«Сырғалым»: дорога к сердцу
По итогам конкурса РТРК «Казахстан» отечественный сериал «Сырғалым» был признан лучшим в 2014-м, обогнав турецкое и корейское «мыло», а исполнительница главной роли актриса Жулдыз Маханова стала лучшей актрисой года.
На церемонии вручения этих почетных номинаций в Астане кинокомпания «Көркем фильм», на базе которой трудились создатели «Сыргалыма», забрала две из четырех наград.
Каждый будний день на протяжении 48 серий первого сезона теленовелла собирала у экранов около миллиона человек разных этносов, возрастов, представителей городской и сельской культур. Удивительно, но факт: сериал пришелся по нраву и мужчинам.
ТНС Гэллап Медиа Азия, проводившее независимые опросы, подсчитало также общую зрительскую аудиторию за все время показа – она оказалась свыше 20 миллионов человек! Таким образом, сериал «Сырғалым» стал одним из лучших телепроектов за всю историю Казахстана и по количеству аудитории.
Вероятно, он тронул сердца казахстанцев своими основными посылами – консолидацией аула и города, пропагандой обычных человеческих ценностей, красотой традиций казахской семьи, толерантностью, скромностью, гостеприимством и преемственностью поколений. А еще – таким близким и родным менталитетом.
В сериале показана жизнь современной казахской семьи, принявшей попавшую в трудное положение дочь одного из старых друзей отца. И неискушенная «свежая» аульчанка Сыргалым вдруг нарушает налаженный быт большого семейства, открывает непростые тайны и заставляет каждого пересмотреть свою жизнь. Это непросто – но именно так раскрывается настоящий характер героев.
Проект оказался настолько успешным, что руководство телеканала «Казахстан» сразу же, буквально следом, заказало второй сезон. Он также на казахском языке, но его показ, как и прежде, будет сопровождаться субтитрами. А недавно был завершен дубляж на русский сезона первого, теперь увлекательным телекиношным действом смогут насладиться и русскоязычные зрители.
Напомним, на счету кинокомпании «Коркем фильм» — успешный ситком «Үй болу киын», теленовелла «Достар», а также фильм «Дорога домой», также отмеченные наградами. В этом году кинокомпания собирается представить новый молодежный сериал «Қыздар», а также второй сезон сериала «Сыргалым». Большинство этих проектов, рассказали представители кинокомпании, генеральный продюсер, режиссер и сценарист Рашид Сулейменов и пиар-директор Сакен Бельгибаев, были заказаны РТРК «Казахстан».
- Кому пришла идея снять «Сырғалым»?
Р. Сулейменов: -Он появился благодаря РТРК «Казахстан» и его руководителю Нуржан Мухамеджановой, которые решили, что зрителям будет интересна отечественная семейная сага подобного формата.
С. Бельгибаев:- В конце 2013 года правительство оценило средства, которые тратятся на покупку иностранных сериалов, и решило перенаправить их на создание отечественных теленовелл. Ведь наши кинематографисты могут снимать ничуть не хуже зарубежных коллег.
- В сериале в отличие от многих других казахстанских работ, заметны богатые декорации и красивые костюмы. Каков был бюджет «Сыргалым»?
С. Бельгибаев: — Он был не больше и не меньше других казахстанских сериалов. Существует определенный финансовый стандарт, согласно которому Министерство культуры РК дает деньги на производство новых кинопродуктов телеканалу, а он в свою очередь одинаково распределяет их между подрядчиками. Перед кинокомпанией стояла задача: не просто показать, на что она способна, а продемонстрировать тот факт, что за эти средства можно снять вполне смотрибельный, качественный и интересный сериал. Надеюсь, нам это удалось.
