Казахстан собирается «упразднить» детских психиатров
Почему государство оставляет родителей больных детей один на один с проблемой и чем это чревато?
Шарлатанство или лечение?
В 2012 году на территории села Кузовка Богородицкого района Тульской области России умер восьмилетний мальчик-аутист. Ребенок проходил лечение в доме, который принадлежал некоммерческой организации — благотворительному инвестиционному фонду «Инновационный образовательный центр», который занимался реабилитацией детей с психическими расстройствами. По словам прежнего официального представителя СК РФ Владимира Маркина, на теле ребенка были обнаружены многочисленные кровоподтеки, а вскрытие показало, что он скончался от закрытой черепно-мозговой травмы. Кроме того, следствие предположило воздействие на него электрошоком. Следователи также отмечали неоднозначное поведение отца погибшего мальчика, который, по их словам, не хотел всего сообщать https://www.gazeta.ru/social/2012/02/09/3994477.shtml
Это громкое дело взял под свой контроль Павел Астахов, в ту пору уполномоченный по правам ребенка Российской федерации. Не обвиняя никого прямо, он высказался по делу так: «Родители детей, страдающих тяжёлыми заболеваниями, порой находятся на грани отчаяния и готовы на все ради спасения своего ребёнка. Они легко становятся жертвами мошенников, которые, пользуясь ситуацией, предлагают «чудодейственные» методы лечения и вымогают деньги».
По факту смерти ребенка было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). В ответ на наш журналистский запрос следственный комитет России сообщил, что по факту смерти ребенка на территории с. Кузовка в настоящее время ведется предварительное следствие, в связи с чем, посчитал нецелесообразным давать какую-либо информацию по данному делу.
Известно также, что Владимир Матвиевский обратился в Басманный районный суд Москвы с иском о защите чести и достоинства и о компенсации морального вреда, и поставил под сомнение результаты судебно-медицинского исследования, согласно которым, смерть мальчика наступила от закрытой черепно-мозговой травмы https://ria.ru/incidents/20120412/624096171.html.
Вопрос: какое имеет отношение все вышесказанное к Казахстану? Самое прямое. Руководитель скандально известного реабилитационного центра, где произошла смерть ребенка, кандидат философских наук Владимир Матвиевский в 2013 году начал свою работу в Казахстане в качестве научного руководителя казахстанского проекта «Аутизм победим», который основан на методике коррекции состояния детей-аутистов, изложенной им в его книге «Целостный функциональный подход к аутизму».
На сайте autismpobedim.kz проект представлен как «научный эксперимент с участием казахстанских детей». Кроме того, организаторы «Аутизм победим» обещают, что «это станет открытием мирового масштаба – запланированный, методичный вывод из аутизма группы детей, чего до сих пор еще никто в мире не делал». Правда, при этом же делается парадоксальная оговорка: что «Несмотря на успехи, которых нам удалось добиться в вопросе вывода детей из аутизма, мы еще сами не знаем, во что выльется наш проект, и потому пока не готовы предъявить государству неопровержимые доказательства эффективности нашей деятельности» (!). Руководитель фонда «Аутизм победим» Аружан Саин, по словам общественного деятеля Ирины Каримбаевой, давно занимающейся социальными проблемами, на ее просьбу прокомментировать сотрудничество с Владимиром Матвиевским, сообщила, что они больше с ним не сотрудничают «вследствие некоторых разногласий». Однако на сайте проекта «Аутизм победим» он, тем не менее, до сих пор представлен как научный руководитель. Ирина напомнила, что деньги на лечение больных детей, кроме обращения к потенциальным спонсорам, собирались фондом с населения, в том числе и СМС-голосованием.
Куда делись детские психиатры?
Поскольку в стране стали больше выявлять детей с аутизмом, то все, что связано с лечением этого серьезного заболевания, комментирует практикующий детский психиатр с 30-летним стажем, врач высшей категории Райхан Туматова.
- Аутизм относится к разряду психических расстройств, - говорит она. - Следовательно, как только появляются подозрения на эту болезнь, нужно обращаться к психиатру. Но в нашей стране все идет к тому, чтобы упразднить детскую психиатрию и объединить ее с наркологией, хотя во всем мире детская патология отделена от взрослой. Начиная с прошлого года, психиатры прошли уже короткие циклы по наркологии, а наркологи - по психиатрии. Когда в начале этого года в Алматы прошла международная конференция с участием зарубежных психиатров и тех, кто занимается проблемами детских психических расстройств, то директор республиканского научно практического Центра психиатрии, психотерапии и наркологии Николай Негай впервые публично четко озвучил идею о враче «психиатр- нарколог» в одном лице. Наркологи, по его словам, только «капают», то есть проводят дезинтоксикационную терапию наркоманам и алкоголикам. Поэтому, считает он, содержать целую армию врачей этой специальности нет никакого смысла, лучше объединить их с психиатрами. И сегодня в некоторых поликлиниках Алматы и алкоголика, и наркомана, и ребенка-аутиста лечит один врач – нарколог-психиатр. Те родители, у которых есть возможность, везут своих детей в поисках квалифицированной помощи за границу (к примеру, в ту же Россию, где никому и в голову не приходит отменить специальность врача-психиатра), а те, кто не может (их большинство), существуют (именно – существуют) здесь.
