Громкие события 2017 года никак не повлияли на жизнь казахстанцев
По политической науке и истории ползучая корпоративная концентрация власти в «переходной стране» приводит к усталости, равнодушию личности и общества. Но чем и кому это грозит в перспективе?
На исходе 2017 года Exclusive.kz провел небольшой экспертный опрос. В частности, было предложено не только назвать какие-то большие, яркие, а то и, вероятно, в некотором смысле судьбоносные события уходящего года, но и обозначить какие из них оказали реальное влияние на жизнь респондентов.
Основные события 2017 года в Казахстане:
– Перераспределение полномочий между ветвями власти и внесение изменений в Конституцию
– Объявлено о начале третьего этапа модернизации
– В Астане прошла международная тематическая выставка EXPO, посвященная возобновляемой энергетике
– Принята программа повышения финансовой устойчивости банковского сектора
– На два года отложено введение ОСМС
– Ушел в историю Казкоммерцбанк, который стал частью «Народного банка»
– Произошли серьезные кадровые ротации в правительстве
– Массовая забастовка шахтеров «Арселор Миттал Темиртау»
– По иску бывшего иностранного инвестора почти на год заморожены 22 миллиарда долларов средств Национального фонда
Довольно симптоматично, что политических, экономических, социальных, культурных и прочих событий для большой страны с всего-то 18-миллионым населением было предостаточно, но за редким исключением мало кто из экспертов сказал что-то конкретное о прямом влиянии эпохальных решений власти на их частную жизнь.
Отсюда крамольное предположение, что по-прежнему суперпрезидентская (пусть и слегка политически отредактированная в начале прошлого года) республика Казахстан плохо коммуницирует не просто с вышколенными «народными массами», но и утрачивает возможность использования хотя бы серьезной медийной поддержки активных, мыслящих граждан для укрепления веры в тот же генеральный курс.
Главными недостатками политики власти, которые обычно обозначают независимые или относительно независимые казахстанские эксперты, остаются ориентированность на узкие политические и бизнес-интересы правящего класса, игнорирование реальных общественных запросов, безапелляционно жесткое, патрональное отношение к населению и все это при общем низком качестве государственного менеджмента.
Это же можно легко отследить по ожиданиям опрошенных Exclusive.kz экспертов от года 2018-го.
Прогнозы 2018:
- консервация существующей системы
- негативное влияние нового пакета антироссийских санкций США на экономику Казахстана,
- ослабление тенге,
- передел рынка,
- транзит власти.
Что касается перемен, то эксперты хотели бы видеть настоящий диалог с гражданским обществом, насыщение либерального контекста, сокращение вмешательства силовых структур в политическую и общественную жизнь, новые выборы, политически независимый парламент, настоящее правосудие, качественно иной уровень государственного управления, сокращение госаппарата, шаги не по бесконечной борьбе с коррупцией, а по созданию таких условий, при которых она стала бы невозможной, активизацию кредитования, снижения инфляции, внедрение четкого рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, их большей экономической самостоятельности.
Вместе с тем стоит отметить, что довольно узкая общественная (читай экспертная) поддержка даже при внешней лояльности еще раз говорит об отсутствии настоящей консолидации казахстанцев.
Это, кажется, то, о чем пишут многие. Причем, довольно давно. С тех пор как высокие цены на нефть, головокружение от такого фарта, параллельная зачистка политических институтов и гражданского общества привели к окончательному закреплению действующей сегодня государственной модели как единственно верной формы общественно-политической и экономической жизни.
Скажем, политическое руководство проводит очередную конституционную реформу, устраивает затратные международные ивенты, не имеющие сегодня никакого прикладного значения, временно заседает в Совбезе ООН, спасает банки, бредит какой-нибудь мировой криптовалютой на блокчейне, а все вместе это дает эффект сиюминутного потребления и дальнейшего отчуждения.
Попросту госаппарат и приближенный, напрямую зависимый от него круг людей живут в одной внутриэлитной стране, а все остальные как бы уже стараются вписаться географически в общую тусклую картинку, но как-то сохранить внутренний суверенитет, а еще лучше вообще эмигрировать в такую форму жизни, которая как можно реже соприкасалась бы с государством.
Пока большинству казахстанцев, похоже, достаточно лишь определенного набора свобод: тот же выход в интернет, покупка новомодных технологичных игрушек, возможность иногда выезжать за рубежи родины и прочее. Это пока.
Но чем дальше общественное, профессиональное мнение от политических центров влияния, тем ближе критический уровень гражданской пассивности. И никакие напыщенные идеологические инструменты, будь то Казахстан-2050 или пресловутое «Рухани жаңғыру», никакое по поводу и без него отеческое морализаторство по-настоящему не работают, потому что в существующей системе отношений «государство – общество» нежизнеспособны.
Более того, это опасно для самого временно правящего консервативного режима. Казахстанский режим ничем фундаментально не отличается от прочих авторитарных, коррумпированных, которые сегодня переживают, корректно выражаясь, внутриполитический кризис, а на самом деле, бардак и смутные времена.
Любой грамотный, начитанный гражданин сегодня расскажет, что искусственное отчуждение общества от жизни государства не просто приводит к апатии и усталости. Это постоянно сужает возможности политического маневра, как остеохондроз и прочие возрастные болезни обязательно сказывается на качестве оперативного управления в условиях современного информационного мира, а тем более в периоды политической нестабильности, неизбежных социальных, религиозных и даже, казалось бы, обычных бытовых конфликтов.