понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Казахи в Каннах: как наши фильмы покоряли Европу

В этом году Абдулла Карсакбаев отмечал бы очередной юбилей – 95 лет. Его картины были самыми награждаемыми, а он ни разу не выезжал с ними за границу. О том, что его фильм «Меня зовут Кожа» получил диплом Каннского кинофестиваля, Карсакбаев узнал по радио. Он умер с со скромным для своего таланта званием, которое получил незадолго до смерти, – заслуженный деятель искусств.

Классик детского кино

Режиссер, которого за его умение вводить в образ маленьких актеров называли «казахским кинематографическим папой», родился в 1926 году в Алма-Атинской области. Был 16 ребенком в семье. В отличие от своих братьев – крепких мужчин ростом под два метра – Абдулла рос маленьким и щуплым, но именно он прославил имя отца.

Прошел через многое: сначала было голодное детство, потом четыре года ухаживал за парализованным отцом. Собственно, из-за этого его и не забрали на фронт. В годы войны окончил киноактерскую школу при Центральной объединенной киностудии (ЦОКС). В 1950 году поступил во ВГИК в мастерскую Ивана Пырьева.

В 50-х годах режиссер-игровик Карсакбаев много занимался документальным кино. «Народные ремесла казахов» – это его первая картина на этой стезе. Мало кто из зрителей запомнил ее, но в киношном мире картина имела довольно широкую известность. Она была представлена на конкурсе в Канаде, где получила специальный приз и была закуплена 40 государствами. И хотя после этого фильма было ясно, что Карсакбаев действительно яркий художник, он еще долго был в поисках работы.

Его называют классиком детского кино, но мало кто знает, что он был и классиком социальных лент. Фильм «Тревожное утро» посвящен голоду 10-30-х годов прошлого века. За то, что Абдулла показал сцены, где люди толпами умирают от голода, его обвинили в антисоветчине. Снять такую картину в 60-е годы было равносильно самоубийству. Андрон Михалков-Кончаловский, посмотрев ее, назвал Абдуллу гениальным.

Цензура в те годы была очень жесткой и не расплескать в те трудные для творчества годы данный природой талант было уже мужеством. Видимо, помог «невыносимый характер». Разговаривая с чиновниками, он мог запросто обратиться к ним на «ты» или даже сказать кому-нибудь из них: «Отвали!». В отместку ему не давали снимать. Во время вынужденных простоев Абдулла дублировал фильмы на казахский язык или же помогал молодым режиссерам.

Абдулла воевал за каждый кадр в своих фильмах, и все же остается загадкой, почему ему простили «Кожу», несмотря на то, что там были сцены, «чуждые советской морали». Например, когда малолетний герой курит или вместе с приятелем совершает кражу в доме чабана. Или же сцена, где некий Каратай предлагает выйти матери Кожи выйти за него замуж. Зачем на детскую психику давить такими сценами? – возмущались апологеты советской морали. Но именно благодаря тому, что в фильме жизнь показана такой, какая она есть. «Кожу» любят не только дети, но и взрослые.

Малыш Юсуп

Все, кто с ним работал, говорят, что он удивительно понимал детей. У него легко и органично входили в образ даже самые маленькие.

Юсупу Шамузову было всего четыре годика, когда он пришел работать в картину «Меня зовут Кожа». Малыш сыграл сынишку чабана, в юрте которого Кожа и его приятель Султан, «заплатив» копейку, обманом выпили весь кумыс, съели все мясо и своровали шкурку ягненка.

Будущий спортивный доктор, выпускник Ленинградского медицинского института на съемках то орла дразнил, то собаку… Бывало уже и свет поставят, и камеру включат, но Юсуп, увидев бабочку, забывал о наставлениях режиссера и бежал за ней. Вся группа останавливала работу и с хмурыми лицами терпеливо ожидала, когда малыш, наконец, поймает ее. Воспитательница, которую специально прикрепили к Юсупу, даже в угол пыталась его ставить. Последнее, сделать было не так-то просто. Съемки шли на жайляу, жили в юртах, углы найти в ней невозможно. Выход нашелся, когда кто-то посоветовал открыть дверь юрты – снаружи как раз получался угол.