Для меня, как для практикующего врача, остается загадкой, как можно, отучившись месяц, два, три, даже десять на курсах усовершенствования врачей, распознать такое серьезное расстройства как аутизм и заниматься его лечением? Встреча с каждым новым ребенком, которому предстоит ставить этот серьезнейший диагноз и назначать лечение, - это огромная ответственность, так как применение психотропных препаратов может вызвать у детей серьезные осложнения. Врачи-непсихиатры, как правило, имеют весьма поверхностное представление об этой болезни. Часто бывает так, что ребенка с диагнозом «аутизм» направляют на лечение в Центр Психического здоровья только потому, что он ведет себя «не как все». Но когда он попадает к детскому психиатру, то выясняется, что идет задержка развития либо из-за психологических травм, полученных в семье, либо это слабоумие, но никак не аутизм. То, что сейчас детей-аутистов стало гораздо больше, чем в прошлом веке, отчасти связано именно с этим - с неправильной постановкой диагноза.
- А что вы можете сказать о методике кандидата философских наук Владимира Матвиевского по выведению детей из состояния аутизма?
- Я, честно говоря, попыталась найти информацию о специалисте с таким именем в Интернете, но там сведения о нем скудные. Кто-то из тех родителей, кто приводил своих детей в его инновационный центр, расположенный в России, отзываются о нем хорошо, другие родители рассказывает о побоях и даже смертельном исходе. А коль это имело место именно в том центре, где применял свою методику этот человек, значит, все было плохо. Тем более, если он не является врачом. Но сегодня всяких разных модных методик, за применение которых их разработчики, обещая вылечить ребенка, берут большие деньги, в странах СНГ появилось очень много. В открываемые ими центры ходят не только аутисты, но и дети с другими психическими и неврологическими расстройствам.
- Но как вообще отличить ребенка с аутизмом от детей, страдающих другими патологиями?
- Аутизм - это большой спектр трудно поддающихся лечению нарушений и расстройств. То есть это не столько болезнь, а сколько - вид психического функционирования. Такой ребенок социально дезадаптирован, у него, кроме расстройств в развитии, могут быть поведенческие нарушения. Причины возникновения аутизма могут быть наследственными. Если у кого-то из родственников имелось такое заболевание как шизофрения, то, возможно, она и стала пусковым моментом. Но могут быть и другие причины. Это - болезнь матери во время беременности и самого ребенка в раннем возрасте.
Сейчас этот диагноз ставится по «Международной статистической классификации болезней 10 пересмотра» (в предыдущем, 9-м, аутизм отсутствовал). Так вот, согласно этого документа, детский аутизм бывает разный. Есть со слабоумием, тогда ребенок практически необучаем. Если удается научить его навыкам самообслуживания и привить опрятность, - это прогресс. Если же проявляет интерес на занятиях с логопедом и дефектологом, разговаривает с ними, то идет пополнение запаса знаний, а раз так, то, следовательно, пациент развивается. Но если с ним занимаются, а он, даже достигнув подросткового возраста, только мычит и все еще ходит в памперсах, то этот ребенок будет нуждаться в пожизненной опеке родных.
Болезни в раннем возрасте тоже имеют большое значение. Из-за них у ребенка могут сформироваться «особенности» в поведении: он перестает смотреть маме в глаза и начинает жить как бы сам по себе. Речь в таких случаях идет об аутистикоподобном поведении. После качественно проведенного лечения какое-то время возможно небольшое отставание (например, задержка речевого развития), а потом ребенок выравнивается и догоняет сверстников. Но если же лечение, занятия с логопедом, дефектологом в течение четырех месяцев не дают результата, то мы обычно предлагаем родителям оформить инвалидность.
- Есть ли все-таки связь между аутизмом и шизофренией?
