понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Правительство пошло вразнос

Незаметно, но казахстанцы столкнулись с осознанием того, что государство все активнее проникает в их кошельки. Правительство решило обложить дополнительными выплатами значительную часть граждан – так называемых самозанятых, для которых вводится единый платеж, а теперь и фрилансеров, которых обязали делать десятипроцентные отчисления в ЕНПФ. Рассматриваются меры по взиманию дополнительной платы с гастарбайтеров, вероятно, до конца года могут быть предприняты дополнительные меры по увеличению финансовой нагрузки на казахстанцев в пользу государства.

Так или иначе, уже анонсированные меры затрагивают интересы миллионов казахстанцев, учитывая число самозанятых и тех, кто выполняет работы по договорам гражданско-правового характера. Напрашивается единственный логический вывод – экономическая ситуация настолько тревожная, что правительство решило прибегнуть к стопроцентному методу пополнения бюджета, а именно увеличение налоговой и прочей материальной нагрузки на граждан.

Причем, выбрана наиболее уязвимая категория людей, те, кто в основном не имеют стабильного заработка. Самозанятые - это вообще довольно сложная для идентификации группа людей, в этой среде доходы людей могут быть от 20 до 200 и более тыс. тенге, вместе с тем все будут оплачивать единый платеж, и если для индивидуального предпринимателя это явно не критическая сумма, то для какого-нибудь работяги, например, занимающегося починкой обуви, даже 2-3 тысячи тенге значимая сумма.

С так называемыми фрилансерами произошла еще более любопытная коллизия. Без никакого предварительного обсуждения, всех людей, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера просто поставили перед фактом, что они должны отчислять 10% от дохода в ЕНПФ При этом закон вообще никак не определяет, кто такой фрилансер. Все преподносится под соусом заботы о самих гражданах, самозанятые выйдут из тени и у них появится шанс на пенсию, а фрилансеры смогут больше откладывать на старость.

Казалось бы, небывалая забота госчиновников о казахстанцах. Но мы как-то привыкли не верить, что родное чиновничье сообщество сильно печется о нас. Поэтому стали возникать вполне закономерные вопросы: а какова вообще вероятность, что по выходу на заслуженный отдых те, кто, сегодня делают отчисления, смогут претендовать на достойную пенсию?

И причин задавать эти вопросы немало. Во-первых, мы видим, что доходность пенсионных активов только в последнее время с трудом стала догонять инфляцию. Фактическая перманентная девальвация нацвалюты, красиво называемая инфляционным таргетированием, также съедает будущую пенсию казахстанцев. При этом с момента начала кризиса, как известно, в Казахстане фиксировалась самая высокая инфляция в ЕАЭС. Но даже если не учитывать все эти факторы, вызывает массу вопросов политика Нацбанка по инвестированию пенсионных накоплений казахстанцев: то в проблемный азербайджанский банк, то в торгово-развлекательный центр, то звучат предложения пустить их на строительство газопровода.

При всем при этом главный вопрос – а что от этих инвестиций получат сами будущие пенсионеры. Например, Нацбанк инвестировал деньги в азербайджанский банк, который лопнул, и то, что он лопнет, было понятно любому специалисту, который просто ознакомился с его отчетностью.  В итоге вопрос встал не о том, насколько за счет этих инвестиций обогатились казахстанцы, а о том, вернутся  ли вообще деньги в Казахстан.

К тому же периодически мы слышим о спорах ЕНПФ то с «Казахстан кагазы», то с Имсталькомом, где дела доходят до судов и также фигурируют огромные суммы пенсионных накоплений, которые могут быть просто утеряны. Да и не стоит забывать, что предыдущее руководство ЕНПФ почти в полном составе отправилось в тюрьму. Все эти факты, как-то не настраивают граждан особо доверять свои деньги ЕНПФ.

И даже если предположить, что те же фрилансеры хотят отчислять по зову сердца деньги в ЕНПФ, возникает вопрос - зачем разработчики нормы выбрали дедовский способ перечисления денег в фонд, когда человеку необходимо будет прийти в банк и сделать отчисления? Ведь куда логичнее, чтобы выплаты делал сам работодатель, который итак оплачивает ИПН по договорам ГПХ.

К тому же правительство г-на Сагинтаева не перестает рассказывать о цифровизации экономики, но, чтобы сделать перечисления ОПВ все еще нужно сходить в банк. Казалось бы, в этом нет логики, но дьявол, как известно, кроется в деталях, которые раскрыла известный блогер Бота Жуманова, заметив, что при перечислении денег через банк коммерческое учреждение будет требовать комиссию до трех тысяч тенге.  То есть фактически это норма словно пролоббирована коммерческими банками, а сюдя по тому, что доходная база ЕНПФ увеличится, то у Нацбанка появятся дополнительные деньги для инвестиций.

Конечно, все это может быть только на уровне догадок и предположений, но чудесным образом новая схема отчисления ОПВ в ЕНПФ оказалась крайне выгодна как регулятору, так и банкам. По подсчетам той же Боты Жумановой, на дополнительных комиссиях банки смогут зарабатывать до 6 млрд тенге. Солидная прибавка за счет обычных казахстанцев, только почему в условиях кризиса не банки должны поддерживать население, а население банки не совсем понятно.

Вообще, очевидно, что правительство нацелено на увеличения сбора дополнительных налогов и различных выплат с граждан. Видимо, необходимо латать дыры в бюджете и делать оптимистичные отчеты. Поэтому, не исключено, что до конца года число непопулярных мер может возрасти. Например, в соседней России уже подняли НДС и, вероятно, налоговая нагрузка на МСБ может быть увеличена и в Казахстане. Однако возникает естественный вопрос – правительство увеличивает бремя самых незащищенных и уязвимых слоев населения, забыв, что источником дополнительных доходов могли бы стать богатые граждане страны.

Почему-то быстро свели на нет разговоры о введении налога на роскошь как хороший источник пополнения бюджета. Все откладывается обязательное декларирование доходов чиновниками. Было бы неплохо узнать, кто живет не по средствам и за счет чего.

Что слышно и известно о казахстанце, который купил самую дорогую квартиру в центре Парижа? Ведь нам обещали найти этого человека и выяснить за счет каких средств он приобрел недвижимость? Неизвестного миллионера ищут больше года, но никак не могут найти. Вообще было бы неплохо, чтобы олигархи разделили с трудовым народом бремя кризиса, учитывая, что реальные доходы казахстанцев с момента его начала не растут, но бремя выплат увеличивается.

Конечно, дополнительные налоги и выплаты - это весьма распространенный способ быстро и без особых усилий пополнить казну, однако у этого лекарство есть серьезное побочное действие в виде роста социальной напряженности, а мы видели, на примерах соседних стран к чему это может привести.

Может правительству пора придумать более эффективную модель экономического роста, например, за счет реальной диверсификации, роста доли МСБ, поддержки обрабатывающих секторов?

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33