Новое культурное пространство
Выставочный 2014 для Казахстана выдался жарким - с обвалом арт-событий, изобилующих именами казахстанских художников, как известных, так и не очень. Это отечественные и зарубежные персональные репрезентации художников, ARTBAT FEST, активизация музеев в Алматы и Астане.
Интенсивная выставочная деятельность 2014 свидетельствует о том, что искусство Казахстана находится в преддверии интеграции в международный культурный контекст: появляютсяются новые имена, определяется творческий потенциал. Но всплеска покупательного спроса на современное искусство внутри страны по-прежнему не наблюдается. А нет арт-рынка - нет и нового уровня развития. Показателем последнего станет лишь ощутимый доход от искусства Казахстана. Пока что участие таких мастеров, как Менлибаева, Ахмедьяров, Маслов, Буксиков, Фридлин, Бубиканова, Атабеков в молодых арт-ярмарках в Дубае, Вене и Будапеште больших денег не принесло…
Дело тут не в художниках, интересные имена у нас есть и будут. В дефиците талантливые арт-менеджеры, способные продвигать художников на мировой арт-рынок, вывозить на крупные международные биеннале, делать казахстанский биеннале.
На мой взгляд, ключевым событием года стало открытие Национального музея в Астане с обширной презентацией работ казахстанских авторов.
Другое знаковое событие - 5-й ARTBAT Fest в Алматы, в рамках которого, наряду с интернациональным паблик - артом, прошло множество выставок современного казахстанского искусства.
Чего можно ждать от 2015 года? В условиях глобального экономического кризиса, роль культуры для Казахстана может кардинально измениться. Главное, не упустить шанс. Особенность казахского искусства в том, что мы никогда не были составной частью мирового процесса и культурная изоляция Казахстана остается одной из проблем. За годы независимости мы так и не пришли к интеграции в мировой художественный контекст. Надо, чтобы в 2015 году была создана арт-индустрия, которая поможет стране быстрее избавиться от сырьевой зависимости. В постиндустриальной экономике культура играет не роль пропаганды, а является огромным сектором жизни. Объявленный недавно Президентом Назарбаевым режим строжайшей экономии вернул стране из урезанных министерских бюджетов четыре миллиарда долларов. Часть этих средств целесообразно пустить на выстраивание новой культурной политики. Правильная культурная политика улучшит инвестиционный климат в Казахстане, сформирует до 5% госбюджета и сбалансирует падение мировых цен на нефть.
В 2015 году утечка умов, происходящая в России из-за ухудшения творческой атмосферы, может послужить Казахстану. В прошлом году в СМИ мелькали сообщения о том, что не занимающийся более проектами в России, известный арт-менеджер и галерист Марат Гельман остановил свой выбор на Алматы, для создания центра современного искусства. Я считаю это большой удачей, поскольку у нас практически нет людей, которые на его уровне в области управления культурой что-то могут. У Марата Гельмана большой опыт в развитии территорий и речь шла о формировании в Алматы проекта Евразийского культурного центра, который послужил бы штабом по преобразованию города, способствовал бы вхождению Казахстана в мировое культурное сообщество и активно занимался паблик-артом.
Осуществление проекта Марата Гельмана активизирует культурную жизнь и создаст в стране новую культурную ситуацию. Алматы получит реальный шанс превратиться в культурную туристическую Мекку. Со всего мира в наш город устремятся потоки туристов, смотреть созданные достопримечательности, не говоря уже о том, что посещение музеев и галерей у казахстанцев войдет в моду и станет повсеместным. Мировой уровень музея современного искусства в Алматы ускорит интеграцию казахстанского искусства в глобальный художественный процесс.
Для того, чтобы это случилось, большую работу необходимо проделать ответственным государственным структурам. Необходимо, чтобы в 2015 ответственные институции взяли на себя ответственность за открытие в городе новых культурных пространств и шагали в ногу с современным искусством. Необходимо помогать галереям создавать инфраструктуру, думать о культурном туризме. Создание комфортных условий в Алматы - очень важная часть культурной политики. Осталось перейти от разговоров к выстраиванию новой культурной жизни. У городских властей Алматы есть желание принять проект Гельмана, учитывая его опыт преобразования Перми, когда «умирающий» город, благодаря созданию центра современного искусства, превратился в развивающийся. В Пермском музее современного искусства Марат Гельман поднимал актуальный для казахстанских художников вопрос местной самоидентичности, создания нового эстетического образа независимой страны. Гельман любит казахстанских художников и, в качестве приглашенной стороны, стратегию того, что и как делать, берет на себя. «Культура, как инструмент, - утверждает Марат Гельман - может выполнять роль нефти», то есть масштаб влияния последствий проекта в Алматы на жизнь страны сопоставим с ролью нефти, которую может выполнять в нашем городе культура.