Признать геноцид казахов в Голодомор и примирить нацию?
31 мая в Казахстане вспоминают жертв политических репрессий. Накануне памятной даты, появившееся недавно на политическом небосклоне движение «Жаңа Қазақстан» выпустило меморандум, в котором призвало признать геноцид казахов со стороны советской власти во время Голодомора. В меморандуме отмечается, что советская идеология стирала из памяти народа знаковые, важные вехи в истории казахов, переписывала историю казахского народа, преподнося кровавые эпизоды трагедии народа как «перегибы на местах», «незначительные потери», «борьба с басмачеством».
Факты о Ашаршылық скрывались и замалчивались, обнародование таких фактов каралось суровыми уголовными приговорами, вплоть до расстрелов. Современная постсоветская пропаганда соседних государств стала преемником и наследником этого разрушительного для государственной независимости процесса. В последние годы активно культивируется шовинистическая политика «русского мира», которая прежде была тщательно закамуфлирована под советско-коммунистическую идеологию.
«Ради справедливости стоит отметить, что власти в последние годы пытались делать мелкие шаги в этом направлении. К этому можно отнести открытие памятников жертвам Голодомора (Ашаршылық), переиздание книги Михайлова «Хроника Великого джута», проведение разовых официальных или неофициальных мероприятий. В том числе об этом Нурсултан Назарбаев упоминал в послании к народу в 2017 году. Необходимо разработать правовую основу — закон «о декоммунизации» и закон «об Ашаршылыке 1932 – 1933 гг.» и предложить обществу для широкого обсуждения. Необходимо дать юридическую и правовую оценку по признакам массовых убийств, геноцида и прочих преступлений против человечности коммунистического режима. Необходимо изжить коммунистическую идеологию, удерживающую Казахстан в коммунистическом прошлом и довлеющую над независимостью Казахстана. Это положит начало настоящей информационной безопасности Казахстана и формированию национальной казахстанской идеологии свободной от советского прошлого. Принятие гражданским обществом Меморандума «О признании геноцида казахов» станет подлинным показателем независимости Республики Казахстан. Принятие такого документа даст мощный толчок к процессам декоммунизации, переосмысления прошлого и в конечном итоге позволит совершить акт покаяния», - говорится в меморандуме.
Вопрос репрессий и признания Голодомора крайне сложный и тяжелый, но до тех пор, пока не будет дана общественная оценка этим историческим трагедиям и не будет общественного консенсуса, мы рискуем вечно возвращаться к этим вопросам и так и не прийти к всеобщему историческому покаянию.
Exclusive.kz опросил казахстанских общественных деятелей об их отношении к этому непростому вопросу, причем мы решили дать слово людям с противоположными точками зрения, чтобы получить более точную и общую картину.
Еркин Иргалиев, исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау»:
Я считаю, что нет смысла рассматривать эту тему только в контексте «Нового Казахстана». Его представители хотят использовать этот дискурс в качестве «прыжковой площадки» для своих политических целей, не учитывая все факторы и последствия такого шага. Думаю, что это тривиальная подстройка под контекст сегодняшнего дня. Похвально, что «Жаңа Қазақстан» пытается быть в тренде, но события быстро меняются.
Уже не стоит ставить вопрос: изучать Ашаршылық или нет? Есть логика и динамика объективного развития социума. И в рамках такой динамики меняется и наше осознание трагедии. Я убежден, что это событие уже является ключевым фактом истории советского Казахстана и фактором идентификации социума в независимом Казахстане.
Сейчас в стране и обществе слишком много нерешаемых задач, перспективы дальнейшего развития неясны. Массовое сознание вынуждено раз за разом возвращаться к наиболее проблемным, трагическим и поворотным моментам в своей истории. Ведь нужно найти и переосмыслить собственные ошибки.
Например, тема покаяния за Холокост смогла оздоровить не только послевоенную Германию, но и дать толчок развитию модернизационного проекта Единой Европы. Очистительный призыв «Holocaust: never again!» (Никогда больше») стал действенным интегратором континента, прошедшего две опустошительных войны, способным сломать все тамошние национальные барьеры.
