Количество ВИЧ-инфицированных в Казахстане растет
Как оказалось, лекарства на лечение можно закупать в несколько раз дешевле. Но это было не выгодно для чиновников. Теперь ситуация должна измениться.
Новая система закупок лекарств для ВИЧ-инфицированных начнет действовать с этого года в Казахстане. Она позволит не только охватить всех лиц, живущих с ВИЧ (ЛЖВ), качественным лечением, но и сэкономит бюджету страны миллиарды тенге…
ВИЧ – болезнь «дорогая», потому что лекарства стоят немалых средств. Как рассказала заведующая лечебным отделом Республиканского центра по борьбе со СПИД Сайрангуль Касымбекова, каждый год из бюджета в рамках гарантированного государства объема медицинской помощи на антиретровирусные препараты (АРТ) выделялось примерно 5-7 млрд. тенге. Для охвата всех нуждающихся в лечении – на учете состоят около 18 тысяч ВИЧ-инфицированных – необходимо 14-15 млрд тенге, если делать расчет, исходя из стоимости лекарств в стране. Но и сегодня на каждого больного государство тратит примерно по 500 тысяч тенге.
Как же врачи могли проводить лечение больных, если денег выделялось в два раза меньше, чем нужно? Все дело в принятой много лет назад в Казахстане концепции лечения.
Лечили не всех, а только тех, у кого уровень вирусных частиц в крови достигал определенного предела. И тогда этих бюджетных средств худо-бедно хватало
Но сегодня Казахстан подписал политическую декларацию ООН по ВИЧ/СПИД. Теперь страна обязуется к 2020 году достигнуть показателей «90-90-90»: 90% всех ЛЖВ будут знать о своем статус; 90% людей, у которых диагностирован ВИЧ, будут стабильно получать АРТ; у 90% пациентов, получающих АРТ, будет наблюдаться подавление вирусной нагрузки. Таким образом, к 2030 году эта политика должна положить конец эпидемии ВИЧ/СПИД.
«Мы переходит к стратегии «Тестируй - и лечи.» Если раньше для принятия решения брался иммунный статус пациента, то есть уровень вирусных частиц в крови, то теперь, с 1 января 2018 года все, кто имеет диагноз ВИЧ, сразу же берутся на лечение. Это приведет к снижению инвалидизации, к сокращению ВИЧ-ассоциированных инфекций, к улучшению состояния больных.» - говорит Сайрангуль Касымбекова.
Выход нашли в международном сотрудничестве.
Препараты для анти-ретровирусного лечения (АРТ) будут теперь через международную площадку ЮНИСЕФ. Это позволит снизить цены на закупаемые препараты в 2, а на некоторые - и в 40 раз
«ЮНИСЕФ закупает АРТ препараты для всего мира. Для них цены очень низкие, практически по себестоимости, они работают напрямую с производителями. У нас уйдет на закупки не 7, а 5 млрд тенге, и на эти сэкономленные 2 млрд мы будем закупать самые современные препараты. И обеспечим новейшими лекарствами тех больных, у которых появилась резистентность к прежним препаратам и наблюдаются побочные эффекты. Планируем в 2018 году охватить АРТ терапией более 14 тысяч пациентов, улучшить качество их жизни.»-говорит Сайрангуль Касымбекова.
Она привела статистику: в 2015 году в Казахстане на АРТ терапии было около 6 тысяч пациентов, в 2017 году – около 12 тысяч. Но тут возникла другая проблема. Люди, живущие с ВИЧ, зачастую сами не готовы или не хотят лечиться, принимать нужные препараты.
Задачу отслеживать процесс поставки лекарств и эффективного лечения готовы взять на себя неправительственный организации. Общественный Фонд «Аман-саулык» на средства финансовой поддержки ICAP при Колумбийском Университете, при поддержке Министерства здравоохранения Республики Казахстан (МЗ РК) и в партнерстве с Республиканским центром по профилактике и борьбе со СПИД МЗ РК с этого года приступил к реализации проекта «Мониторинг и адвокация качества специфического лечения, предоставляемого ЛЖВ в рамках достижения целей 90-90-90».
«Общественный контроль необходим, потому что в Казахстане даже самые лучшие государственные инициативы и решения часто остаются «на бумаге», тонут в бюрократии и волоките чиновников – говорит председатель Фонда Бахыт Туменова.- Самый наглядный пример: закупки лекарств через ЮНИСЕФ. Возможность этого была давно, но почему – то СК «Фармация», руководство которого сейчас обвиняется в многомиллиардных хищениях, не хотело покупать препараты через площадки ЮНИСЕФ. А закупало их по дорогим ценам у других поставщиков. Только сегодня, благодаря новому министру Биртанову, здравый смысл наконец восторжествовал. Наша задача, как правозащитной организации – тщательно следить, чтобы вопросы действительно решались, организовывать встречи с сообществом ЛЖВИЧ, с депутатами местных маслихатов, проводить круглые столы, общественные обсуждения, телефонные «горячие линии» .
То, что общественный контроль за действиями чиновников необходим, показывает ситуация с тест-системам для больных ВИЧ. Из года в год наблюдается острый дефицит этих медицинских изделий
Тест-системы до 2018 года закупались на средства местных бюджетов, и многие регионы деньги эти просто не находили в своих бюджетах. В результате в Алматинской и Костанайской областях врачи были вынуждены сократить диагностику и обследовать только детей и беременных женщин.
Сайрангуль Касымбекова рассказала, с какими бюрократическими трудностями приходится сегодня сталкиваться. Например, необходимо выделение дополнительных средств на закупку лекарств. Заявку подают в марте, а рассматривают ее в августе, на Республиканской бюджетной комиссии. Длится это до ноября. И только в декабре выделяется та сумма, которую регион запрашивает в марте. И в декабре же ее нужно освоить. Поэтому многие регионы, боясь не успеть, отказываются от тех дополнительных средств, на которые можно было бы закупить остро необходимые лекарства.
«Бюрократический процесс выделения средств является огромной проблемой для стабильного и ритмичного снабжения больных лекарствами. Нужно менять какие-то нормативные документы, чтобы процесс этот проходил более быстро, упрощенно и в интересах людей. Здесь сове слово должны сказать законодатели.» - считает она.
Сайрангуль Касымбекова надеется, что проблема с тест-системами для ВИЧ будет решена к середине 2018 года. С 2018 года закуп всех препаратов в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи (ГОБМП) поднят на уровень Фонда обязательного социального медстрахования, и Минздрав сейчас проводит расчеты по необходимому количеству тест-систем и средств на их закупку.