Нарымбетов, комментируя выдвижение картины на «Оскар». - Те кадры, которые «шокировали» некоторых членов Экспертного Совета, в мировом кино показывалось нередко. Зритель  к ним давно уже привык, а мы, получается, сих пор путаем живую чувственную эротику с порнографией.

Это, по его словам, напомнило ему знаменитый телемост «США-СССР», когда одна из его участниц заявила на весь мир, что «в Советском Союзе секса нет», а люди, тем не менее, продолжали успешно воспроизводить потомство.

 - Но возмутительнее всего было то, что оппоненты «Келiн» выступали от имени народа, - говорил  мэтр после премьеры фильма. - Но разве он давал ему полномочия на это? Народ (а я специально после премьеры, стоя у дверей зрительного зала, провел небольшой социологический опрос) на вопрос, что они «возмутительного» увидели в этой картине, удивленно пожимали плечами и проходили мимо. Самое обидное и  смешное заключается в том, что эти самые «аморальные кадры» были «перепаханы» нашими (я имею в виду – советскими) режиссерами еще лет 20 назад, когда наконец открылся «железный занавес» (вспомните, например, «Маленькую Веру» Василия Пичула). И, в конце концов, достоинство фильма «Келiн» не в этих кадрах, а в поисках нового киноязыка. 

Когда казахская лента в числе восьми других картин со всего мира дошла до шорт-листа (до полуфинала) престижной премии, то отношение к «Келiн»  поменялась. О картине заговорили официальные государственные СМИ, ее стали показывать в кинотеатрах и на телевидении. Правда, в телевизионной версии из нее вырезали некоторые моменты, и показывали картину не первым, а вторым экраном (в 8 утра или после 12 ночи), то есть не в прайм-тайм.

 - Мне кажется, если бы для «Келiн» была организована хорошая дистрибьюция, то, возможно, лента дошла бы и до финала «Оскара», где остается обычно всего пять картин, - считает Ермек Турсунов. – Ее отсутствие стало большим минусом при выдвижении на эту премию. Между тем, часто бывает так, что для раскрутки фильма денег иногда тратят больше, чем на процесс съемок.

 Когда картина была показана в 2011 году на фестивале казахского кино в США, то ее выкупила одна продюсерская компания, от имени которой выступила американка казахского происхождения Гаухар Нуртас. Американские продюсеры в те дни заинтересовались Гульшарат Джубаевой - актрисой, исполнившей в «Келiн» главную роль. Они, по словам режиссера, хотели пригласить ее в свои картины. Однако танцовщица из Атырау (именно в таком статусе она была, когда дебютировал в этой картине) отказалась под давлением семьи от выгодных предложений.

 Снималась на родине во второсортных, по мнению Ермека Турсунова, картинах, работала одно время в Казахском ТЮЗе имени Мусрепова.

- Потом вышла замуж, родила детей, и сейчас, кажется, занимается бизнесом по пошиву казахских национальных костюмов, - сообщил режиссер. -  Ну  а в свободное от работы время занимается тем, что дает негативные интервью о картине и обо мне, как о режиссере. Тоже, видимо, под давлением семьи.

 «Келiн», по мнению Ермека Турсунова, выявив как лакмусовая бумажка культурно-образовательный уровень и духовную состоятельность нашего общества, дала ответ на вопрос, понимает ли наша творческая интеллигенция (ведь среди яростных противников картины были не какие-то там безграмотные люди, а весьма уважаемые и известные личности) эстетику искусства.

Оставить комментарий

Культурная среда

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33