Особенности образования в Азии
В Казахстане – самая политически корректная молодежь. Плохо это или хорошо? Авторы глобального исследования «Переосмысление образования», которое проведено ЮНЕСКО в 22 странах Азии считают это просто не допустимым. Потому что именно по этой причине коррупция глубоко проникла в святая святых – образование.
Рост неравенства, повышенное национализма, разрушение окружающей среды и растущая опасность конфликта критически угрожают нашему общему благосостоянию. Образование может усугублять эти проблемы или улучшить их.
Весь мир пришел к пониманию, что пришла пора переосмысления образования. В 2017 году ЮНЕСКО проанализировало учебные программы и учебники в 22 странах Азии, который может стать хорошей пищей для размышлений об успешности или безуспешности традиционного школьного образования с точки зрения устойчивого развития и глобального гражданства.
В частности, авторы признают, что учебные планы преуменьшают или полностью игнорируются в громких международных рейтингах, включая известную Программу Международной оценки студентов (PISA) ОЭСР. Отчет напоминает, что школьное обучение - это нечто большее, чем арена для конкуренции в приобретении навыков «готовых к эксплуатации». Поэтому его вторая целевая аудитория - это те, кто отвечает за содержание учебных программ - всех видов и для всех уровней обучения. По их мнению, в этом процессе должны участвовать не только учителя, но и широкий круг экспертов и практиков.
В ряде азиатских обществ именно НПО сыграли ключевую роль в разработке учебных планов для использования в постконфликтных ситуациях и других сложных обстоятельствах
Третья целевая аудитория состоит из исследователей и молодых ученых в области образования. Во многих странах Азии образовательные исследования были чем-то Золушки в академических кругах - в лучшем случае рассматривается как служанка «серьезных» академических направлений и ограничивалась подготовкой учителей по спецификациям, утвержденным государством. Но важность критических исследований в области образования в качестве основы для общественного обсуждения и принятия решений заслуживает большего признания в официальных политических кругах. Точно так же выросла роль как обычной прессы, так и новых средств массовой информации в популяризации и формирование образовательных дебатов.
Центральная Азия: между советским наследием и международным опытом
Наследие советской инфраструктуры и идей оказало различное влияние на реформы образования. Система, разработанная и навязанная советскими педагогами, стремилась создать нового, универсального «социалистического человека». Целью образования был системный, хорошо организованный процесс приобретения и консолидация дисциплинарных знаний. Следы такого подхода все еще широко заметны в национальных учебных программах по всему региону. Попытки критически осмыслить систему советского образования до сих пор встречают серьезное сопротивление. Советский подход предполагал четкую классификацию между гуманитарными науками (кроме истории) с одной стороны, а также математикой и естественными науками - с другой.
Если говорить о международном влиянии на реформы в образовании, то с середины 1990-х годов большинство правительств в Центральной Азии нацелили свои реформы на соответствие «международным стандартам» или «западным» образовательным ценностям: обучение, ориентированное на учащихся, стандартизацию оценки студентов, внедрение стандартов учебной программы и диверсификацию образовательного обеспечения.
Казахстан, Кыргызстан и Монголия активно экспериментировали с импортом образовательных политик, в основном связанных с финансированием из международных организаций-доноров.
Реформы учебных планов были сосредоточены на сокращении числа субъектов, введение интегрированных учебных программ или сокращении учебного контента для содействия «эффективному» обучению и повышенному вниманию к критическому мышлению и решению проблем, а не к овладению конкретным предметом материала.
Активно развивались различные фонды и инициативы, представляющие «интерактивные методы обучения», «участие в обучении», «активные методы обучения», «творческое мышление» и «критическое мышление», а также прав и гражданского образования во всей Центральной Азии.
Этот период постсоциалистической реформы образования описывается исследователями как период «запутанного и бессознательного подражания другим»
Не остался в стороне и Казахстан, который начал свои реформы в 2002 году, но они не носили революционный характер. При поддержке международных доноров, особенно Фонда Сороса, группой национальных преподавателей было предложено введение образования, основанного на результатах. Разработанная на этой основе Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы требовала существенной реформы. Три типа компетенций были определенные в программе, а именно: общие компетенции, ожидаемая область охвата и результаты, основанные на субъектах. Девять учебных областей (литература и язык, человек и общество, социальные науки, математика, информатика, наука, искусства, технологии и физического воспитания) и ожидаемые результаты, в том числе такие как решение проблем и жизненные навыки, были определены этой программой. Новый подход предполагал большую гибкость, и разнообразие. Школам было разрешено специализироваться в таких сферах, как иностранные языки, математика и естественные науки.
Казахстан начал участие в таких международных рейтингах, как TIMSS (2007) и PISA (2009). Общенациональное обсуждение результатов этих рейтингов, особенно в PISA, оказали непосредственное влияние на реформы образования. Государственная программа образования на 2011-2020 годы поставила задачу развития «системы обучения и профессионального развития педагогики» сотрудников Казахстана». Для достижения этой цели правительство выбрало Кембриджский университет в качестве стратегического партнера. В 2012 и 2016 годах был введен новый набор государственных общеобразовательных стандартов, при этом общеобразовательные стандарты 2016 года применяются только в школах, пилотирующих 12-летнюю учебную программу. Остальная часть системы осталась под Стандартами общего обязательного образования 2012 года, позволяющая каждой школе разработать свой собственный образовательный план.
