понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Не путайте туризм с эмиграцией

Вот уже пять лет, как из Казахстана выезжает больше людей, чем въезжает. Ничего бы страшного в этом не было, если бы не то, что нас и без того очень мало – всего 18 миллионов. Но есть еще одна особенность: если раньше из нашей страны уезжали русские, немцы, корейцы и другие, то теперь нас покидают представители титульной нации – казахи.

Кто же они: предатели или люди, которые не могут себе позволить ждать, пока в Казахстане появятся условия для самореализации? Об этом «Мозговой штурм» с экспертом по миграции Ириной Черных, а также блогером Ботагоз Кобпаевой, которая вернулась в Казахстан из-за рубежа и уверена, что везде хорошо, где нас нет.

Карлыгаш Еженова:

Мы собрались, чтобы обсудить болезненную тему: почему  многие из думают об  эмиграции, а многие уже приняли решение покинуть Казахстан. С одной стороны, вроде ничего трагического в этом нет. ХХ и ХХ1 век - это период второго переселения народов. Но дело в том, что нас и без того очень мало.  И при этом – выезжающих больше, чем въезжающих. Поэтому я хотела бы попросить прокомментировать это Ирину Черных, которая уже много лет занимается проблемами миграции.

Ирина Черных:

Миграция становится реальностью нашего времени. По данным международной организации миграции сегодня около миллиарда людей мигрируют и Казахстан и Центральная Азия не являются исключением. Примечательно, что 48% из всей глобальной миграции составляют женщины. Сегодня на территории Евразийского пространства, включая Центральную Азию, мигрируют порядка 25 миллионов, а,  если говорить только о Центральной Азии, то это 10 миллионов мигрантов. Поэтому я думаю, что это естественный процесс и право любого человека. В то же время, вот уже пять лет в Казахстане складывается отрицательное сальдо миграции. Сегодня у нас 21000 тех, кто выехал из страны на постоянное место жительства. Как правило, это Россия, Германия и страны другого дальнего зарубежья. Сейчас фиксируется увеличение миграционных потоков в США и Западную Европу. С чем это связано?  Когда мы проводим исследования, то основной фактор, который называется - социально-экономический. Это очень обширное понятие, но, судя по всему, в Казахстане произошел некий слом в общественном сознании.

Карлыгаш Еженова:

- Ботагоз, вы были топ менеджером ряда национальных компаний и министерств. У вас все было, мягко говоря, здорово. Что вдруг заставило вас покинуть страну и почему вы вернулись?

Ботагоз Кобпаева:

Мой бывший муж был гражданином России, поэтому я уехала, но не было и мысли, что навсегда. Поэтому вернулась, потому что зов сердца был обращен к своей стране. И не  жалею. И, тем более, не рассматриваю повторную эмиграцию. Я совершенно не чувствовала за рубежом своей востребованности. Таких как мы там много. Все гораздо жестче. Легко тем, кто уезжает с большими деньгами.

Карлыгаш Еженова:

Не совсем с вами соглашусь. На самом деле, даже те, кто уезжают заграницу с деньгами, не чувствуют себя там комфортно. Для нас, казахов, очень важен статус. Я очень часто слышала, что люди, которые уезжают заграницу, тоскуют по родине. Никто из них уезжать не собирался. Ирина, насколько я знаю, у вас тоже есть опыт эмиграции.

Ирина Черных:

- Я соглашусь, что для нас важен статус. Но если говорить о молодежи, то это абсолютно другое воспитание и ценности. Я бы сказала, что это люди, которые легко адаптируются к любой среде. Но людям моего поколения адаптироваться будет гораздо сложнее. Я около четырех лет прожила в США. Как только возникает мысль о том, чтобы остаться, сразу возникают вопросы о собственной конкурентноспособности. Конкуренция на западе намного выше, и мы к ней не привыкли. Для нас стабильность важнее.

Карлыгаш Еженова:

- То есть ваша рекомендация: если и выезжать, то лучше до 30 лет. А что делать тем, кто старше 30 лет? Основная причина, по которой люди уезжают, это невозможность реализовать себя в этой стране. Как вы думаете, что это такое? И что такое реализовать себя в своей стране?

Ирина Черных:

В прошлом году во всех странах Центральной Азии проводилось исследование  миграционного потенциала нашей молодежи. Мы выяснили, что в Казахстане наиболее мобильной является группа, которую можно отнести к среднему классу. Эти люди говорят о комфортных условиях их проживания.  Это категория за 30. Моя рекомендация в  том, чтобы, прежде чем эмигрировать, сначала поехать и поработать, понять, моя это страна или нет. Никогда нельзя принимать решения спонтанно и сжигать все мосты. Не путайте туризм с эмиграцией.

