Польский ренессанс
Польская экономика является одной из самых динамично развивающихся в Евросоюзе, занимая 5-е место по темпам экономического роста, который составил 4,6% ВВП. На вопрос о том, что позволило Польше сделать такой прорыв, один из высокопоставленных польских чиновников в неофициальной беседе с exclusive.kz очень емко ответил: мы просто перестали воровать.
Есть прогноз, что в 2018 году Польша может подняться на 4-е место. Как считает ряд европейских экспертов, экономическому росту способствует стабильный внутренний спрос и высокий уровень доверия потребителей. При этом, 2017 года стал третьим годом подряд, который Польша завершила с профицитом торгового баланса. По данным Главного статистического управления, стоимость экспорта в 2017 году превысила стоимость импорта на 2 миллиарда 100 тысяч злотых (около 45 миллионов евро). Больше всего товаров Польша экспортирует в Германию, Чехию и Великобританию. Крупнейшие импортеры для Польши это ФРГ, КНР и Россия. В европейском рейтинге экономической свободы Польша занимает в текущем году 21-е место.
По данным Eurostat, по итогам 2017 года Польша удерживала первое место в ЕС по производству меди и серебра, добыче угля, а также была среди лидеров по выращиванию ряда сельхозпродуктов - яблок, черешни и клубники.
Как объяснить этот экономический прорыв на фоне критики политического развития?
Возможно, дело в синхронном взлете экономик всех стран региона в 2017 году и прогнозе его продолжения в Чехии, Польше, Словакии, Словении и Венгрии.
Однако, Польши это касается в первую очередь. Достаточно вспомнить, что еще пару лет назад европейские экономические издания рисовали полякам печальное будущее. С первым появлением во власти представителей национально-консервативной партии "Закон и справедливость", которая в 2015-2016 годах победила на выборах, польская валюта - злотый - сразу начала падать по отношению к другим денежным единицам.
Рейтинговые агентства стали снижать суверенный рейтинг польских ценных бумаг, мотивируя это политическими неурядицами в стране, ожидавшимся ростом расходов госказны и предстоящим конфликтом Варшавы с Евросоюзом.
Но даже на фоне явного конфликта с ЕС польская экономика смогла приспособиться к шокам и пока справляется с ними. Основная причина - низкая стоимость рабочей силы. Если сравнивать официальную статистику, то средняя зарплата в Польше в 2 раза ниже, чем в Германии. По данным за февраль 2018 года, средняя зарплата в Польше составила 4600 злотых (что примерно равно 1350 долларов).
Но в самой Польше дешевизна рабочей силы является проблемой. Низкая оплата привела к тому, что с момента вступления в ЕС в 2004 году из страны уехали более 2 млн поляков - прежде всего, в Великобританию и Германию, где условия труда лучше. Предприятия и коммунальные службы Польши начали испытывать острую нехватку рабочей силы. Существенно смягчить проблему помог кризис в соседней Украине. Конфликты в Крыму и в Донбассе привели к массовой эмиграции украинцев, из которых около 1 млн перебрались в Польшу.
Но и в этой сфере намечаются изменения. С отменой Брюсселем краткосрочных виз для граждан Украины реальным становится уменьшение числа украинских иммигрантов в Польше. Их начинают привлекать ставшие более доступными другие страны Европы. Повышение уровня зарплат в Польше тут тоже не решит проблемы - ведь это снизит привлекательность страны для иностранных инвесторов.
Среди прочего, ОЭСР отмечает положительные последствия программы 500+, которая помогла преодолеть бедность в Польше. Речь идет о программе, позволяющей каждой семье получать на каждого ребенка ежемесячное пособие в размере 500 злотых (125 евро).
ОЭСР рекомендует Польше повышать квалификацию, реформировать налоговую систему и стимулировать научные исследования. По мнению экспертов, Польше следует улучшить систему образования для взрослых. И в то же время, они отмечают деятельность польского правительства, направленную на реформирование высшего образования и исследовательской деятельности, которая является ответом на эти замечания.
ОЭСР дали понять, что Польше необходимо подготовиться к сокращению финансовой помощи ЕС в перспективе. В этом контексте принято объяснять успех Польши помощью ЕС, которая в среднем оценивается в 100 млрд евро. Но здесь вопрос в том, что поляки смогли правильно ими распорядиться. Казахстан получает сопоставимые доходы от экспорта сырья, но увы, о той степени диверсификации экономики, которой добилась Польша, нам пока не приходится и мечтать. В то же время, на вопрос о том, что на самом деле позволило Польше сделать такой прорыв, один из высокопоставленных чиновников в неофициальной беседе с exclusive.kz очень емко: мы просто перестали воровать.
Надо сказать, что Польша очень прагматично использовала свое вхождение в ЕС, получая денег из Европейских фондов больше, нежели вкладывала в общую корзину. Но, судя по отзывам предпринимателей, огромную роль сыграл тот факт, что Польша, несмотря на огромное давление, сохранила свою валюту и обеспечила стабильность ее курса.
Примерно два года назад поляки осознали, что необходимо делать акцент на технологичности. Именно трансферт самых передовых технологий позволяет Польше быть лидером как в экспорте машинного оборудования, так и сельском хозяйстве. А для этого необходимы квалифицированные кадры, поэтому у Польши весьма амбициозные задачи в образовательной сфере.
