Звенит тетива из прошлого
Недавно в общественном объединении «Мир Великой Степи», в рамках «тенгрианских бесед», которые здесь регулярно проводятся, молодой казахстанский мастер-реставратор Рафаэль Тулегенов представил свое произведение – лук, который был воссоздан по технологии древних обитателей бескрайних степей Центральной Азии.
Лук для древних степных народов был традиционным оружием. Следы его возникновения теряются в глубине времени. Возможно, что древнейшие каменные наконечники стрел, возрастом 64 тысячи лет, были найдены в пещере Сибуду (по сообщению южноафриканских учёных в августе 2010 года). Их анализ, проведённый командой исследователей из университета Йоханнесбурга, установил наличие следов клея на растительной основе для закрепления наконечника на деревянном древке.
Невозможно утверждать что-то конкретное о происхождении лука. Вероятно, его употреблению для метания стрел предшествовало какое-то хозяйственное применение изогнутой палки. Когда люди ближе ознакомились со свойствами дерева, они смогли придать палке необходимую упругость и объединили это изобретение с существовавшими уже тогда легкими дротиками.
Лук позволил поражать цель на расстоянии, что внесло революционные изменения и в тактику войн, и в охоту. В официальных хрониках монголов зафиксирован факт добычи зверя (косули) ханом Кульканом (младший сын Чингисхана, погиб при осаде Коломны) на расстоянии около 400 метров. Что характеризовало его как отменного лучника. И не случайно: стрельбе из лука маленького степняка начинали учить еще в раннем детстве, лет с четырех.
- Перед тем, как изготовить этот лук, я два с половиной года изучал этот предмет, собирал информацию о луках и технологии их изготовления. Но так как на русском и казахском языках материалов нет, то я собирал информацию из иностранных, более всего англоязычных источников. – рассказывает мастер, Рафаэль Тулегенов.
Это так называемый композитный лук, создан из белой акации, обклеен берестой и усилен сухожилиями. Изящное изделие в то же время несет в себе грозную силу. На расстоянии в несколько десятков метров оно может поразить стрелой довольно крупное животное, например – косулю или гуся.
- На изготовление такого лука уходит примерно 2 – 2,5 месяца. – рассказывает Рафаэль. – Но сначала нужно заготовить материалы. Например, древесину для лука нужно сушить не менее года. При этом очень важно соблюдать условия сушки. Только что срезанную древесину нельзя сушить там, где высокая температура и низкая влажность. Оптимальная температура должна быть 15-20 градусов, а влажность - не менее 50 процентов.
Очень тщательно нужно готовить и все другие компоненты лука, сухожилия животных, специальный клей. Технологию изготовления древнего оружия автор познавал на собственном опыте, постепенно, шаг за шагом, пробуя и учась на своих ошибках, постигая ее секреты.
- Вот, например, береста – рассказывает мастер. - Береста защищает лук от излишней влаги. Для прикрепления сухожилий к деревянной основе я использовал только животный клей. Казеиновый тоже можно использовать, но он слабее. А вот мездровый или рыбий клей – это то, что нужно. Потому что сухожилия также содержат клеящие вещества. При склейке происходит обмен молекул сухожилий , дерева и клея. В результате получается очень прочная и обладающая нужной гибкостью конструкция лука.
Вообще видов луков очень много: крымско-татарские, османские, ассирийские, монгольские, цинские ( китайские), английские, скифские, могольские луки. И с ходом времени, при взаимном общении каждый из тюркских народов прибавлял к конструкции что-то еще.
Лук, созданный Рафаэлем, нельзя называть полностью азиатским. Но он и не чисто индейский - индейские луки выгнуты в обратную сторону. Сходство же в том, что такие луки изготовлены из дерева, сухожилий животных и мездорового клея. Некоторые тюркские народы, среди них и предки казахов, часто применяли для луков пластины из рогов животных – архара, водяного буйвола и других. Но это сложная технология. Рог имеет более плотную структуру и с ним нужно быть очень осторожным при работе. Зачастую его предварительно грунтуют горячим раствором клея. Например, корейские мастера проводили такую операцию до 70 раз. Только тогда рог можно использовать при изготовлении грозного оружия.
- За годы и столетия луки, которые были у воинов на территории Казахстана, неоднократно менялись - рассказывает Рафаэль. - В каждый период истории были популярны свои луки. Были тюркско-монгольской конструкции. Потом стали популярны цинские, или манджурские луки. Разные виды луков были для пеших и конных воинов. Это был живой процесс изменений, обусловленный историческими, геополитическими, миграционными процессами. Конструкция этого важнейшего предмета военной цивилизации менялась, совершенствовалась. Я однажды наткнулся на фотографию цинского лука с обрезанными концами. Его укоротили. Но сохранили его важнейшее преимущество – мощность. С длинными луками используются очень тяжелые стрелы, цинские стрелы еще тяжелее, чем английские. Когда стреляют длинной стрелой, при большей длине натяжения тетивы вся огромная энергия передавалась стреле. Человека легко сбивали с коня. Конный тюркский лучник стрелял из лука натяжением в 70-80 фунтов, и соответственно, этот лук стрелял более легкими стрелами.
Гомер в своей «Одиссее» рассказывает, как никто из женихов, претендовавших на руку Пенелопы, не мог натянуть лук Одиссея. Хотя все они были молодые атлеты и на отсутствие силы не жаловались. Как рассказывает Рафаэль Тулегенов, такое вполне может быть. Лук - весьма непростое, «хитрое» оружие. История, случившаяся с гомеровскими женихами, повторилась через полторы тысячи лет в Англии, где один феноменальный здоровяк по имени Топхем тоже пошел на спор, что натянет лук. И хотя он мог носить на своих плечах осла, этот богатырь так и не смог натянуть тетиву на лук.
- Надо знать, как натягивать тетиву – рассказывает Рафаэль. – И незнакомому с техникой натяжения тетивы человеку это сделать часто невозможно. На турецких луках с большой силой натяжения для этого служил особый пояс. Их натягивали специальными приспособлениями уже непосредственно перед битвой. Такой лук натягивается всем телом, а не руками.
Есть свои «секреты» и при стрельбе из лука. Европейский стиль – тетива натягивается тремя пальцами. Есть «азиатский» стиль: стрела расположена справа от рукоятки, а тетива натягивается большим пальцем.
В Казахстане людей, изготавливающих старинное оружие по древним технологиям, всего несколько человек. Это хлопотливое и не самое дешевое хобби. Мастерство здесь оттачивается годами. Рафаэль – один из таких увлеченных людей. Он планирует к лету изготовить еще один лук, с большей силой натяжения, улучшенной конструкции. А затем поехать с ним в Китай, на выставку, представлять Казахстан. Вместе со стрелами, которые он тоже делает самостоятельно – от древка и оперения до кованных наконечников. А там, как сказал поэт:
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу!