Прямые продажи как «социальный лифт» для молодых?
Если нет ничего подходящего, то поколение Z выбирает сетевой бизнес. Государство, похоже, ищет в этом свои позитивные моменты. Главное, чтобы молодые учились делу и исправно платили налоги.
Самозанятые казахстанцы с некоторых пор – особая статья госучета и определенных забот власти. Сколько их на самом деле, точно вряд ли кто-то скажет. Пишут, что, может быть, два миллиона, а, возможно, что и почти все три. Сходятся порой на том, что никак не менее четверти экономически активных соотечественников.
Прежде всего, акцент делается на молодежь, как источник энергии, которую можно направить куда угодно, в том числе не в самое управляемое государством русло. Население растет, выпускников школ и вузов все больше, а где работать и, что очень важно, получать деньги, на которые можно жить, развиваться в динамично меняющемся мире и что-то планировать на будущее – вопрос вопросов.
У чиновников голова побаливает, потому что приходится отправлять «наверх» цифры и показатели пооптимистичней или, как они выражаются, неустанно «снижать нагрузку на госаппарат и бюджет».
Есть, допустим, такая программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства. По данным на 1 мая, около 56 тысяч молодых казахстанцев уже прошли обучение и получили какие-то профнавыки. Это хорошо, но слишком мало.
Судите сами, на конец прошлого года в Казахстане насчитали два миллиона сто двадцать тысяч сограждан, которых отнесли к категории активной молодежи. Если говорить о данных двухлетней давности, то в Алматы, к примеру, порядка 800 тысяч жителей в возрасте от 14 до 35 лет.
По словам президента казахстанской Ассоциации прямых продаж Константина Кулинича, из двух миллионов самозанятых сограждан как раз 800 тысяч так или иначе задействованы или когда-то были в бизнесе прямых продаж. Словосочетание «сетевой маркетинг» тут тщательно обходят, потому что штамп сложился в обществе не очень позитивный.
Есть такая шутка, что, если ты радикальный правдолюб и напрочь лишен актерских данных, то сетевой бизнес создан не для тебя. Другой вопрос: «А надо ли теперь всех «сетевиков» подводить под одну расческу?». Наверное, нет.
В глобальном масштабе в этом бизнесе крутится $189 миллиардов, а в индустрии работают 117 миллионов человек. Как говорится, шесть с половиной Казахстанов.
Константин Кулинич рассказывает: «Мы объединяем около 35 000 предпринимателей, которые сотрудничают с организациями, ведущими прямые продажи, и я слышу много слов о поддержке молодежного предпринимательства, о трудоустройстве именно представителей поколения Z. Если отследить эту тему за последние 10-20 лет, то можно сказать, что она не сходит с передовых полос. Бизнес прямых продаж предоставляет именно молодому поколению возможности».
Более того, где-то в его речи мелькает фраза «социальный лифт для молодых». В плане получения бизнес-навыков, желания что-то делать и двигаться самому, возможно. Тем более, что, как утверждают сами представители «рекомендательного маркетинга», практическая среда бизнеса остается навсегда и помогает в дальнейшем молодым строить свое дело.
Вот уже и чиновники, которые обычно привыкли удрученно говорить о дефиците отечественных товаропроизводителей или же о недостатке квалифицированных инженеров, медработников, учителей, строителей смотрят не так однозначно на школу прямых продаж.
Как сказал руководитель Управления молодежной политики акимата Алматы Чингис Бескемпиров, «вопрос, который интересует молодежь – это развитие предпринимательства, каждый третий молодой человек на сегодняшний день хочет заниматься собственным делом, нежели работать на кого-то» и «именно, когда компании с мировым именем помогают, то ребята легализуют свой бизнес, поступают налоги, а программы имеют определенную социальную составляющую». Мало того, по словам представителя акимата, «у нас есть системные проекты, которые, надеюсь, будем проводить в будущем вместе». В качестве примера предлагалась, в частности, называлась компания производитель бытовой химии Amway.
Из скользких моментов здесь встает неизбежный вопрос налогообложения. Как известно, правительство хочет ввести налог для самозанятых или единый совокупный платеж. Вопрос спорный, поскольку некоторые экономисты с именем и большим опытом руководящей работы в экономическом блоке правительства считают, что единый налог может привести к сокращению всей налоговой базы.
Недавно руководитель Центра исследований прикладной экономики Жаксыбек Кулекеев заявил, что «во многих Европейских странах, доля самозанятого населения находится на уровне Казахстана, поэтому сам процент самозанятого населения не является проблемой». Обобщающими словами, вопрос толком не изучен до конца, а решается все как обычно в Казахстане волюнтаристскими методами.
И, если власть, благодаря единому совокупному платежу, хочет хотя бы точно знать, сколько же в стране самозанятых граждан, то те же представители Ассоциации прямых продаж думают, что вопрос «всегда кроется в деталях». Важен всегда диалог. Иначе сама бюрократическая система может отбить желание у молодых и неустроенных заниматься хоть каким-то делом.