Вячеслав Люйко: «Через меня проходят все нервные окончания человечества»
О Вячеславе Люйко говорят, как о самом загадочном художнике – таинственной звезде на ярком небосклоне живописи Казахстана. Он называет свои картины неким видом текста. А себя – писателем, иллюстратором. О тонкой художнической работе говорит приземленно: «Мажу, крашу». Он иллюстрирует понятия, идеи, миры, Вселенную. И – самого себя, конечно же, тоже.
Год назад живописец и график Вячеслав Люйко удивил зрителей и коллег персональной выставкой «Вчера. Сегодня. Завтра», выставив в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева 82 работы, созданные во время карантина. Как такое возможно? Некие зрители даже предлагали поставить иную дату в картинах, потому что в их сознании не могла уложиться мысль, что все представленные полотна написаны за год или два. С таким объемом могли справиться несколько художников. Но у Вячеслава Люйко – планетарный размах. А точнее, инопланетный…
В экспозиции «Вчера. Сегодня. Завтра» такое количество символов, знаков, ребусов, загадок, живописных и графических текстов, – что не разгадать и за несколько просмотров. Прочтение оставалось за каждым зрителем. В картины погружаешься, иногда становишься их персонажем, переходя грань между реальностью и живописью. Что сегодня происходит с Вячеславом Люйко, его картинами-загадками и их персонажами?
Вячеслав не считал, сколько картин создал за минувший год. Побил ли рекорд пандемийного года – 82 работы? Думается, Слава превзошел эту цифру, так как было много событий, выставок, а, главное – идей.
Сейчас Слава увлечен городскими пейзажами Алматы. Работы о родном городе накапливаются для будущей выставки. Недавно был в Санкт-Петербурге с небольшой, по его словам, экспозицией в представительстве Ямало-Ненецкого автономного округа. В будущем Вячеслав планирует провести крупную выставку в Санкт-Петербурге.
В нынешнем году В. Люйко также принял участие в выставке, проведенной в музейном проекте Омска, где он представил свой триптих «Тюрки» для выставки «Всадники», и картины для проекта «Портреты мебели» (старинная мебель оживает в образах персонажей прошлых лет).
– Почему ваша выставка состоялась в Представительстве Ямало-Ненецкого автономного округа в Санкт-Петербурге? Это неожиданно. Было бы понятно, если бы выставка прошла при Посольстве Казахстана в РФ.
– Я же теперь и ненецкий художник. Однажды коллеги из Салехарда пригласили меня как графика и нашу художницу-иллюстратора Ассоль Сас посетить Ямал. Мы провели там мастер-классы и у меня установились контакты с художниками Ямала.
Позже в связи с 115-летним юбилеем Ямало-Ненецкого окружного Музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского сотрудники музея заказали Вячеславу Люйко 12 работ, посвященных деятельности музея. Краеведческий музей более ста лет назад создал русский церковный деятель, историк, этнограф монах игумен Иринарх (Иван Семенович Шемановский). Музей – не только краеведческий, но и палеонтологический, археологический и прочее. После юбилея у работников музея и художников Салехарда возникла идея – отправить эти 12 работ В. Люйко в Представительство Ямало-Ненецкого автономного округа, что в Санкт-Петербурге для организации выставки. Художник привез и другие свои работы. Теперь Вячеслав Люйко представляет в России не только Казахстан, но и Ямало-Ненецкий автономный округ.
В мастерской Вячеслава Люйко с его помощью я занялась разгадыванием символов, чтением картин-текстов из одной серии. Эти работы стали основой экспозиции «Вчера. Сегодня. Завтра». Они выполнены по принципу ковра. По периметру – широкая кайма, внутри – картинки. И в кайме – свой узор.
Вот картина «И вся история Земли».
– Это устройство мира. В полотне отражена мифология мира, который стоит на черепахе. На самом деле современный мир покоится на наших иллюзиях. В прошлом представлении человека на черепахе стояли слоны либо быки, и уже они держали весь мир. В данном случае устройство нашего мира держится на быке и медведе, что отражает биржевые игры. Третий «атлант» – носорог, он символизирует непредсказуемость всех людских игр. И это нынешнее состояние цивилизации.
По версии Люйко, наша цивилизация также прочно держится на мужчине и женщине, как и всю предшествующую историю: «Я, честно говоря, не вижу сто разновидностей полов, которые предлагает Запад. На подобное представление о разделении полов возражаю, что можно быть кем угодно, даже хомячком, но, если человек приболел специфическими болезнями, то женщина все равно обратится к гинекологу. А вот псевдо-женщина не пойдет в гинекологический кабинет, а отправится со своими проблемами к «мужскому» врачу».
Вся картина обрамлена изображением змея, кусающего себя за хвост.
– Большая часть работ решена в виде ковров. Это схема мироздания, ткань вселенной. Вот рутинная жизнь изо дня в день: человек встает утром, идет на работу и так далее. Цель движения человечества – изобилие, власть, наслаждения.