Р. Сулейменов: — Нам удалось собрать команду единомышленников. Допустим, мы пригласили талантливого художника-постановщика Ларису Решетову и поставили задачу – декорации хорошего качества. Посовещавшись со съемочной группой, решили, что будет удобнее снимать в павильоне «Казахфильма». И там мы создали такие декорации, чтобы зрители принимали их за настоящие экстерьеры Астаны. Также хорошо постарался гениальный, прямо скажем, художник по костюмам Нурлан Батыров. Своими нарядами он стремился привить телезрителю вкус. Конечно, на все стильные вещи бюджета бы не хватило. Но каким-то образом нам удалось заразить всех энтузиазмом. Так мы привлекли немало брендовой одежды с бутиков.
- То есть, ваша кинокомпания, в отличие от других, сумела оправдать доверенные ей средства?
Р. Сулейменов: — Думаю, весь секрет – в обычном менеджменте. Часто творческие люди, увлекаясь созданием кинокартины, забывают о финансовом лимите. Отсюда появляются сериалы, которые зрителю не хочется смотреть, он просто не верит происходящему. Ведь они замечают буквально каждую деталь. Поэтому мы произвели самые тщательные математические расчеты, чтобы сохранить золотую середину: из бюджета не вывалиться, снимать на хорошем уровне, а заодно показать и нормальную жизнь. И в этом огромная заслуга сопродюсера проекта Ильхама Джалилова, на плечах которого лежали и административные вопросы, и подбор команды по совместимости.
- А как создавался сценарий?
Р. Сулейменов: — Форматы всех семейных историй, как правило, похожи между собой – собрать под одной крышей как можно больше домочадцев и связать их общей историей. «Сырғалым» соответствует всем канонам драматургии. Как принято, в таких жанрах есть положительные и отрицательные персонажи и те, чей характер трансформируется на протяжении сериала. Мы серьезно отнеслись к выбору героев. Это должны были быть представители городской и сельской культур, разных сословий и возрастов. Также были лица, олицетворяющие современных менеджеров и золотую молодежь. Тщательно подбирали имена, поэтому сверялись с фактами.
Но главное, мы понимали: если проект станет успешным, многие станут называть своих детей в честь его главных героев, как в одно время размножились имена Педро, Хулио, Мария… Поэтому для главной героини выбрали древнее казахское имя «Сырғалым». Так называют юную чистую и наивную девушку, на которую впервые одели серьги. И сейчас это имя, как выяснилось, становится очень модным.
Вместе с тем наш кинопродукт уникальный, он создавался без использования франшизы. Сценарий писался конвейерным способом, разбитым на четыре блока, по актам. Одна группа работала над главным сюжетом, вторая придумывала боковые истории, третья соединяла первые две и дописывала диалоги. А четвертая переводила с русского на казахский. Причем мы старались использовать грамматически правильную, «чистую» речь, чтобы доносить ее через телеэкраны в массы. Все эти группы не пересекались. Аккумулировать весь материал, корректировать его, что-то убирать, а что-то усиливать пришлось мне. Почему изначально сценарий писался на русском языке – съемочная группа представляла собой интернационал из разных стран. Но каждый профессионал привнес свою лепту в создание одного исконно казахского продукта.
- Наверное, серьезным этапом стал кастинг актеров?
Р. Сулейменов: — Да, ведь актерам, играющим родственников, следовало быть не только похожими между собой, но и соответствовать по психотипу своему персонажу – то есть фактически играть самого себя. Чтобы сопереживать герою, для начала зритель должен поверить и влюбиться в него. Поэтому мы приглашали и профессиональных, и начинающих актеров без образования.
- Что ждет «Сырғалым» во втором сезоне?
Р. Сулейменов: — Действие сериала перенесется из особняка Атабаевых в офис. Сыргалым уже замужем за Санжаром. Их молодая семья оказывается на пороге первого серьезного кризиса. Главная героиня предстанет уже не маленькой девочкой, а закаленной бизнес-леди. Она устраивается в один банк, но спустя время, холдинг семьи Атабаевых выкупает его и теперь не знает, как быть с Сыргалым, которая работает в нем на рядовых позициях. Дина тоже претендует на ее место и между ними разгорается конкурентная война. А остальное увидите сами…
Фото из архива кинокомпании «Коркем фильм»