Почему в Казахстане решили не «хоронить вождя»
Весьма своеобразная ситуация сложилась вокруг выхода в прокат в Казахстане комедии «Смерть Сталина». Знаменитый шотландский режиссер Армандо Иануччи, за плечами которого фильмы, номинированные на «Оскар», снял искрометную комедию о последних днях жизни советского диктатора.
В России фильму не выдали прокатное удостоверение, а депутат Российской Государственной Думы Елена Драпека всерьез рассуждала о том, что эта диверсия против Москвы. Вслед за российскими кинотеатрами от фильма неожиданно отказались казахстанские, с достаточно своеобразной формулировкой, что вряд ли бы эта картина принесла кассу и на нее пошел зритель. Поэтому для нее просто не нашлось места в сетке кинотеатров. Весьма своеобразное объяснение, учитывая, что, например, в сетке кинотеатров нашлось место для новой российской клюквы «Зомбоящик» с очень плохими актерами и жутким сюжетом, а качественное западное кино оказывается не имеет шансов у казахстанского зрителя?
Министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы попытался заверить, что его ведомство не при чем, и прямого запрета на показ фильма в Казахстане не было
«По этому фильму те организации, которые занимаются прокатом фильма, еще не обращались. А когда будут обращаться, у нас есть экспертный совет. Он вынесет свое заключение. Заранее сказать, разрешаем -не разрешаем, оно как-то не актуально - еще не обращались», - сказал он.
При этом, стоит отметить, что практика выдачи так называемого прокатного удостоверения - это чисто постсоветский анахронизм и демонстрация отсталости. Нигде в развитых странах мира, в той самой, к примеру, пресловутой тридцатке никто, кроме самих кинотеатров не решает что показывать, а что нет. Да, есть специальные кинотеатры для взрослых, отдельные сеансы с возрастной маркировкой, но то, что какая-то группа чиновников сидя в своих кабинетах, решает, что смотреть взрослым людям, а что нет – этот нонсенс для большинства стран мира.
Бывший депутат Мурат Абенов на своей странице в соцсетях задается вполне закономерным вопросом: «Кому принадлежат кинотеатры Казахстана? Необходимо знать тех, кто защищает идеологию сталинизма, из-за которой погибли миллионы»
Довольно трудно поверить в то, что все кинотеатры как один вдруг решили не показывать фильм, не сговариваясь, руководствуясь страхом, что на него не придут. По такому принципу можно не показывать большинство фильмов, выходящих в прокат. Если же это идеологическое решение, то оно наводит на некоторые весьма тревожные размышления. Получается, идеологически и в сознании части казахстанцев Сталин все еще жив, несмотря на все архивы, которые свидетельствуют о том, что он загубил сотни тысяч жителей Казахской СССР, на построенные при нем по всему Казахстану лагеря смерти, на Голощекина и Голодомор.
Стоит отметить, что до голода в Казахстане в 1932—1933-х годах в этническом отношении доминировали казахи, но только в 80-х годах 20 века они достигли пропорционального соотношения в 50 % по отношению к другим этносам в Казахстане. Положение с голодом усугублялось ещё и жестким подавлением частями Красной Армии любой попытки избежать грабительской конфискации всего скота. Когда некоторые аулы и роды начали откочевывать, пытаясь спасти свой скот, то на их перехват посылались отряды Красной Армии для ареста и уничтожения якобы «басмаческих банд»
Эстер Гессен, обычная еврейская девушка, которая в период правления Иосифа Джугашвили почувствовала на себе всю прелесть развязанного вождем антисемитизма, вспоминала, что издевательства над евреями в период его правления можно сравнить с порядками, царившими в гитлеровской Германии. Вот, например, как она вспоминала смерть Сталина.
«Когда я узнала о смерти Сталина, я, во всяком случае, не рыдала, в отличие от всей Москвы. Я сразу вспоминала, сколько людей он уничтожил, и не огорчалась. Был процесс врачей-убийц и, в общем, была перспектива, если б Сталин не сдох (извините), то евреев бы тут в Европе не осталось. Потому что им уже в Сибири строили дома - даже не дома, а такие хибары. И уже намечалось, что всех евреев вышлют из европейской части Советского Союза в Сибирь. Так что я к смерти Сталина отнеслась с большой радостью. И вообще мы знали, что от Сталина нам ждать ничего хорошего нельзя, и были рады, когда он скончался. Но вообще вся Москва рыдала. Весь мой институт рыдал. Не хочу сказать, конечно, что я была единственная, но в массе рыдали. Самое ужасное, что на меня произвело впечатление – что те, чьи родители сидели, тоже рыдали!- отмечала она.
То, что Сталин ментально жив в сознании части казахстанцев можно увидеть по тому шквалу одобрительных комментариев о запрете фильма, который появился в соцсетях. Многие называют комедию «пасквилем на великого человека»
Вообще, конечно, постсоветские страны совершили крутой вираж от фильма «Покаяния» серьезного, глубокого философского, на который для чувства самоочищения, получения катарсиса за ошибки прошлого ходили всей семьей и в кинотеатры стояли очереди до запретов комедий о последних днях тирана.
Как здесь не вспомнить знаменитую историю с установкой в 2015 году памятника Сталину в поселке Старый Икан под Туркестаном. Памятник по личной инициативе восстановили местные жители, которые пожертвовали на это личные средства.
Вот как исполнительный директор Западного регионального филиала НОФ «Аспандау» Еркин Иргалиев прокомментировал Exclusive.kz историю вокруг фильма «Смерть Сталина»:
Сразу скажу, что фильм я не смотрел. В сети его еще нет. Но посмотрю обязательно. По запрету. Этот шаг, при всей его абсурдности, на самом деле передает несколько важных сообщений:
- оперативный. Реверанс в сторону Кремля, или даже жест доброй воли и солидарности с экс-метрополией для баланса после визита к Трампу, с сигналом «все нормально»;
- тактический. Все выпусники ВКШ/ВПШ (коими является в своем большинстве постсовковый «истеблишмент») всегда были поклонниками культа Сталина (как говорится, «первая любовь не ржавеет»). Да и вся постсоветская Система по своей сути создана по лекалам Виссарионыча. В том числе и обновленная модель «вождества нации». Ее идеологи нутром чуют всю опасность «нового XX съезда», теперь уже в комедийном, балаганном формате. Поэтому отношение к Сталину и сталинизму – своеобразный идентификатор «свой-чужой»;
- стратегический. Здесь к месту будет вспомнить известное: «в доме повешенного не говорят о веревке». Неизбежный Транзит (суть которого в пословице «Тойдан тойды күткен қызық») требует тишины и торжественности, поэтому неуместно побуждать массовое сознание к обсуждению закулисной «изнанки» смены верховной власти. Тем более, что все персонажи этого бесконечно повторяющегося абсурдного Спектакля легко узнаваемы среди нынешних царедворцев. И вдвойне опасно, когда такое «Таинство» показано во всей красе и истинном свете - балаганом страха, зависти и алчности. Итак, третье сообщение таково – «мы хотим тихо и торжественно пройти сложный этап, «не раскачивая лодку», «не копаясь в грязном белье» и желательно «не включая свет».