воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Алматы – творческая Мекка стерлиговцев

Выставка работ ученика, прославленного Владимира Стерлигова, последнего художника классического русского авангарда, стала послесловием не только к творчеству, но и к самой жизни выдающегося живописца Геннадия Зубкова. Он ушел в ковидный 2021 год. От болезни, после годовой изоляции.

Геннадий Зубков

Собственно, этот год, проведенный в мастерской наедине с собой, своим искусством, стал своеобразным итогом жизни и творчества самого известного ученика и последователя Владимира Стерлигова. Экспозиция полотен имеет цельность и завершенность – как и жизнь художника.

Выставка памяти петербургского живописца «ТҮР + ТҮС» / «ФОРМА + ЦВЕТ» состоялась в Алматы, творческой Мекке стерлиговцев. Инициаторы выставки – Макбал Мусина (бывшая алматинка), арт-директор некоммерческой организации «Диалог культур» из Санкт-Петербурга, и Елизавета Ким, руководитель Центра современного зарубежного искусства Государственного музея искусств РК.

Возможно, именно здесь, в военной Алма-Ате, в чаше гор под куполом неба, и зародилась у Владимира Васильевича Стерлигова идея «чаши неба и земли» – «чашно-купольной» системы в живописи? Ученик Малевича жил в Алма-Ате в 1942-1945 годах и основал школу казахстанских последователей классического русского авангарда.

В выставочном пространстве Almaty Gallery, где были размещены работы Геннадия Зубкова, собирались настоящие ценители живописи петербуржца, полотна которого полны магии цвета и света, взаимодействия форм, игры плоскости и пространства.

Макбал Мусина – арт-директор АНО «Диалоги культур» (Санк Петербург), куратор:

– Название выставки «Форма +Цвет» выбрано не случайно. Так называлась художественно-исследовательская группа, основанная Геннадием Зубковым в 1995 году. Так же он назвал свою персональную выставку в 2010 году. Художник придавал большое значение формуле – Форма+Цвет. Как говорил Владимир Стерлигов, главное для художника – увидеть и в предмете, и в «пустом» пространстве «дивную жизнь форм» – изобразить пространство цветом. С этой задачей блестяще справлялся Геннадий Зубков. Он оставил после себя прекрасные работы, наполненные светом, цветом и жизнью форм.

Самая значительная часть данной экспозиции – 28 работ – пастели, созданные Геннадием Зубковым в последний год его жизни, в период самоизоляции, непосредственно перед уходом из-за коварной болезни. Эти натюрморты никогда прежде не показывались широкой публике. В каждом из них художник создает цветовую гармонию форм, используя пластический язык геометрических поверхностей и сферических символов. В этих работах присутствует музыкальный ритм, словно бы звучат яркие аккорды джазовых импровизаций.

Баян Барманкулова – искусствовед (Алматы):

– Примета стерлиговцев – работа со светом и с плоскостью. Стерлигов был верующим, для него свет – не только физическая форма, но и духовная. Кроме того, православного художника волнует передача некоего «безвесия», воспарения, восхождения от дольнего мира к горнему. Ученик Малевича, он исповедовал супрематизм (разновидность абстракционизма, выражается в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний – прим. автора). У стерлиговцев присутствует идеальная плоскость – без трехмерной глубины, которая, по их представлению, разрывает плоскость. Но в идеальной плоскости может жить и глубина.

Геннадий Зубков – самый известный ученик Стерлигова. Это его последняя персональная выставка, его прощальное слово – зрителям, алматинцам, людям планеты. Он не покидал свою мастерскую в течение года, работал в изоляции. Почти ни с кем не мог общаться. Весь его мир был замкнут стенами мастерской, и остался лишь небольшой набор предметов. Художник с глубокой сосредоточенностью уходит в мир живописи – в тонкие исследования. Когда ты изолирован, и перед тобой лишь несколько вещей или вовсе один объект, ты начинаешь вникать в него, как в любимого человека. Или, наоборот, – как в нечто ненавистное.

2008-й год

Несколько живописных произведений, представленных в нынешней экспозиции «Форма +Цвет», были показаны в 2008-м году в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева, где проходила выставка «В. Стерлигов, и его последователи», посвященная алматинскому периоду творчества выдающегося художника-авангардиста. Та выставка вновь объединила, теперь уже на казахстанской земле, трех художников, последователей чашно-купольной системы – алматинцев Рустама Хальфина, Александра Ророкина и петербуржца Геннадия Зубкова.

Учитель

Одному из своих учеников Владимир Васильевич Стерлигов сказал: «Не знаю, какой я художник, но вам повезло: педагог я замечательный». И, действительно, Стерлигов владел словом, обладал потрясающими знаниями.

