суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Мистика прошлого и настоящего

«История не имеет сослагательного наклонения» … «Мы времена не выбираем, мы в них живем и умираем» ... Что происходит с нами и нашим миром?  Мы ищем теоретические ответы в основном на самых разных ресурсах YouTube, слушая экспертов, историков, экономистов, блогеров, политологов и политиков… Нас уже не столь занимает бушующее прошлое, как наше столь нестабильное и непредсказуемое настоящее. Но, чтобы понять день сегодняшний, все же неизменно обращаемся к прошлому.  Есть ли сходство событий 20-х, 30-х, начала 40-х годов прошлого столетия с тем, что происходит сейчас, в 2020-х? Да, можно изучать историю по учебникам, научным статьям и книгам, погружаясь в факты. Но суть эпохи мы все же черпаем в художественной литературе – там пребывает людская душа. 

3 мая – день рождения Михаила Афанасьевича Булгакова, автора романа «Мастер и Маргарита». Завершив книгу в 1940 году, Михаил Булгаков ушел из жизни в возрасте 48 лет. Таковым было его предназначение – создать произведение, которое завладеет умами читателей всех поколений и регионов мира.

Собственная миссия была и у другого советского писателя, мастера соцреализма, – Леонида Леонова. 40 с лишним лет писал он «Пирамиду» (роман-наваждение в трех частях).  Закончил в 1994 году и сразу умер. Книга насчитывает 1500 страниц. 

Здесь персонаж, профессор с говорящей фамилией Шатаницкий, выступает в роли «резидента преисподней на Руси» (что делает «Пирамиду» похожей на роман Булгакова). Коллеги по цеху Леонида Леонова считают, что произведение - одно из величайших творений второй половины XX века. Но такой популярности, какая есть у «Мастера и Маргариты», книга жизни Леонида Максимовича Леонова так и не обрела. Хотя ее автор был осыпан наградами и званиями - Герой СоцТруда, Лауреат премий - Ленинской и Сталинской I степени, и Госпремии СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР, кавалер шести орденов Ленина, был даже номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Замысел романа «Пирамида» относится ко времени Великой Отечественной войны.

Есть нечто, что роднит два этих произведения русских классиков. Оба романа – мистическая литература. На страницах, как, собственно, и в жизни, в Советском Союзе 30-х, наблюдается разгул бесовщины.  А нам кажется, что и сегодня, в наши дни, темные силы правят бал? И романы «Мастер и Маргарита», «Пирамида» написаны будто о нынешнем времени.

В детской литературе той поры, столетие назад, появилась сказка-фантазия с советскими приметами «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина. Тоже, собственно, о торжестве магии. Три примечательных мистических произведения опознал в потоке литературы российский литератор, критик, историк Дмитрий Быков. Литература - столь похожая на жизнь – мистическая, магическая.

– Существует ли в Казахстане аналог романа «Мастер и Маргарита» и автор – масштаба Михаила Булгакова?

Айгуль Исмакова - доктор филологических наук, профессор, зав. отделом института литературы и искусства им. Ауэзова Министерства образования и науки РК.

– В 30-х годах в Казахстане не было романа, подобного «Мастеру и Маргарите», и не могло быть. Литераторы-алашординцы описывали, как был организован голод, вызванный официальной политикой «уничтожения кулачества как класса», коллективизацией. Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Мыржакып Дулатов, Мухтар Ауэзов и их соратники свидетельствовали о том, как травили и убивали людей. Писали, как все происходило, без вымысла. Трагическая участь алашординцев известна.

В целом в казахстанской прозе тридцатых годов булгаковских мотивов не было, так как власти жестко отслеживали содержание произведений, требуя следовать линии партии. Казахские литераторы советского периода стремились писать так, как Горький, как Демьян Бедный. В Казахстане той поры и не мог появиться роман, подобный «Мастеру и Маргарите».

Но есть научная статья Магжана Жумабаева с булгаковскими мотивами – о поэте Ахане Серы. В этой статье повествуется о том, как официальные власти травили поэта, придумывали о нем разные легенды. Ахан Серы был отчужден от общества, он не мог общаться со всеми подряд. О поэте стали распространять слухи, что в него вселился бес, что он обручился с дивой – наперсницей рогатых, то есть бесов. Якобы эта темная дива не дает ему общаться с нормальными людьми. Ему не позволяли ночевать у кого-то дома, если приходил в гости. Ахан Серы предпочитал спать на улице – в стоге сена или на берегу озера. С поэтом в реальной жизни происходило то, что можно сравнить с какими-то сценами романа Булгакова. По легендам-вымыслам, Ахана Серы, его отца, деда сопровождали представительницы воинства лукавых, пери - мать, дочь, бабушка… Они якобы общались с ними. В научной работе Магжана Жумабаева, написанной в 30-х годах об Ахане Серы, есть эта тема - темных сил, женщин–пери. Они вселились в его отца, деда, в самого поэта, продолжали отчуждать его от общества, от людей. Есть такой страшный мотив.