Также надо понимать, что особенностью нашего национального менталитета является осознание единства времени. То есть все, что касается преемственности «жеті ата» (семи предков) не является прошлым как таковым. И поэтому события вроде бы давно прошедших дней для нас – это тоже текущее время. Как и горизонт будущего, впрочем, тоже. Казахский классик и знаток истории степи Ільяс Есенберлин неслучайно писал в трилогии «Кочевники», что человек вновь рождается, повторяясь в седьмом поколении.
Для того чтобы преемственность поколений не стала фактором дезорганизации и демотивации, в истории народа не должно быть никаких «тромбов». Но пока ментальный провал про Ашаршылық мешает процессу идентификации личности, народа, нации. Более того, именно этот «тромб» и мешает процессу очищения народа от наслоений совка и постсовка. являясь основным препятствием в становлении по-настоящему единой казакской нации.
Что же до опасений о расколе в обществе. Напротив, горькая правда о той трагедии позволит преодолеть нынешнюю амбивалентность - расщепление общества по отношению к 73-летнему советскому прошлому. Примирив, дополнив, уравновесив и придав глубину всем событиям той эпохи. Когда мы будем знать, что «целинная эпопея» на самом деле проводилась в обезлюдившихся землях. Что Маншук Маметова просилась на фронт для спасения своего репрессированного отца, как и ленинградская детдомница Алия Молдагулова с похожей трагичной судьбой ее семьи. Что лишь чудовищные жертвы степного Голодомора выжгли свободный дух вольных степняков -қазақ, превратив многих из них в советских казахов - надломленный «народ нового типа».
Правильно говорят об Украине: «Почему у них так, а у нас иначе?».
Ответ таков: в Казахстане была несопоставимо более глубокая катастрофа. Как по пропорциям людских жертв, так и по масштабу потери своей цивилизационной и национальной идентичности.
Поэтому нынешним украинцам, с одной стороны, оказалось, по силам признать факт Голодомора и попытаться извлечь из него уроки. Но также мы видим, насколько тяжело и там идет процесс вхождения в европейское цивилизационное пространство, десоветизации, очищения элит от тотальной коррумпированности. Тем более у нас проблематично будет обойтись простыми рецептами.
Но уверен в одном: прятать голову в песок уже не получится, загоняя страхи в подсознание, делая вид, что ничего не произошло. И тем самым, обрекая общество на действительно шизофренический раскол: между «должен» и «хочу - не хочу».
А, значит, если какая-то задача не решается простыми арифметическими подходами, то требуется выходить на более высокий уровень осмысления. Когда потребны не только исторические факты – как исходный материал, сырье для переработки. Но и исследования гуманитарного и социального плана по казахской идентичности, о путях перспективного развития современного мира и нашего места в нем. Чтобы вместе с накопленным массивом данных и информации об Ашаршылық у нас было бы и нужное знание, как выйти из нынешнего духовного, и не только, тупика. Но тут самое трудное другое – убедить власть имущих преодолеть свой «комплекс вины» и начать процесс лечебной терапии общественного сознания. Нужно нам всем вместе набраться мужества и взглянуть в глаза собственным страхам, и избавиться, наконец, от фантомов иллюзий прошлого.
Айгуль Омарова, политолог:
Есть много исторических документов о том, как в те страшные годы Москва отдавала распоряжение прекратить сбор хлеба в районах, пострадавших наиболее от голода. Более того, есть документы о том, чтобы открывали питательные пункты для голодающих и создавали детские дома, о том, чтобы продовольствие доставляли казахам. Словом, истерия вокруг этой темы есть ничто иное, как попытка получить политические дивиденды на святой для казахов теме. В то время пострадали все народы СССР, особенно в Поволжье, Северном Кавказе, Украине и в Казахстане. Всем, кто спекулирует на этой теме, советую обратиться к первоисточникам, а не заниматься разжиганием межнациональной вражды, за которую, напомню, существует наказание, согласно Уголовному кодексу. Происходившее тогда нельзя назвать геноцидом в отношении казахов - это противоречит документам той эпохи. О каком покаянии идет речь? Давайте тогда призовем Испанию покаяться за инквизицию, Англию за истребление коренных народов завоеванных территорий, США за резервации индейцев. Почему об этом не говорят все, кто кричит о необходимости покаяния?