Геннадий Зубков говорил о своем учителе: «Это были не столько знания, которыми он делился, – сколько пребывание в живописной пластической культуре. Новые изобразительные средства не придумываются. Новое – это вывод из предшествующей культуры. В 1920-е годы неким центром искусства был Институт художественной культуры в Петербурге, где Казимир Малевич служил директором, и там возник целый сонм великолепных художников-исследователей. Нам всем, кто волею судьбы попал к Владимиру Васильевичу Стерлигову, чрезвычайно повезло.

Если сравнить два художнических принципа, то у Малевича была прямая, у Стерлигова – кривая, у Малевича – квадрат, у Стерлигова – чаша. Подобная приверженность принципам не была оппонированием. Мне представляется, что так проявлялась эволюция. Не вливайте в старые мехи молодого вина. Мехи прорвутся, и вино пропадет. Каждое время имеет свою форму выражения. И художник как чуткий инструмент, сейсмограф, чувствует эти колебания в окружающем мире. В начале двадцатых годов в искусстве, живописи царствовала прямая линия».

Владимир Васильевич Стерлигов в апреле 1960 года, выйдя на этюды с супругой Татьяной Николаевной Глебовой, увидел на берегу озера новые, чашно-купольные, состояния, которые осмыслил, и сложилась новая живописно-пластическая система – «чашно-купольная». Где чаша и купол – не только геометрические формы, но и то необходимое, по мнению Стерлигова, духовно-нравственное состояние художника.

Первые занятия начинались с импрессионизма, где Стерлигов с учениками занимался «очищением света»: «Мы исследуем импрессионизм, чтобы очистить свет в себе». Не палитру очистить, а именно – внутренне состояние художника, который ответственен за то, что выпускает в мир.

Макбал Мусина рассказывает:

– Владимир Васильевича Стерлигов дважды был в Казахстане. Первый раз – как заключенный КарЛАГа. Второй раз – после контузии во время Отечественной войны, – преподавал в художественном училище.

В 2008 году в Алматы прошла первая выставка школы ленинградца Владимира Стерлигова, который создал собственное направление в живописи. В этом же году Геннадий Зубков две недели жил и творил в окрестностях Алматы, что дало ему возможность окунуться в то же синее небо, разлитое в чашу горных склонов, что некогда так вдохновляло его учителя, который жил в нашем городе в военное время в эвакуации. Геннадий Зубков смог погрузиться в красоту окружающей натуры, найти те самые места, где происходит «действие поля духовно-нравственных сил».

В Тау-Туране и Шымбулаке, в алматинских горах, где побывал Геннадий Григорьевич, родилась серия солнечных работ, наполненных чистотой восприятия цвета и пространства, передающих первозданность образа вечной природы. Эти работы художник впервые представил в Санкт-Петербурге в галерее «12 июля» в 2010 году в рамках тематической выставки «Алматы – чаша гор под куполом неба».

 2018-й год

Алматинцы смогли увидеть эти работы Геннадия Зубкова только через восемь лет, в 2018 году, в галерее Kazarian Art Center, где проходила выставка «Школа Стерлигова. Санкт-Петербург – Алматы».

Белые формы. 11 июля 2020

Фрукты 4. 2021

Натюрморт с грушей. 20 мая 2020

Натюрморт с двумя грушами. 2020

Лимон, яблоко и гранат. 2021

Груша и лимон. 21 июня 2020

Два яблока и мандарин. 2021

В 2018-м году Геннадий Зубков посетил наш город в последний раз. Его тянуло в Алматы, и он радовался возможности оказаться в городе, где его учитель пережил творческий расцвет. Выставка 2018 года была посвящена Рустему Хальфину, талантливому казахстанскому художнику с трагической судьбой, рано ушедшему из жизни. Часть живописных работ и пастелей из этой серии – «Школа Стерлигова. Санкт-Петербург – Алматы» – демонстрировалась в нынешней экспозиции Almaty Gallery.

Школа Стерлигова

Есть ли какой-то общий знаменатель у учеников В.В. Стерлигова? Как можно определить его школу? На этот вопрос ответил в свое время Геннадий Зубков – самый известный ученик Владимира Васильевича Стерлигова:

– Школа является не только кладезем знаний как таковых, но и объединением людей, склонных к чему-то определенному. Первое, что сказал Иисус, когда встретился с учениками после воскресения: «То, что я сказал вам на ухо, говорите с крыш!» Делитесь теми знаниями, которые вы имеете, кричите о них. Это и есть школа. Владимир Васильевич Стерлигов как человек православный считал своей обязанностью поделиться знанием с учениками. При всей разности и индивидуальности учеников, есть нечто общее, что их объединяет. Это общее – то внутреннее напряженное духовное состояние! Необходимость поделиться с миром теми знаниями, которыми ты наполнился.