Чем это интересно для Казахстана? Как ни странно, но общее социалистическое прошлое все еще является общей ментальностью. Еще один фактор в том, что за 25 лет из Казахстана из 40 тысяч этнических поляков уехало всего 6 тысяч человек. Это один из самых низких показателей, который обо многом говорит. Особенно с учетом того, что Польша запустила очень привлекательную программу репатриации, поскольку за пределами страны сейчас проживает около 20 млн. поляков.
Безусловно, поляки горды тем, что Германия или Франция их активные торговые партнеры, но, как они дают понять, выходить на эти рынки им очень сложно, и не только в силу высокой конкуренции. Со странами бывшего соцлагеря им гораздо проще возможно еще и потому, что есть общее для всех желание взять реванш. К тому же, большинство поляков после 30 по-прежнему очень хорошо говорят по-русски. В силу понятных причин, российские рынки для них стали проблематичными, поэтому Центральная Азия, и особенно – Казахстан, вызывают у них определенный соблазн еще и как потенциальная возможность выхода на азиатские рынки. Ну а к казахам у поляков вообще особое отношение. Они все еще хорошо помнят, как тепло их встретили в Казахстане в годы массовых репрессий и ценят это, экстраполируя эти качества на современных казахов.
Надо сказать, что в последнее время между Польшей и Казахстаном формируется качественно новый уровень двустороннего партнерства.
Состоявшиеся за последние два года взаимные государственные визиты президентов Казахстана (2016 г.) и Польши (2017 г) придали значительный импульс развитию экономического сотрудничества. В первую очередь, произошел прорыв в сфере взаимной торговли. Действительно, те несколько часов, которые exclusive.kz провел в Варшаве, позволили убедиться в очень активной позиции нашего дипломатического корпуса. Если говорить об объективных показателях, то достаточно привести тот факт, что согласно польским статистическим данным, двусторонний товарооборот по итогам 2017 г. составил 1 млрд. 244 млн. евро (прирост по сравнению с 2016 г. – 62,6%). При этом экспорт из Казахстана сложился на уровне 816,4 млн. евро (вырос на 59,4%), импорт из Польши превысил 427,6 млн. евро (увеличился на 68,6%). В настоящее время частный капитал Польши активно представлен во многих областях казахстанской экономики. В нашей стране зарегистрировано 219 предприятий с польским участием. Валовый приток прямых польских инвестиций в экономику Казахстана составил около 200 млн. долларов, а объем казахстанских капиталовложений в Польшу – 25,5 млн. долларов.
Наше посольство достаточно интенсивно развивает и межрегиональные связи. За последнее время налажено сотрудничество между Костанайской областью и Поляским воеводством, Алматинской областью и Люблинским воеводством, Акмолинской областью и Нижнесилезским воеводством. Важно то, что при этом формируется такой базовый актив, как доверие. С учетом наших казахстанских реалий очень важное его теперь не растерять, поскольку, как сказал глава одного из крупных польских холдингов: «инвестор приходит только один раз».
Пожалуй, самое перспективное направление взаимодействие – сельское хозяйство, где нам точно стоит многому поучиться у поляков.
Самый яркий пример – польские яблоки, которые заполонили казахстанские прилавки по цене, дешевле местных. Польша находится в тройке самых больших производителей яблок наряду с США и Китаем. И, если сначала они возили к нам яблоки, потом саженцы, то теперь эти саженцы начали производиться в Казахстане.
Надо сказать, что поляки очень работоспособны. У них много примеров, когда бизнес начинался с гаража. В сочетании с доступностью технологий Западной Европы это дало прекрасную синергию. В Польше очень престижен семейный бизнес, который передается из поколения в поколение. Сегодня в Польше свыше 3 млн хозяйствующих субъектов, из них 90% малый и средний бизнес. Здесь очень сильно ощущается национальное честолюбие, заточенность на успех. В последние годы заметно вырос уровень национального патриотизма становится выше. В этом году Польша празднует 100-летие восстановления независимости. Один из польских политиков пишет: «Польша в Европейском союзе не для того, чтобы просто быть. Она хочет, чтобы ее слышали». Поэтому поляки выходят за рамки Центрально-Восточной Европы - на страны Южной Америки, Ближнего Востока, Северной Африки.
У польских вузов прекрасная репутация в Европе, но при этом средняя цена за образование в них от 1000 евро до 4000 евро в год. Кроме того, привлекательность польского образования в том, что польские вузы заточены на активную интеграцию с ведущими международными университетами.
Фонд «Перспектива» осуществляет Рейтинг Университетов, который формируется по более чем 33 критериям в 6 категориях: престижность 25%, академический потенциал 15%, академическая эффективность 30%, обучающая среда 10%, интернализация 15% и окружение 5%. Президент образовательного фонда «Перспектива» Вальдемар Сивиньськи не скрывает своей заинтересованности в казахстанских студентах, поскольку у них хорошая репутация. «Если они платят, то должны платить за хорошее обучение», - сказал нашему порталу г-н Сивиньськи. Пока в Польше обучается около 7 тысяч наших студентов, но в ближайшие годы эта цифра явно вырастет, поскольку у многих польских вузов уже есть контракты с казахстанскими университетами. Особенно привлекательны условия по получению медицинского и сельскохозяйственного образования.
Варшава-Алматы