Южная столица по-прежнему в тренде
В декабре 20017 года, двадцать лет назад Алматы утратила статус столицы. Но кресло мэра по-прежнему является одной из самых престижных позиций в стране, а город стал единственным не сырьевым донором республиканского бюджета.
Алматы не только сохранил статус социально-экономического и культурно-образовательного центра Казахстана, но и укрепил его. Сегодня она занимает лидирующее место в стране по объему ВРП (23%) и является центром развития малого и среднего бизнеса. Структура ВРП Алматы похожа на многие развитые города мира, где торговля составляет более 3,6% экономики города, а сектор услуг в целом - более 50%. На промышленность приходится лишь 5% общего ВРП Алматы, большая часть представлена пищевой промышленностью.
Алматы является крупным логистическим хабом на трассе Западная Европа – Западный Китай. Город обеспечивает около 20% внешнеторгового оборота страны.
В индексах, оценивающих экономические индикаторы (макроэкономические показатели – рост ВРП, инфляция, безработица и т.д., способность привлекать капитал, развивать бизнес) развитие Алматы соответствует уровню средних мегаполисов.
В рейтинге мировых финансовых центров Global Financial Centres Index (GFCI) от компании Z/Yen Group, Алматы занимает 70 место среди 86 городов (2016 г).
По данным издания «Financial Post» город вошел в Топ-10 из 96 городов с наиболее быстрорастущей экономикой.
По оценкам экспертов авторитетного издания «The Economist», к 2025 году Алматы должен войти в сотню мировых конкурентоспособных городов по привлечению капитала, технологий и квалифицированных специалистов.
Согласно индексу Всемирного Банка «Doing Business» Казахстан сегодня занимает 35 место из 189 стран. Данный индекс рассчитывается на основе показателей Алматы.
В среднем, производительность труда в сфере услуг Алматы сопоставима с другими городами мира. Так, показатель Алматы достигает 61,9 тыс. долл. США на занятого человека, опережая Москву на 15%, но отставая от Варшавы на 42%.
Однако Алматы значительно отстает от других городов мира по производительности труда в реальном секторе, которая значительно ниже, чем в секторах торговли и услуг. При этом, если считать, что уровень сельского хозяйства непоказателен ввиду низкой расчетной базы, то показатели в области строительства (19 тыс. долл. США) и обрабатывающей промышленности (37 тыс. долл. США) являются зоной для значительного улучшения. В данных отраслях работает более 15% занятого населения города, и на них приходится 8,8% ВРП.
В 2016 году промышленность города была представлена 1 542 предприятиями, из которых 7,1% относятся к категории крупных и средних. Они составляют основу индустрии города, производя 77,5% объема промышленной продукции.
Алматы – самый лучший пример того, как регион, который живет главным образом за счет МСП. По сути, это ролевая модель для развития всей страны. Сегмент МСП продолжает оставаться основным источником налогов и рабочих мест (более 60%) в городе. Если сопоставить показатели мегаполиса по сравнению с другими крупными городами Казахстана, то в целом за 2016 год количество малых активных предприятий увеличилось на 10,2% (+12,2 тысячи) - до 131,9 тыс. компаний.
Алматы занимает первое место по удельному весу торговли в общереспубликанском показателе. Торговля за 2016 год обеспечила наибольший вклад в ВРП города (36%), причем объем оптовой торговли (7782,1 млрд. тенге, 47,5% от республиканского объема) превышал объем розничной торговли (1 754,0 млрд. тенге, 27,5% от республиканского объема) более чем в 4,5 раза. Концентрация почти половины всего общереспубликанского объема оптовой торговли в Алматы в большей степени связана с регистрацией крупных торговых компаний.
Уровень развития бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000 казахстанских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах-членах ЕС не менее 30. В Казахстане доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.
Но в зависимости от региона и его экономического приоритета инвестиционные акценты могут быть смещены. Так, в Японии, Сингапуре и США государство и крупные компании вкладывают в науку, образование и новые технологии. А вот северные страны Европы: Дания, Нидерланды ориентированы на сельское хозяйство, поэтому инвестирование этих стран заключается в поддержке этой отрасли экономики.
Малый бизнес за рубежом стимулирует развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства. Поэтому развитые страны осуществляют политику поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности МСБ.
Зарубежный опыт показал, что именно в сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу и формированию «среднего класса» как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества.
Несмотря на постоянные усилия Казахстана по развитию МСБ, государственная поддержка не решает такие ключевые проблемы, как доступ к недорогому финансированию и налоговое администрирование. В этом ракурсе интересны кейсы стран, в которых эти вопросы были решены наиболее эффективно.
