четверг, 14 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Не брат ты мне….

Призыв отдельных алматинцев закрыть город и остановить миграцию «регионального контингента» в стране звучит как шовинизм и ксенофобия. Кто эти молодые люди из южных регионов, которых предлагают изолировать в своем регионе? И почему именно они часто мелькают в криминальных сводках?

Динара Алимханова, молодой ученый в области образования, провела исследование, цель которого понять растущий феномен NEET в южных регионах Казахстана. NEET (Not in Education, Employment or Training) - это поколение молодых людей, которые в силу различных факторов экономического, социального или политического характера не работают и не учатся. Задачей Динары было глубже изучить этот феномен в Казахстане, и понять, как помочь молодым людям.

Кто вы - поколение NEET?

Считается, что у феномена  NEET две основные причины:

- социально-экономическая ситуация в стране: подавляющая часть NEET происходит из малообеспеченных семей с низким уровнем образования;

- развитая система социального обеспечения: высокий уровень жизни вкупе с большими социальными пособиями приводит к ситуации, когда молодёжь теряет всякую мотивацию к труду.

Рисунок 1. Показатель NEET в Казахстане и мире, 2016,%

В нашей стране, очевидно, социально-экономическая ситуация порождает NEET. А если быть точнее - теневая экономика, выяснила ученный - Динара Алимханова.  Эконометрическое исследование, проведенное Medina & Schneider, показало, что теневая экономика в различных формах составляет 40 процентов от ВВП страны. Этот сектор порождает и неофициальную, теневую занятость, то есть рабочие места, которые не зарегистрированы статистическими и налоговыми органами. И большая часть теневой хозяйственной деятельности сосредоточена в южных регионах нашей страны.

Согласно статистике,  треть молодых казахстанцев (385 680 человек или 28 процентов) работали неофициально в 2017 году.  И большинство неофициально занятых находятся в южном регионе Казахстана  - Жамбылская область (31 процент), Алматинская область (18,3 процента), Кызылординская область (14 процентов) и Алматы (11 процентов) 50.  Теневая  экономика, поглощает большую часть роста рабочей силы. Молодые казахстанцы из южных регионов занимают низкооплачиваемые и высокорисковые рабочие места. Такая некачественная занятость ведет к тому, что доверие к социально-политическим институтам и правительству падает, а тревога за собственное будущее растет.

Другая особенность нашего рынка труда в том, что южные регионы имеют самую высокую долю самозанятой молодежи в 2016 году: 53 процента - Жамбылская область; 43 процента - ЮКО; 42 процента – Кызылординская область; и 19 процентов в Алматы. Что это значит? Самозанятость тесно связана с работой в теневом секторе. Формально выглядит будто человек занят, платит налоги и вносит свой вклад в экономку региона. Но на деле самозанятые южане часто работают от заказа к заказу, нестабильно, и именно они создают огромное число нелегальных работников, предлагая им очень низкую зарплату и/или  неполный рабочий день.

Примечательно, что самозанятость наиболее распространена в моногородах, где отрасли деградируют, предприятия не работают. Это может привести к тому, что молодые люди останутся один на один со своими проблемами.  Когда молодые люди  испытывают трудности с поиском постоянной работы, это создает более высокий риск бедности и низкий уровень благосостояния. Молодые люди считают, что «оставлены позади», и эти люди скорее всего будут заниматься преступной деятельностью.

Рисунок 2. Доля молодежи NEET в Казахстане, 2016,%

Что мешает работать поколению NEET?

Сегодня в Казахстане более 2,2 млн. молодых людей в возрасте 16-24 лет, к 2030 году их станет почти 3,1 млн человек, гласит статистика Министерства национальной экономики РК, то есть  каждый пятый казахстанец – молодой человек. И именно молодежь является фундаментальным активом казахстанского общества, поэтому крайне важно обеспечить их  опытом и навыками, необходимыми для успеха в конкурентной глобальной среде. В противном случае, как показал опыт других стран, молодежь быстро превратиться из актива в обузу.

Основная проблема трудоустройства молодежи в Казахстане - это несоответствие навыков, требованиям работодателей, 63,65% наших работодателей не удовлетворены качеством молодых выпускников. Это мешает молодежи благополучно перейти от образования к занятости, и часто приводит к тому, что молодой человек «вываливается» из  рынка труда, а в последующем, он вероятнее всего выберет нестабильную и низкооплачиваемую работу. Усложняется трудоустройство также тем, что молодые люди не знают, как искать работу, как писать резюме, как произвести впечатление на собеседовании. На фоне того, что 88% молодых казахстанцев являются активными пользователями Интернета, эти данные выглядят удручающе.

Попытки правительства помочь молодежи проваливаются, потому что не учитывают элементарных сложностей, с которыми молодым людям приходится бороться. К примеру, Социальная программа «Серпін-2050» призвана обучить и трудоустроить молодежь из южных регионов страны (Алматинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской областей) на востоке, севере и западе Казахстана – в регионах, испытывающих дефицит кадров. Однако имеющиеся данные о Костанайской и Карагандинской области показывают, что доля южных выпускников желающих учиться в других областях очень низкая. Молодежь Юга является казахскоязычной, и они испытывают трудности в русскоязычных северных регионах как в учебе, так и в работе. Другой фактор -  здоровье, переезд из теплого юга в холодные северные регионы нередко  вызывает проблемы со здоровьем.

Рисунок 3.  Доля NEET в Республике Казахстан, 2001-2016 годы,%

Подытоживая свое исследование, Динара Алимханова рекомендует провести крупномасштабное исследование для определения профиля NEET. Критически важно сейчас адекватно оценивать эффективность существующих образовательных и программ по трудоустройству. Надо лучше рекламировать работу и образовательные  возможности через социальные сети, а  также Динара предлагает поощрять местные неправительственные организации, оказывающим  помощь в трудоустройстве ребятам поколения NEET.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33