И люди верили, что Ахан Серы сошел с ума, стал общаться с пери, лукавыми женского рода.

Еще пример мистики в казахской литературе той поры – в рассказе Ж. Аймауытова «Елес» (в 5-томнике Аймауытова) есть мистическая история о том, как в день Масленицы к нему приходит некий таинственный гость (не принадлежащий миру людей) и спорит с ним о том, как дальше будет развиваться казахская литература. 

Писатели и поэты периода Алаш писали в канонах реализма, но все же подчас использовали любое иносказание, чтобы отразить острые политические и социальные проблемы казахского народа переходного периода: свергнут царский режим, расстреляна царская семья, а советы еще не утвердились во власти. Но цензура преследовала их при обоих режимах. Так в 1931 году в Москве был расстрелян Жусупбек Аймауытов – автор романов «Акбилек» и «Қарткожа»: о том, «как обуглив и очерняя казахскую степь», (насилуя женщин и малолеток как Акбилек) прошлись по ней белогвардейцы, и как Карткожа, политически окрепнув, стал осознанным участником восстания народа в 1916 году. В этих романах много подтекстов и открытых намеков на ущемление социальных прав угнетенного народа и абсолютного отсутствия политической свободы. В этом, пожалуй, Аймауытов схож с Булгаковской «Белой гвардией». Аймауытов расстрелян в Москве, где находился с 1927 года, общаясь с московской литературной элитой того времени.

У современных казахстанских писателей есть булгаковские темы, они их развивают в обстоятельствах нашей страны.

Казахстанские литераторы-мистики 2020-х

Лиля Калаус – член Союза писателей Казахстана, член казахского ПЕН-клуба. «Бестиарий» (1999), «Книга стихов и рисунков» (2002). «Роман с кровью и другие повести» (2005).

– Я неоднократно обращалась к жанру мистики – есть повести и рассказы. А самая первая вещь – «Роман с кровью», мы его писали с соавтором, Диной Гороховой, под общим псевдонимом «Гуля Королева». Это про алматинских вампиров. Вдохновлялись мистикой Стивена Кинга в основном. Вещь написана в 90-х. Жанр этот люблю до сих пор. В нашем советском детстве ничего подобного не было, мистика под негласным запретом проходила, иностранных авторов не переводили. А что переводили – помещали в научную фантастику, как Рэя Брэдбери, например. А потом, уже в юности, я открыла для себя мистику, – и влюбилась. Многим нравится быть напуганным, бояться, и я не исключение. Напряжение, адреналин, саспенс! Последняя из опубликованного, наверное, повесть «Горгона» 2016 года – в «Новом журнале» (США). Мистика с мифологическим уклоном. И еще один рассказ 2013 года - «Бомбила». Я сейчас его перечитала - у меня волосы дыбом встали. Это, скорее, ужастик в формате постапокалипсиса.

Хотя, справедливости ради, была и в советском детстве мистическая книжка – «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина. (Сказка о том, как пионер Волька выловил из Москвы-реки глиняный сосуд, в котором на тысячелетия был заточен джин. Сосуд был откупорен, а джин стал выполнять желания Вольки). Книжка мне нравилась в детстве, любила и фильм (поставлен на киностудии «Ленфильм» в 1956 году режиссёром Геннадием Казанским). Но сейчас я думаю, что сказка устарела. Это была глубоко советская мистика, идеологизированная. Современным детям надо многое объяснять, чтобы они вообще поняли сюжет, понимали героев. А, главное, – могли бы понять этот советский пафос, сегодня совершенно чуждый всем, особенно детям. Многие скажут - да ладно, это добрая хорошая сказка. Но я бы не советовала ее читать детям. К счастью, сегодня и современные сказки замечательные, и классика никуда не делась. А эти экскурсы в советское прошлое... Ну их. Пусть филологи ее изучают в массиве советской литературы, современным читателям все это не слишком полезно, мне кажется. Вранье же. Я не про героев. Уверена, что такие светлые ребята действительно были. Но что происходило в конце 30-х, когда была издана эта сказка, в Советском Союзе? Это ведь тоже надо показывать тогда. Вот милый смешной Хоттабыч идет по улице, кушает эскимо, а мимо едет, предположим, черный воронок... Жуть, да?

Александр Мендыбаев – писатель, автор повести «Квартиранты»:

– Мистическая составляющая моих работ – это не только влияние Булгакова, Гоголя или Стивена Кинга. Думаю, это комплекс жизненных обстоятельств, моих личных переживаний.

Но Гоголь, которого я читал в ранней юности, повлиял очень серьезно.

В своих работах я стремлюсь сделать страшными совершенно банальные, житейские ситуации. К примеру — полез человек в темную пещеру, ночью отправился на кладбище, решил с друзьями смотаться на уик-энд в заброшенный особняк. Вполне ожидаемо, что с героями что-то случится. Другое дело — солнечный день, обычный двор обычного постсоветского города. Совершенно обыкновенный день рождения, празднуемый в квартире стандартной «хрущевки». Так возникла идея повести «Квартиранты», где герои потерялись в разгар веселого праздника в самой обычной квартире. Кстати, по повести отсняли полнометражный хоррор, сейчас фильм в процессе постпродакшена и, даст бог, в этом году мы сможем посмотреть его на широком экране.