- Нет. Единственное, аутизм может быть эндогенным, то есть, как я сказала выше, указывающим на начало развития шизофрении. К постановке этого диагноза психиатры тоже подходят очень и очень осторожно. Есть такие неблагоприятные типы течения, когда регресс происходит стремительно и ребенок быстро становится слабоумным. Но возможен и другой вариант: происходит один приступ шизофрении, а потом ребенок, пусть и с небольшими «странностями», но развивается и растет, как все.
- Сейчас в Казахстане внедряют программу инклюзивного обучения, то есть в обычных школах стали открывать классы, где будут учиться дети-аутисты. Как вы к этому относитесь?
- Естественно, отрицательно. Формировать такие классы, куда отправляют всех подряд, - и здоровых, и нездоровых, стали с осени 2017 года. Среди них есть дети, которые в свои 12 лет вообще не разговаривают. Но реформаторам, видимо, и дела нет до того, как педагог будет учить детей, обладающих разным уровнем интеллекта, и как большинство класса будет относиться к особенным детям. Тем более, что к ним «в подмогу» подключились мамы, которые, стучась во все двери, кричат, чтобы их ребенка определили именно этот класс. Им неважно – продуктивно это будет или нет. Лишь бы дитя куда-нибудь ходило.
- Правда ли, что между аутизмом и прививками есть какая-то связь?
- Прямой связи нет никакой. Если совпадения и бывают, то, может быть, один на миллион. Прививки должны проводиться, когда ребенок стопроцентно здоров, но если же его прививают при соматической патологии, то может появиться и высокая температура, и судороги, а если еще присутствуют дополнительные условия (родился недоношенным, перенес черепно-мозговую травму, страдает хроническим заболеванием и т.д.), то тогда он начинает отставать в развитии. Родители же, столкнувшись с этим, все естественно, списывают на прививки. Из-за нее, мол, развился аутизм. Таким образом, прививка на нездоровом фоне может стать пусковым моментом для любой болезни.
- Были ли в вашей практике случаи полного излечения ребенка от аутизма?
- В государственные клиники, где я работаю, приходят дети с таким отставанием, когда уже нужно оформлять инвалидность. Аутиста с сохранным интеллектом (ребенок всего лишь немного странноват) за 30 лет работы я не встречала ни разу.
- Это правда, что аутисты могут делать блистательные карьеры?
- Однозначно - нет. Если интеллект у человека сохранный и он социально адаптированный, то какой же он аутист? Аутистами называют социально дезадаптированных людей. В определении аутизма так и указывается, что это «расстройство развития, характеризуемое «качественными аномалиями в социальном взаимодействии и стереотипным набором интересов и деятельности».
- Если бы вам предложили разработать программу по лечению аутизма, то какие пункты она бы содержала?
- Я бы внесла в него повсеместную пропаганду здорового образа жизни. Очень часто вижу курящих беременных женщин и мамаш, прогуливающихся с маленькими детьми с сигаретой Такое впечатление, что они совершенно равнодушны к своим детям, - будущим и уже родившимся. А ведь любое заболевание у матери во время беременности и у ребенка в первые годы жизни может вызвать аутистическое развитие личности или аутистикоподобные проявления. Среди причин может быть, например, инфекционное заболевание или, например, длительный наркоз во время беременности.
Самое возмутительное, когда некоторые родители, приходя на прием к врачу, с гордостью заявляют, что их ребенок-аутист. Они считают, что он своеобразный и загадочный из-за своей гениальности. Видимо, такое представление у них сложилось из-за знаменитого оскароносного фильма Барри Левинсона «Человек дождя», героем которого был человек, больной аутизмом. Когда родителям объясняешь, что, к сожалению, их ребенку будет сложно учиться в обычной школе, и его, скорее всего, придется отдать в специнтернат, весь пыл пропадает. И они начинают смотреть на ситуацию более трезво.
P.S. Редакция считает необходимым выяснить легитимность деятельности проекта «Аутизм победим» и обоснованность допуска Владимира Матвиевского, не имеющего медицинского образования, к экспериментам над казахстанскими детьми. Нами подготовлен список вопросов министру МОН Е.Сагадиеву и министру здравоохранения РК Е. Биртанову касательно деятельности данного проекта. Среди прочего хотелось бы узнать, было ли получено разрешение локальной этической комиссии на проведение экспериментов с участием несовершеннолетних? Ставились ли в известность их родители? Что представляет из себя «научная методика» В. Матвиевского, коль уж имеется такой сомнительный прецедент в России? Ведь этот человек работал с казахстанскими детьми более 4 лет? Получал ли он за время работы в нашей стране свидетельство об аккредитации физического лица? Проводились ли научная экспертиза методики и вообще проверка деятельности В. Матвиевского в соответствии с законодательством РК?