Что касается Украины, то не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять простое: признание Голодомора геноцидом сделано в пику Кремлю. Зачем нам уподобляться в этом Украине, которая на момент распада СССР являлась второй по активам среди республик Советского Союза? Пшеница, металлургия, угольная промышленность - то, что было развито в Украинской ССР. А где это сейчас? Кстати, признание Голодомора геноцидом не в последнюю очередь рассчитано на инвесторов с тем, чтобы дали денег. Зачем Казахстану, суверенному государству, с территорией по площади 9-й в мире, с недрами, в которых есть вся таблица Менделеева, уподобляться Украине? Чтобы потом тоже ходить с протянутой рукой? Те, кто кричит о геноциде, не патриоты страны. Они не знают истории родного народа, своей страны, идут вразрез государственной политике, которая с момента получения независимости ориентирована на добрососедские отношения с приграничными государствами и многовекторность.
Эти люди хотят рассорить нас с Россией. А что потом? Нас нельзя сравнивать с Германией. Немецкий нацизм не имеет ничего общего с тем, что происходило в СССР, как бы, не хотелось некоторым представить, будто у нас было все одинаково. И соглашусь, что все всплески разговоров о голодоморе, 9 Мая возникают не только из-за незнания истории, но и потому, что упущено многое в идеологии государства, воспитании. Да, необходимо людей возить туда, где были Карлаг и АЛЖИР, и другие лагеря на территории нашей страны с тем, чтобы знали историю, и не допускали подобного. Да, нужно больше рассказывать о Голодоморе, но не эти сказки и мифы, которыми нынче потчуют неосведомленную публику малограмотные люди, а документы использовать, благо архивы сейчас открыли.
Марат Толибаев, предприниматель:
Геноцид – это действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу как таковую. Считаю, что в начале прошлого века в отношении казахов и украинцев руководством Советского Союза не был применен геноцид. Я не видел ни одного документа, где было бы прямо указано, что тяжелые экономические условия были созданы специально по отношению к этническим казахам и украинцам. Массовый голод в 1932-1933 годах охватил многие регионы СССР, что говорит не о национальной или этнической подоплеке трагедии, а о несостоятельности политического строя.
Диктатура и тоталитаризм, господствовавшие в Советском Союзе позволили, не считаясь с мнением народа, проводить принудительную коллективизацию, что разорило многих рачительных хозяйственников, превратив их в одночасье во врагов народа. Кроме того курс на ускоренную индустриализацию стал волюнтаристской самоцелью для единоличного правителя огромной страны Иосифа Сталина, который отбирал хлеб у голодающих сограждан и отправлял его на экспорт ради новейшего оборудования и технологий. Централизованная командная система управления экономикой вместо нормальных рыночных отношений применила принудительную заготовку зерна и скота у одних и перераспределение их другим.
Практика показала, что ни один вождь и его политбюро не могут управлять экономикой так эффективно, как саморегулируемый рынок. Таким образом, считаю, что виновником массового голода в Казахстане и в Украине была не Россия, а политическое руководство Советского Союза, безотносительно к его этническому составу. Нужно ли нам в Казахстане официальное признание Голодомора? Смотря, с какой целью это делается. Если с тем, чтобы олицетворить трагедию с Российской империей и перенести гнев казахского народа на современную Россию и русский народ, то делать этого ни в коем случае нельзя. Еще раз повторяю, виноват не русский народ, а советская власть. Если же признание Голодомора преследует цель осуждения антигуманной основы советского строя и, в частности, тоталитаризма и диктатуры, то, несомненно, придание официального статуса Голодомору сыграет положительную роль в деле сплочения нации.