Ботагоз Кобпаева:

Я полностью согласна. Вообще, казахстанцы и казахи очень плохо друг друга за рубежом поддерживают. Ведь не многие задаются вопросом, насколько душе комфортно находится там, где я есть. Как общество мы с этим сделать ничего не можем. Очень редко кто-то оказывается настолько умен, чтобы опираться на чужой опыт.

Ирина Черных:

В теории миграции есть втягивающие и выталкивающие факторы. В любом конкретном случае может быть конфигурация таких факторов, которые будут определять миграционное настроение каждого конкретного человека и обобщать достаточно сложно.

Карлыгаш Еженова:

Как вы думаете, те, кто уехали - это предатели? Или просто те люди, у которых просто нет времени ждать того момента, когда в Казахстане появятся условия для самореализации?

Ботагоз Кобпаева:

Если взять пирамиду Маслоу, то самореализация находится на самой вершине. И это не просто профессиональная реализация, а скорее, духовная. Я этих людей не считаю предателями и думаю, что они когда-нибудь вернутся обратно. Я не понимаю, почему так  категорично  оценивают эмигрантов. Это нормально, когда люди меняют место жительства. Я согласна, строить демократическое общество в нашей стране гораздо сложнее, чем приехать в Германию, где все уже сделано. Когда начинают ругать правительство, я всегда задаюсь вопросом, кто же мешает тебе делать все правильно?

И я тоже заметила эту закономерность. Почему казахи за рубежом так друг друга стесняются? Это чувствуется даже в туристических поездках… Даже когда я жила в Москве там все казахи пытаются не быть похожими на казахов. Видимо, это сформировавшийся задворках сознания комплекс неполноценности, который заставляет нас притворяться не теми, кто мы есть. У россиян тоже есть такое.

Ирина Черных:

Мой опыт в Калифорнии говорит об обратном. По поводу русских я согласна, потому что даже в магазине, когда я слышала русскую речь и подходила к этим людям, они делали вид, что не понимали меня и уходили. Это, скорее, их желание поскорее стать похожими на американцев. Но по поводу казахов совсем другое мнение. Вне зависимости от того, что я этнически считаю себя русской, мне кидались на шею казахи. У меня абсолютно другое отношение к тому, как себя ведет казахская диаспора.

Карлыгаш Еженова:

Во всем мире эмигранты зарабатывают за границей и везут на родину. Почему у нас происходит ровно наоборот? Мы зарабатываем в стране и вывозим из страны.

Ботагоз Кобпаева:

Я думаю, потому что нет доверия к своему государству. Плюс, я думаю, что деньги, вывезенные из страны, получены незаконным образом. У нас в стране я не видела людей, которые стали бы миллиардерами, управляя своим собственным бизнесом. Если бы была безопасность гарантирована здесь, то деньги бы ввозили. Еще нет культуры быть богатыми и вкладываться в собственную страну.

Ирина Черных:

Нас мало, нас 18 миллионов. При этом, наше министерство иностранных дел работает с казахскими диаспорами. И есть специальные программы по поддержанию связи с ними. Почему мы не привозим сюда капитал? В данном случае государство должно создавать условия для прозрачности бизнеса.  Если мы хотим, чтобы бизнесмены привозили деньги в Казахстан, то здесь должна быть специальная программа, которая могла бы создавать условия для их освоения.

Недавно была разработана новая миграционная концепция. Она как всегда не совершенна.  В последнем послании нашего президента говорится о том, что человеческие ресурсы являются основой для модернизации. Это все можно сделать только при наличии образованного человека. Казахстан ориентирован на ввоз высоко квалифицированных трудовых ресурсов, которым предоставляются хорошие условия. С другой стороны, в Казахстан едут много слабо квалифицированных или не квалифицированных вообще. У нас выезжают образованные люди, потому что им не создаются условия.

Карлыгаш Еженова:

Я твердо убеждена, что одним из конкурентных преимуществ  Казахстана является открытость, в том числе этническая открытость. Ирина, вы делали много исследований на эту тему. Почему вы вдруг забили об этом тревогу?

Ирина Черных:

Дело в том, что количество славянского населения уменьшается, а азиатского увеличивается. Наше этническое разнообразие является нашей визитной карточкой. Если мы потеряем этническое разнообразие, то мы потеряем один из столпов, на котором  стоим. Толерантность- это ежедневная практика и это наша сила. Мы не просто толерантны, но также очень близки друг к другу.

Видеоверсию программы смотрите здесь: Не путайте туризм с эмиграцией

Оставить комментарий

Общество

Слишком не равны силы Слишком не равны силы
Редакция Exclusive
12.02.2018 - 15:07
АПК: хождение по мукам АПК: хождение по мукам
Редакция Exclusive
09.02.2018 - 15:18
КАЗАХИ ПИСАЛИ ИСТОРИЮ КАЗАХИ ПИСАЛИ ИСТОРИЮ
Султан Хан Аккулы
06.02.2018 - 12:47|
Правила для бедных Правила для бедных
Редакция Exclusive
02.02.2018 - 10:30|
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33