Например, в части финансовой поддержки в Канаде выделяемая ссуда на десять лет не превышает 250 тысяч долларов под 2-3 процента годовых. В других случаях, частично компенсируя любые потери по займам, федеральное правительство облегчает малому бизнесу получение ссуды. В Корее государственные средства для поддержки МСБ расходуются по трем направлениям: предоставление льготных кредитов (срок до 8 лет и процентная ставка на 2,5-3% ниже банковской), разработка и внедрение новых технологий и пополнение оборотных средств. В Японии займы можно получить под 2-4% – стимулирование кооперативной деятельности МСБ, когда приветствуется объединение малых предприятий в кооперативы (сугубо японский подход, означающий, что можно получить землю, льготные кредиты под развитие новых технологий, под транспорт, общую стоянку для автомашин и пр.). В Сингапуре при получении кредита сроком до 4 лет действует ставка в 5% годовых, а при получении долгосрочного кредита – 6,5%. Специальное льготное кредитование предусмотрено для микрофирм, численность персонала которых не превышает 10 человек.
С точки зрения институциональной поддержки для Казахстана интересен опыт Финляндии, где действует разветвленная сеть (с филиалами в регионах) институтов развития. В Корее вопросами регулирования малого бизнеса занимаются 15 организаций, большая часть которых работает на правительственном уровне, а также учреждены два банка и два фонда, ориентированных на малый бизнес. Следует отметить, что стимулированием экспорта продукции малых предприятий занимаются крупные внешнеторговые структуры. Они исследуют рынок, обеспечивают предпринимателей информацией, помогают выйти на мировой рынок, ведут работу по вопросам снижения налогов, таможенных тарифов и ставок льготных кредитов. В Японии создана разветвленная система специализированных учреждений, функционирующих как на общегосударственном, так и на региональном уровнях: Государственная корпорация финансирования малого бизнеса (59 филиала), Национальная финансовая корпорация (102), Центральный банк торговой и промышленной кооперации (117).
В части инновационной поддержки в США, Японии, Великобритании, Индии, Китае и других странах работают масштабные государственные программы финансовой и технической поддержки инновационных МСП, выполняющих НИОКР по тематике правительственных организаций. Франция и США осуществляют прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий. Швеция и Германия предоставляют ссуды, в том числе без выплаты процентов на покрытие затрат по внедрению инноваций. Практически во всех развитых странах существуют целевые дотации на научно-исследовательские разработки, а также фонды внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска.
Свою эффективность подтвердили такие непрямые виды поддержки, как снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей и представление им налоговых льгот (Австрия, Германия, США, Япония и др.), а также создание специальной инфраструктуры для их поддержки и экономического страхования (Япония).
Необходимо также отметить, что в данный момент наиболее динамичный рост городского населения происходит в азиатской части Большой Евразии. Так, по утверждению швейцарского банка Credit Suisse в 1950 году в США находилось 22% крупнейших городских агломераций, в то время как уже к 2050 году их доля упадет до 6%.
Кроме этого, согласно рейтингу, MasterCard Global Destination Cities 2015 года сейчас в ТОП 10 самых привлекательных для туристов городов мира входят 7 азиатских мегаполиса, Нью-Йорк в этом списке занимает только 6 место. Помимо этого, быстрее всего популярность росла также у азиатских городов: Коломбо (Шри-Ланка), Чэнду (Китай) и Абу-Даби (ОАЭ) – за последние 5 лет рост турпотока в них превысил более 20%.
В рамках этого глобального тренда Алматы может системно нарастить свою конкурентоспособность г.Алматы, поскольку город стремительно превращается в ведущую городскую агломерацию Казахстана. В существующих условиях южная столица имеет неплохие шансы пробиться в ряды «мировой элиты», учитывая тот факт, что во многих международных рейтингах лидируют не огромные мегаполисы глобальных держав, а сравнительно небольшие города государств «среднего класса».
Так, согласно консалтинговой компании Reputation Institute в ТОП-10 рейтинга городов мира с лучшей репутацией в 2015 году вошли Сидней, Мельбурн, Стокгольм, Вена, Ванкувер, Барселона, Эдинбург, Женева, Копенгаген, Венеция. В то время как американский Нью-Йорк занял 31 место. Репутация городов оценивалась по 13 показателям, объединённых в три основные группы: экономическая и деловая среда, культурная привлекательность и эффективность управления.
Сегодня мегаполисы демонстрируют беспрецедентную концентрацию экономических, в т.ч. финансовых ресурсов, формируют комфортный деловой климат, обеспечивают высокий уровень благосостояния жителей. 25% ВВП мира создается десятком экономически развитых мегаполисов. В Токио, где проживает 29% населения Японии, вклад города в формирование ВВП страны составляет 43%. В Московском мегаполисе сконцентрировано свыше 80% финансовых потоков и более половины российского банковского капитала. На него приходится 40% внешнеторгового оборота страны.
Концентрация в крупнейших городах-мегаполисах материальных, трудовых, интеллектуальных и иных ресурсов создает мощную синергию развития, недоступную средним и малым населенным пунктам.
Но Алматы, как и все стремительно развивающиеся мегаполисы, становится жертвой своего успеха. Постоянно растет нагрузка на окружающую природную среду и необходимость расходовать все больше средств на поддержание ее в нормативных пределах. Растущая концентрация производственно-коммерческой деятельности в границах мегаполиса обусловливает серьезную перегрузку транспортной, производственной и социальной инфраструктуры, приводит к неоправданным расходам сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, к росту риска техногенных катастроф, усиления межнациональных и межэтнических конфликтов, связанных с неконтролируемой миграцией.