Галина Галкина

 

Оставить комментарий

Культурная среда

В алматинский оперный возвращаются старые добрые времена В алматинский оперный возвращаются старые добрые времена
Анна Ямпольская
Как Кунаев объединил казахов после своей смерти  Как Кунаев объединил казахов после своей смерти 
Мерей Сугирбаева
Почему традиции английской киношколы не прижились в Казахстане Почему традиции английской киношколы не прижились в Казахстане
Мерей Сугирбаева
Досхан Жолжаксынов: наднациональность, вневременность… Досхан Жолжаксынов: наднациональность, вневременность…
Редакция Exclusive
Тайны казахского орнамента Тайны казахского орнамента
Редакция Exclusive
Казахи в Каннах: как наши фильмы покоряли Европу Казахи в Каннах: как наши фильмы покоряли Европу
Редакция Exclusive
Правда о том, как формировался фонд музея им. А Кастеева Правда о том, как формировался фонд музея им. А Кастеева
Редакция Exclusive
Как казах женился на девочке с культовой картины Как казах женился на девочке с культовой картины
Редакция Exclusive
Кастеевка открыла свои запасники: быт первых целинников Кастеевка открыла свои запасники: быт первых целинников
Редакция Exclusive
Глубокий дизайн от Нурлана Туреханова: «Сделайте из своего мозга прекрасную машину» Глубокий дизайн от Нурлана Туреханова: «Сделайте из своего мозга прекрасную машину»
Редакция Exclusive
«Серые кардиналы» успеха казахстанского кино в мире «Серые кардиналы» успеха казахстанского кино в мире
Мерей Сугирбаева
«Алаш» - это Парижская коммуна казахов «Алаш» - это Парижская коммуна казахов
Султан Хан Аккулы
Как окружение Назарбаева провалило «Кочевников» Как окружение Назарбаева провалило «Кочевников»
Редакция Exclusive
Асанали Ашимов едва не погиб Асанали Ашимов едва не погиб
Редакция Exclusive
Почему этнические немцы вернулись в Казахстан? Почему этнические немцы вернулись в Казахстан?
Редакция Exclusive
Ахмет Байтұрсынұлының «Қырық мысал» жинағының «Тар жол тайғақ кешкен» тарихы Ахмет Байтұрсынұлының «Қырық мысал» жинағының «Тар жол тайғақ кешкен» тарихы
Султан Хан Аккулы
«Батыр показал нам, как нужно носить это имя – Казах» «Батыр показал нам, как нужно носить это имя – Казах»
Редакция Exclusive
Газиза Абдинабиева: слово о настоящей актрисе Газиза Абдинабиева: слово о настоящей актрисе
Мерей Сугирбаева
Почему мы готовы жить уже даже в Африке, но только не на родине? Почему мы готовы жить уже даже в Африке, но только не на родине?
Мерей Сугирбаева
Какую тайну Ахмета Байтурсынулы «Раскрыл» Алихан Букейхан в письме Григорию Потанину? Какую тайну Ахмета Байтурсынулы «Раскрыл» Алихан Букейхан в письме Григорию Потанину?
Султан Хан Аккулы
Кому проиграл непобедимый Хаджимукан Кому проиграл непобедимый Хаджимукан
Мерей Сугирбаева
ПРАВДА И ДОМЫСЛЫ ОБ ОСТАНКАХ ХАНА КЕНЕСАРЫ ПРАВДА И ДОМЫСЛЫ ОБ ОСТАНКАХ ХАНА КЕНЕСАРЫ
Султан Хан Аккулы
Мифы о кочевниках как интерпретация фактов Мифы о кочевниках как интерпретация фактов
Мерей Сугирбаева
Поиск невесты для сына: казахская легенда Поиск невесты для сына: казахская легенда
Редакция Exclusive
Почему лучший каскадер мира работает в Казахстане Почему лучший каскадер мира работает в Казахстане
Мерей Сугирбаева
Большой хадж Надежды Лушниковой в Мекку Большой хадж Надежды Лушниковой в Мекку
Мерей Сугирбаева
Как монгольское завоевание стало «железным занавесом» между Русью и Европой Как монгольское завоевание стало «железным занавесом» между Русью и Европой
Мерей Сугирбаева
Почему Герольд Бельгер не переводил Мухтара Ауэзова Почему Герольд Бельгер не переводил Мухтара Ауэзова
Мерей Сугирбаева
О политическом запрете на тюрков в СССР О политическом запрете на тюрков в СССР
Гульнара Танкаева
Звезда и смерть Шамши Калдаякова Звезда и смерть Шамши Калдаякова
Редакция Exclusive
Мажит Сейфуллин – брат «врага народа» Мажит Сейфуллин – брат «врага народа»
Редакция Exclusive
Кому выгоден скандал на «Казахфильме»? Кому выгоден скандал на «Казахфильме»?
Мерей Сугирбаева
Концерт «Самғау». Новое звучание любимых мелодий Концерт «Самғау». Новое звучание любимых мелодий
Редакция Exclusive
Почему нашу культуру сотрясают скандалы? Почему нашу культуру сотрясают скандалы?
Мерей Сугирбаева
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33