В этом групповом портрете человечества от В. Люйко есть некто, не относящийся к человечеству. В верхнем углу картины в небесах – ангел. Он с удивлением, усталостью и горечью наблюдает за тем, что происходит на Земле. И все же он призван защищать землян.
Когда смотришь на эту суету, движение к цели, то понимаешь, что цель во многом ложная. Изобилие не насыщает, не удовлетворяет человека. Но художник не обозначает истинные ценности, к которым нужно стремиться: «Здесь я констатирую факты, ни к чему не призываю».
– Когда я пишу картины, то просто сочиняю сюжеты, нанизываю их один на другой. Потом, когда работа завершена, можно сидеть и писать по этим картинкам истории. Я сначала иллюстрирую еще ненаписанный текст.
– В картине «По течению вод» представлено течение времени. Что же происходит в этом движении времени? Горят храмы, человечество переселяется из Африки в Европу. Это нынешнее состояние мира. Плывущие в ковчеге люди склонились как над святыней над своими гаджетами. Многие сюжеты повторяются во всех картинах цикла. (Как повторяются и грехи во все времена) Вот Иона в чреве кита плывет по водам времени.
– С Ионой случилась забавная история. В Библии нужно еще и между строк читать, это же образные притчи. Иона не просто так попал во чрево кита. Юноше было сказано: «Иди, проповедуй Слово, лечи людей, помогай им!» А молодой и легкомысленный Иона решил: не лучше ли отправиться в путешествие в экзотические страны. Он сел на корабль, поплыл. Разразился шторм, на борту воцарилась паника. Иона признался, что это его Господь покарает – вместо того, чтобы идти к людям с проповедями, с исцелениями и помощью, он отправился путешествовать на корабле. Корабельные разозлились и выкинули Иону в море, его проглотила огромная рыба. Внутри рыбы он призадумался над своим положением. То есть Господь дал ему время посидеть в изоляции во чреве кита. И до Ионы дошло – он должен был принять свою участь, приобретать жизненный опыт, работать, а не предаваться беззаботной жизни.
Мотив горящих храмов Вячеслав Люйко повторил в работе «Троица». Там, в отличие от Рублевского сюжета, где святая Троица – Отец, Сын и Святой дух пребывает над чашей, в современной интерпретации Люйко библейские персонажи склоняются над пылающим храмом.
В работе «Троица» Вячеслав Люйко изобразил Святого духа в виде птицы, что соответствует старинному канону – раньше Святой дух имел облик птицы. Картина Люйко на библейский сюжет «Изгнание» была приобретена в частную коллекцию. Автора удивляет, что люди покупают работы с подобными сюжетами. Ведь обычно картины берут для украшения интерьера.
– Картина «В поисках неба». Человечество пытается взлететь. Мечта замечательная. И как она воплощается? С одной стороны, человек взлетает, достигая высот полета. С другой стороны создает военную авиацию. Не утверждаю, что это плохо. Я рассказываю, как это может быть. Негативное и позитивное соседствуют друг с другом.
В серии ковровых картин была пятая работа – «Шелковый путь». Она находится в частной коллекции. Работа также вошла в объемный каталог «600 художников мира» Китайской биеннале. И это знаменательно – оказаться в числе 600 художников мира, чьи работы получили признание.
– Что для вас Священное писание, откуда вы черпаете сюжеты для своих картин?
– Библия для меня – энциклопедия истории человечества. И ответы на бесконечные вопросы.
– Слава, в ваших работах коллективный портрет человека часто нелицеприятен. Люди погрязли в грехах, их намерения и поступки далеки от совершенства. Как вы относитесь к жителям планеты Земля? Они заслуживают снисхождения?
– Мне кажется, я понимаю людей – со всеми их вывертами и прыжками. Видимо потому, что я тоже – клетка этого огромного организма. Через меня проходят все нервные окончания человечества. Но я пытаюсь смотреть со стороны на эти конвульсивные движения существа homo sapiens, что пытается выжить в не совсем комфортных условиях планеты.
Вячеслав Люйко – провидец и мистификатор одновременно.
– У меня есть картины на все случаи жизни. И даже на те события, которые еще только произойдут в будущем. Написал в свое время серию работ – знаки Зодиака – для календаря 2020-го года Крысы. На обложке было именно это животное-паразит в костюме чумного доктора. Именно в этот злосчастный год случилась пандемия.
Свежая работа художника посвящена войне. Вернее, тому, что останется на Земле после ее окончания. Краска на полотне еще не высохла, и кажется, что это не красочный слой на холсте, а комья земли, пропитанные кровью воинов.
Самое мрачное творение Славы. Картина вызывает ужас, боль и горе. Но и там есть толика надежды – крошечный, как стрекоза, Ангел парит над солдатами. Отвожу взгляд, возвращаюсь к алматинским пейзажам – теплым, залитым солнцем. Пусть в этих картинах запечатлится пророчество о том, что с нашим милым, мирным городом все будет хорошо.
Галина Галкина, Фото: АПН