Не брат ты мне….
Призыв отдельных алматинцев закрыть город и остановить миграцию «регионального контингента» в стране звучит как шовинизм и ксенофобия. Кто эти молодые люди из южных регионов, которых предлагают изолировать в своем регионе? И почему именно они часто мелькают в криминальных сводках?
Динара Алимханова, молодой ученый в области образования, провела исследование, цель которого понять растущий феномен NEET в южных регионах Казахстана. NEET (Not in Education, Employment or Training) - это поколение молодых людей, которые в силу различных факторов экономического, социального или политического характера не работают и не учатся. Задачей Динары было глубже изучить этот феномен в Казахстане, и понять, как помочь молодым людям.
Кто вы - поколение NEET?
Считается, что у феномена NEET две основные причины:
- социально-экономическая ситуация в стране: подавляющая часть NEET происходит из малообеспеченных семей с низким уровнем образования;
- развитая система социального обеспечения: высокий уровень жизни вкупе с большими социальными пособиями приводит к ситуации, когда молодёжь теряет всякую мотивацию к труду.
Рисунок 1. Показатель NEET в Казахстане и мире, 2016,%
В нашей стране, очевидно, социально-экономическая ситуация порождает NEET. А если быть точнее - теневая экономика, выяснила ученный - Динара Алимханова. Эконометрическое исследование, проведенное Medina & Schneider, показало, что теневая экономика в различных формах составляет 40 процентов от ВВП страны. Этот сектор порождает и неофициальную, теневую занятость, то есть рабочие места, которые не зарегистрированы статистическими и налоговыми органами. И большая часть теневой хозяйственной деятельности сосредоточена в южных регионах нашей страны.
Согласно статистике, треть молодых казахстанцев (385 680 человек или 28 процентов) работали неофициально в 2017 году. И большинство неофициально занятых находятся в южном регионе Казахстана - Жамбылская область (31 процент), Алматинская область (18,3 процента), Кызылординская область (14 процентов) и Алматы (11 процентов) 50. Теневая экономика, поглощает большую часть роста рабочей силы. Молодые казахстанцы из южных регионов занимают низкооплачиваемые и высокорисковые рабочие места. Такая некачественная занятость ведет к тому, что доверие к социально-политическим институтам и правительству падает, а тревога за собственное будущее растет.
Другая особенность нашего рынка труда в том, что южные регионы имеют самую высокую долю самозанятой молодежи в 2016 году: 53 процента - Жамбылская область; 43 процента - ЮКО; 42 процента – Кызылординская область; и 19 процентов в Алматы. Что это значит? Самозанятость тесно связана с работой в теневом секторе. Формально выглядит будто человек занят, платит налоги и вносит свой вклад в экономку региона. Но на деле самозанятые южане часто работают от заказа к заказу, нестабильно, и именно они создают огромное число нелегальных работников, предлагая им очень низкую зарплату и/или неполный рабочий день.
Примечательно, что самозанятость наиболее распространена в моногородах, где отрасли деградируют, предприятия не работают. Это может привести к тому, что молодые люди останутся один на один со своими проблемами. Когда молодые люди испытывают трудности с поиском постоянной работы, это создает более высокий риск бедности и низкий уровень благосостояния. Молодые люди считают, что «оставлены позади», и эти люди скорее всего будут заниматься преступной деятельностью.
Рисунок 2. Доля молодежи NEET в Казахстане, 2016,%
Что мешает работать поколению NEET?
Сегодня в Казахстане более 2,2 млн. молодых людей в возрасте 16-24 лет, к 2030 году их станет почти 3,1 млн человек, гласит статистика Министерства национальной экономики РК, то есть каждый пятый казахстанец – молодой человек. И именно молодежь является фундаментальным активом казахстанского общества, поэтому крайне важно обеспечить их опытом и навыками, необходимыми для успеха в конкурентной глобальной среде. В противном случае, как показал опыт других стран, молодежь быстро превратиться из актива в обузу.
Основная проблема трудоустройства молодежи в Казахстане - это несоответствие навыков, требованиям работодателей, 63,65% наших работодателей не удовлетворены качеством молодых выпускников. Это мешает молодежи благополучно перейти от образования к занятости, и часто приводит к тому, что молодой человек «вываливается» из рынка труда, а в последующем, он вероятнее всего выберет нестабильную и низкооплачиваемую работу. Усложняется трудоустройство также тем, что молодые люди не знают, как искать работу, как писать резюме, как произвести впечатление на собеседовании. На фоне того, что 88% молодых казахстанцев являются активными пользователями Интернета, эти данные выглядят удручающе.
Попытки правительства помочь молодежи проваливаются, потому что не учитывают элементарных сложностей, с которыми молодым людям приходится бороться. К примеру, Социальная программа «Серпін-2050» призвана обучить и трудоустроить молодежь из южных регионов страны (Алматинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской областей) на востоке, севере и западе Казахстана – в регионах, испытывающих дефицит кадров. Однако имеющиеся данные о Костанайской и Карагандинской области показывают, что доля южных выпускников желающих учиться в других областях очень низкая. Молодежь Юга является казахскоязычной, и они испытывают трудности в русскоязычных северных регионах как в учебе, так и в работе. Другой фактор - здоровье, переезд из теплого юга в холодные северные регионы нередко вызывает проблемы со здоровьем.
Рисунок 3. Доля NEET в Республике Казахстан, 2001-2016 годы,%
Подытоживая свое исследование, Динара Алимханова рекомендует провести крупномасштабное исследование для определения профиля NEET. Критически важно сейчас адекватно оценивать эффективность существующих образовательных и программ по трудоустройству. Надо лучше рекламировать работу и образовательные возможности через социальные сети, а также Динара предлагает поощрять местные неправительственные организации, оказывающим помощь в трудоустройстве ребятам поколения NEET.