Между тем, хотя Казахстан заявляет о полной приверженности делу защиты прав человека, которые должны быть гарантированы различными правительственными учреждениями, участие гражданского общества в образовательном процессе серьезно ограничено. Хотя демократические принципы официально закреплены в законодательстве, политическая монополия правящей партии «Нур Отан», государственный контроль общества и СМИ ограничивают осуществление гражданских прав.
В Казахстане активность интерпретируется в основном как бдительность и нетерпимость к антисоциальным, террористическим и религиозно экстремистским элементам (9 класс, География, стр. 8)
При этом подчеркивается важность соблюдения закона, патриотизм и поддержка существующей политической, экономической и социальной идеологий.
Казахстан - единственная страна, чьи позиции лидируют в подкатегории «Геноцид, терроризм, война, беженцы». Неплохо мы выглядим и в позиции «Экологическая деятельность для охраны и сохранения природных ресурсов и находящихся под угрозой исчезновения животных (9 класс, География, стр. 4). А вот участие в демонстрациях и организации политической оппозиции не изображаются как желательные формы активности.
Таким образом, значение демократии интерпретируется очень узко, как и во многих других азиатских странах
В национальной стратегии «Видение Казахстана 2050 года» демократическое развитие определено как состоящее из следующих шагов: децентрализация для расширения прав и возможностей сельского населения; улучшение качества государственного управления для обеспечения большей прозрачности и уменьшения коррупции; а также реформирование системы уголовного правосудия. Национальной академией Образования ежегодно выпускаются очень подробные методические рекомендации и инструкции для школьных учителей, связанные с воспитанием патриотизма; поощрения межэтнической толерантности, уважение исторического наследия; поощрения многоязычного образования. Это указывает на стремление присоединиться к топ-30 развитых стран не только с точки зрения дохода на душу населения, но и в условиях более широкого круга социальных, экологических и институциональных достижений. Государственная программа развития образования и науки на 2016-2019 годы (на основе Плана нации «100 шагов» для поддержки реализации «Стратегия Казахстан 2050 г.) ставит своей главной целью повышение «конкурентоспособности образования и науки и развития человеческого капитала в интересах устойчивого экономического роста». Хотя почти все тематические учебные программы относятся к определенным аспектам охраны окружающей среды, а некоторые учебные программы, такие как биология класса 9 и иностранный язык 9 класса, содержат контент по глобальным и национальным проблемам окружающей среды, очень ограниченное пространство посвящено обсуждению социально-экологических аспектов экономического роста.
Таким образом, правительства нашего региона якобы приняли «новые методики преподавания». Но разрыв между декларациями и практикой, похоже, продлится еще долгие годы. Исследователи признают, что ценности в регионе и в мире могут иметь серьезные различия, связанные, например, с коллективной идентичностью, уважением к учителям и старейшинам в целом. Например, исследования показали, что культурные особенности и практика казахстанских учителей сложны для имплементации подходов, ориентированных на сотрудничество с учениками. Казахстан также не смог решить давние проблемы, связанные с уровнем квалификации учителей, их мотивацией и чрезмерной нагрузкой, неадекватной инфраструктуры (в некоторых школах до сих пор занятия идут в три смены в день), нехватка ресурсов и недостаточное обеспечение подготовки учителей. Базовый заработок учителей часто недостаточен для удовлетворения основных расходов на жизнь, не говоря уже о финансовой поддержке домохозяйства.
В результате, учителя во всем регионе разработали стихийные стратегии компенсации, такие как обучение дополнительным часам, сбор гонораров от родителей в школе и дополнительная работа за пределами школы
Образование, социальная справедливость и коррупция
Как и в других странах Азии, частное дополнительное обучение активно развивается в Центральной Азии и Монголии. В конце 2000-х годов было проведено межнациональное исследование, охватывавшее три страны Центральной Азии. Оно показало, что 64,8% опрошенных студентов в Казахстане и 52,5 процента в Кыргызстане воспользовались дополнительным частным репетиторством в выпускных классах средних школ. Легко предположить, что сегодня этот показатель гораздо выше. Но любопытно другое - исследование также подчеркнуло негативные последствия частного обучения, включая углубление социальных неравенства и расцвет коррупции в общеобразовательных школах.
В то время как переход к рыночной экономике способствовал формированию нового типа образования для многих молодых людей, это также привело к неравенству в доступе к образованию и в то же время репетиторства как автономной профессии. Частное репетиторство в Центральной Азии не только отражает «драматический кризис доверия к мейнстриму», но суровую реальность, заключающуюся в том, что «образование стало благоприятным полем для коррупции».
Различные факторы влияют на коррупцию, но, возможно, наиболее важным является низкий уровень заработной платы государственных служащих, включая учителей.
Доля студентов, которые обучаются у своих учителей, очень высока в Центральной Азии по сравнению с другими странами бывшего социалистического блока
Для того, чтобы компенсировать свою низкую зарплату, некоторые учителя умышленно опускают из учебного процесса часть учебных программ, тем самым стимулируя своих учеников платить за внешкольное обучение. «Учащиеся часто сообщают, что их учителя регулярно вынуждают пользоваться частным обучением» (стр. 169). «Теневое воспитание» может свести на нет даже те инициативы, которые направлены на улучшение качества обучения в виде непреднамеренных последствий в виде усугубляющегося неравенства и социальной несправедливости. Например, когда правительства выбирают конкретные школы в качестве партнеров для внедрения инновационных программ или подходов, это делает некоторые государственные школы более престижными, чем их «обычные» аналоги.