Я пробую себя в разных жанрах. Но мистика и хоррор — любимые. Всегда стараюсь оставить героев в реальности, максимально приближенной к нашей. Так страшнее. Вымышленные вселенные тоже присутствуют, но раскрываются они героям лишь после череды долгих событий. Я вообще стараюсь избегать очевидных страхов. Хочу оставить страх и страшное необъяснимым.

Насколько в моих произведениях отражено время? Я не стремлюсь излишне политизировать или морализировать мои работы. Герои живут обычной жизнью. Размышляют, развиваются, делают то же, что и мы. Очень часто в моих рассказах страшны не монстры или обстоятельства, а сами люди. Моя цель — не напугать читателя, не напитать его банальной чернухой. Я лишь хочу приоткрыть завесу тайного, неопознанного, жуткого. Мне важно, чтобы было увлекательно и интересно. У меня нет псевдонима, я публикуюсь под своим именем. Любой читатель легко может найти меня в соцсетях и написать отзыв. Иногда мы дискутируем, но редко спорим. Книга закончена. Она живет своей жизнью. Читатель видит в ней то, что видит. Я не вправе убеждать его в обратном. Кстати, по повести отсняли полнометражный триллер, сейчас фильм в процессе постпродакшена и, по завершению, мы увидим его на широком экране.

Человечество растет духовно

– Имеется ли сходство 20-30-х годов прошлого столетия с нынешним временем?

Протоиерей Александр Суворов – руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества митрополичьего Округа Русской православной церкви в РК:

– Да, кто-то скажет, что и сегодня бесовское время. Но у меня иное мнение, идущее вразрез с этой концепцией. Мне кажется, что все-таки человечество духовно растет. Стоит обратиться к средневековью. Все говорят, что сегодня всюду блуд, разврат, цинизм.  Но почитайте, что происходило в средневековье. Таких безобразий, которые творились в эпоху, предшествующую новому времени, сегодня нет.

Я привержен той идеи, что общество растет, развивается. И оно иногда стоит выше церкви, потому что законы общества прогрессивнее тех, которые годами не меняются в церкви. Светский гражданский кодекс защищает обывателя больше, чем церковные законы, чем наше каноническое право. Если честно, в церкви плохо представлена система права, можно сказать, ее вообще нет. Есть древнее право – со времен Юстиниановых дигестов (библиотека античного права), плюс еще 500 лет. Мы взяли какие-то положения и реакции на отдельные события, а современной системы права у нас, увы, нет в церкви. И я смотрю на эти вещи объективно, с оптимизмом, и вижу, что все-таки общество растет, развивается. Если говорить о трансгендерах, гомосексуалистах, то – а что с ними делать? Сажать, как Сталин? Расстреливать? Для меня важно то, что я не буду таким, как они. Меня удивляют блогеры-миллионники, покупающие, например, машину («Роллс-Ройс»), которую среднестатистические граждане за всю свою жизнь не смогут приобрети. И вот он делает видео, как разбивает или сжигает эту машину, или спускает с обрыва. И радуется, а все вокруг аплодируют. Вот эти действия и есть сатанизм. Мы не можем запретить, но общество должно в самом себе осудить это. Ведь разве у нас общество всеобщего благоденствия? Разве у нас нет нищих, убогих, больных детей? Ну, если деньги жгут вам карманы, так идите, накормите голодных, снимите сюжет в тик-ток. Помните лепту вдовицы, когда Христос сказал: «Она последнее отдала». Но ведь подобные блогеры делают клип, который формирует положительный образ наркотиков и наркомана. Заработает на этом полтора миллиона долларов, и сто тысяч из них пожертвует на операцию больному ребенку. И такой благотворитель скажет о себе: «Какой я молодец!» А сотни тысяч детей подсядут на наркотики. Не дай Бог никому иметь ребенка-наркомана!

Евангелие – это не книга правил к действию. Это книга о том, каковы должны быть намерения человека. Заповеди блаженства это - заповеди намерений. «Блаженны чистые сердцем» – одна из важнейших из них.

Соблазнитель хуже убийцы. Убийца убьет одного, его поймают и посадят. А соблазнитель миллионы соблазняет, и гибнут миллионы. Тот, кто погибнет на амфитаминах, разве он не смертью умирает? И его соблазнить – разве недогрех?

Церковь, как и общество, развивается. Но в церкви есть непререкаемые догматы, которые даны со времен Иисуса Христа. Веруем в Бога-Троицу, в две природы Иисуса Христа, что он сын Божий, пришел спасти нас и соединился слитно, нераздельно, неизменно и неразлучно с человеком. Это то, что непреложно, и не меняется.  А наше отношение к миру, обществу растет вместе с обществом, меняется.

Галина Галкина

Оставить комментарий

Культурная среда

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33