Казахский бог
Данияр Шабдукаримов
Последние два года все чаще замечаю, что многие городские казахи проявляют неподдельный интерес к древнетюркской религии, тенгрианству. Я лично не являюсь сторонником возврата к пройденным этапам истории, так как убежден, что человечество должно постоянно прогрессировать и самосовершенствоваться. Да, мы должны учитывать опыт предков, но не настолько, чтобы практиковать объективно устаревшие вещи. Например, я считаю, что в наше время не нужно знать семь колен своих предков и их племена, потому что эта первобытно-общинная традиция не имеет никакого практического применения в современной реальности. Если у кого-то есть сильное желание исключить кровосмешение из своей жизни, то можно просто заказать генетическую экспертизу на совместимость. Многие городские казахи стали романтизировать древний кочевой образ жизни, что автоматически возбудило интерес к тенгрианству. Они вдруг решили, что жизнь в войлочных шалашах и танцы с бубном вокруг костра являются кульминацией развития казахского этноса. С одной стороны, я вижу, что этот интерес временный, являющийся данью моде. С другой стороны, понимаю причины возникновения этой моды на паганизм (язычество). С начала реформ Горбачева мы прошли несколько этапов моды на духовность и эзотерику. Сначала пресса начала публиковать гороскопы, затем появились прайм-таймовые экстрасенсы, позже начался наплыв миссионеров сомнительных сект и церквей, мультфильмов в духе «Суперкнига» и, конечно же, возврат к мусульманским корням. Помню, как в начале 1990-х Олжас Сулейменов появлялся на публике в псевдомусульманском наряде, с четками в руках. Карго-культ чистой воды. Ведь советский режим уже не диктовал народу, как надо жить, во что верить и о чем мечтать. И вот народу потребовались альтернативные источники команд сверху. Но в последнее время ислам и христианство в Казахстане сильно подверглись явлению цезаропапизма. Например, появилась такая странная организация, как ДУМК (Духовное управление мусульман Казахстана), существование которой прямо противоречит исламской морали. По непонятной причине проповеди в мечетях ведутся только на казахском языке абсолютно бестолковыми проповедниками, в университетах усилилось давление на студенток, носящих платки. Имидж ислама на мировой арене серьезно испорчен ужасами теократических режимов Ближнего Востока и усилиями радикальных фундаменталистов. В силу этих причин все больше казахов начинает восполнять духовные потребности с помощью других верований. Тенгрианство нам наиболее близко по духу, потому что мы сохранили многие рудиментарные традиции этого древнего мировоззрения. Яркий тому пример — языческий праздник Наурыз и связанные с ним обряды. Тенгрианство возникло достаточно давно, примерно в 1 тысячелетии до н. э. Письменных свидетельств и трактатов в силу объективных обстоятельств осталось очень мало, что дает большое поле для разного рода спекуляций и фантазий, которые временно подавят наш комплекс неполноценности. Вот только мы забываем, что наши предки в свое время отказались от язычества и приняли ислам. Наверное, они понимали, что Тенгри со всем сонмом остальных божеств и привидений не совсем отвечает духу времени. Для новоявленных тенгрианцев хочу напомнить пример из истории Европы. Примерно в XIII–XIV веке на территории современной Италии свирепствовала католическая церковь, которая продавала индульгенции и терроризировала народ инквизицией. И именно в это время начинается Ренессанс — эпоха Возрождения. Рост городов-республик привел к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им были чужды иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и ее аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Искусство и философия языческих государств — Древней Греции и Римской империи — стали востребованы. Древнее наследие предков заново рассматривалось и пересматривалось, внедрялось в повседневную жизнь. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. Эпоха Возрождения оказала огромное влияние на философию, литературу, изобразительное искусство, архитектуру, музыку и науку. Это новое для того времени мировоззрение перекинулось на другие европейские страны, выдвинув итальянские города-государства в авангард европейской культуры. Эпоха Возрождения дала миру новые музыкальные жанры — сольная песня, кантата, оратория и опера, — способствовавшие постепенному утверждению гомофонного стиля. Никто не может отрицать огромный вклад деятелей того времени в общечеловеческое развитие. Список можно продолжать долго: Джордано Бруно, да Винчи, Боттичелли, Тициан, Брейгель Старший, Микеланджело Буонаротти, Петрарка, Макиавелли, Сервантес, Шекспир… Так вот, дорогие неопаганисты, тенгрианцы и шаманисты, если вы не ограничитесь выполнением внешних церемоний древних тюркских учений, а вместо этого на основе тенгрианства начнете казахский Ренессанс, то в добрый путь! В наше время есть куча технологий и приспособлений для формирования и распространения новых идей. Но, скорее всего, мода на тенгрианство закончится, как только мы найдем себе другое увлечение и правительство создаст Духовное управление тенгрианцев Казахстана.