Девочка и режиссер

– Он мой крестный отец в кино, – говорит народный артист республики Досхан Жолжаксынов.

… Шел 1977 год. Досхан Жолжаксынов в то время только что закончил театральный институт и был в поисках работы. В один из таких дней на кинопробы в своей новой картине «Погоня в степи» его пригласил Абдулла Карсакбаев, но при этом режиссер не сказал, на какую роль. На расспросы начинающего актера ограничился уклончивым: «Там посмотрим».

И начались гонки! После многочисленных проб в финале остались Досхан с покойным Жамбулом Кудайбергеновым. Один из них должен был играть красноармейца Хамита, другой – бандита Ахмета.

Роль Хамита досталась Досхану чудом. Большинство членов худсовета склонялось к тому, чтобы доверить ее Жамбулу, поскольку он был уже штатным актером киностудии и успел сняться у Булата Мансурова. Но Карсакбаев настаивал на кандидатуре Жолжаксынова.

– А я в это время стоял в коридоре и волновался, но нутром чувствовал, что красноармеец Хамит близок мне и своей судьбой, и своим характером, – рассказывает актер. – Когда худсовет закончился, Абекен подозвал меня: «Эй, щенок, иди сюда. Я верю в тебя, но ты должен вытащить роль».

– Сердце мое переполнено любовью, нежностью и бесконечной благодарностью к Великому Мастеру, которым открыл мне дорогу в мир кино, – говорит одна из красивейших актрис казахского кино Гульнара Дусматова, сыгравшая главную роль в первой казахской приключенческой ленте «Погоня в степи». – Будучи очень смелым, даже рискованным человеком, он пригласил меня, 12-летнюю девочку, на серьезную драматическую роль. Это было с его стороны Поступком.


Гульнара Дусматова

Когда ассистент режиссера Мурат Ибраев привел девочку к Карсакбаеву, Гульнара увидела «маленького, щупленького старичка» с грозными усиками и глазами-буравчиками. Он, естественно, расхохотался, увидев ее, но сказал: «Хорошо, я с ней поговорю».

Гульнара, чуть ли не с детсадовского возраста тайно мечтавшая о кино, и стихи рассказывала, и пела, и танцевала – лишь бы понравиться режиссеру. Цели своей она достигла – Абдулла в тот же день сказал своему ассистенту, чтобы он никого больше не искал, и начался марафон бесконечных кинопроб.

– Я краем уха слышала, как некоторые члены худсовета возмущались: «Да вы что! У героини по сценарию пробуждается первое чувство. Но ведь эта девочка (имелась в виду я) совсем еще ребенок!». Это сейчас все можно, а в те времена любовь подростка к взрослому мужчине считалась запретной темой. Но Абдулла настоял – и меня утвердили. Он добился, чтобы у моей героини были не традиционные косы, а распущенные волосы и несколько косичек по бокам. Это тоже было новшеством, смелым шагом – казашки такие прически не носили. Но ему хотелось, чтобы героиня была необычной. Абдулла Карсакбаев просто перевоплощался в девочку 12 лет, когда показывал, как нужно моей героине прыгать, кружиться, смеяться…

Я его называю своим папой в кино. Не знаю, провидение ли это или случайность, но теперь получается, что я дважды Абдуллаевна: мой отец и Карсакбаев – тезки…».

Казахский Гаврош

«Крестным отцом» Абдулла Карсакбаев стал и для кинорежиссера и актера Болата Калымбетова. Он нашел мальчишку в казахской средней школе №12 Алма-Аты, когда искал исполнителя главной роли – сироты Бектаса – в фильме «Путешествие в детство».

– Не совру, если скажу, что, кроме меня, на роль пробовалось около тысячи таких же, как я, смуглых, маленьких, тугощеких аульных ребятишек, – рассказывает Болат – На кинопробах я должен был вбежать в класс, встать на колени перед портретом Ленина и говорить такие слова: «Дедушка Ленин! Почему ты сделал сиротой меня, а не байских детей? Я не воровал сапоги Сагатбая-ага, учитель их сам мне отдал, а они называют меня вором. А еще, дедушка Ленин, помоги нам снова открыть нашу школу».

Конечно, это была заслуга режиссера, но в этом эпизоде я выдал все, что мог. Пока худсовет заседал, а он был тогда очень мощным – Габит Мусрепов, Шакен Айманов, Олжас Сулейменов, Абдижамил Нурпеисов – я стоял в коридоре с Абуллой-ага и рвался зайти туда, где решалась моя судьба. Пока мы с ним спорили, к нам подошел мужчина. Я в нем узнал Алдара-Косе из знаменитого одноименного фильма. Он и завел меня на просмотр. Когда начали показывать меня, я заплакал... Алдар-Косе (это был Айманов) крикнул: "Стоп!». И меня вывели из зала, а через два часа все стали поздравлять с утверждением на главную роль. Потом я стал переходить из фильма в фильм, за мной закрепилось прозвище «казак киносынын кара баласы» – «смуглый сорванец казахского кино».

И «Алпамыс» тоже его сын

Фильм «Алпамыс идет в школу» снят почти 40 лет назад. Исполнителю главной роли Ермеку Толепбаеву было всего пять с половиной лет, когда он пришел работать в картину. После «Алпамыса» он снимется во многих лентах – «Серебряный рог Алатау», «Тайна поющего острова», «Время жить», «Искупи вину»… Но из всех некогда работавших с ним режиссеров Ермеку больше всего нравилось работать с Абдуллой Карсакбаевым. По словам его матери, при всем том, что режиссер весьма скептически и, даже можно сказать, сурово относился ко всем членам съемочной группы, с детьми он очень ладил.

– Что греха таить, он мог распинать всех и вся, но, когда ставил кадры с малышами, – преображался, – рассказывает Жаннет Толепбаева. – «Балам, кокем, акем», – ворковал он с Ермеком. И, зная мое влияние на сына, также и обращался со мной: «Жанна, – говорил он, – имейте в виду, завтра нам нужно бодренькое, хорошее настроение. Это, конечно, большей частью зависит от меня, но вы тоже не должны стоять в стороне». Он понимал, что через меня можно обеспечить то настроение, которое ему нужно по кадру. А вот те его коллеги, которые считают, что это может произойти само по себе, ошибаются. Актеры, особенно если это дети, – тонкая материя. После того, как мой сын стал сниматься в кино, у меня язык не поворачивается сказать о представителях этой профессии что-нибудь плохое.

А он ушел

Друзей у него было немного, но зато какие это были люди! Нургиса Тлендиев, Нурмухан Жантурин, Кененбай Кожабеков…

Нургиса Тлендиев написал музыку практически ко всем фильмам Абдуллы. Оба они – выходцы из народа, поэтому часто вдвоем ездили в дорогой их сердцу аул. С интеллектуалом Жантуриным, в круг которого вообще-то попасть было трудно, они понимали друг друга с полуслова. Они могли сидеть и молчать часами за бутылкой коньяка, а могли и прикрикнуть друг на друга. Их дружба началась еще с той поры, когда в 50-х Марк Донской снял в своей картине «Алитет уходит в горы» про народы Севера всех троих – и Кененбая Кожабекова, и Нурмухана Жантурина, и Абдуллу Карсакбаева. А дружили они потому, что делить им было нечего – они, как росток сквозь асфальт, сами прорывались к признанию.

Называя его поистине народным режиссером, те, кто знал и любил его, говорят, что, он знал запах земли, травы и молока, поэтому-то и умел делать такое кино, которое брало призы на кинофестивалях класса «А», и в то же время его картины любил народ.

… За два дня до смерти, а случилось это в сентябре 1983 года, Абдулла плотно работал над новой редакцией «Тревожного утра». А в день смерти сходил в гости к своему другу Кененбаю Кожабекову. Вернулся домой, вышел перед сном на улицу, сел на скамеечку перед домом и … умер от инсульта. Ему было неполных 57 лет.

Оставить комментарий

Культурная среда

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33