четверг, 14 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Казахский той: осмысленный и рефлекторный

Сезон свадеб и торжеств в разгаре. Часто у простых казахов принято палить со всех информационных орудий за жизнью не по карману, отсутствие горизонтов планирования и демонстрацию своей вопиющей социальной «конкурентоспособности». Но так ли сегодня все однозначно?  

Однажды моя одногруппница с запада страны, получив грант акима на обучение в Алматы, решила потратить его на свадьбу. По ее словам, миллион двести тысяч тенге ей хватило на свадебное платье и на задаток в ресторан. Она видела в какие долги влезают ее родители и решила экстраординарно взять часть затрат на себя.

Праздник на родине получился с размахом. Спустя год оказалось, что девушка беременна, жених – безответственный человек, который бросил ее наедине с долгами.

Таких историй с приданым сегодня куча, да еще тележка с приданым. Классика отечественного бытового жанра, можно сказать. Сюжет не слишком заковырист. Молодые, чувства, узы брака, родители, которые, питая огромную любовь к чадам, начинают делать все возможное, чтобы свадьба была «не хуже, чем у других». Хорошо, если молодая семья проходит все стадии притирки, но как показывает статистика, количество разводов в Казахстане среди молодых растет из года в год.

Есть другой официальный информационный крен. Заглядываем в Казнет и видим свежеиспеченный пример. Полный тезка президента страны из Семея Нурсултан Назарбаев и его избранница Алтынай Иса решили прислушаться к советам главного политического аксакала. Вместо пышной свадьбы чета организовала праздник для сотни детдомовцев. Решение молодоженов обсуждали в сети, тут же нашлись и такие битые жизнью казахстанцы, что посчитали поступок, мягко говоря, показательной акцией.  

Сам глава государства, не далее, как минувшей весной, снова призывал сограждан тщательно проектировать свое настоящее и будущее – жить по средствам. «Какие в Шымкенте тойханы построены или строятся, на 200-500 человек! Эти деньги молодым отдать лучше на приобретение жилья. Это самый лучший подарок», – в который по счету раз внушал Назарбаев. По сути, – верно, по факту – далеко не факт.

Обыкновенно такое популистское вмешательство государства в приватное пространство его жителей не дает видимых результатов. Можно вспомнить, как в советском прошлом были «популярны» пропагандистские безалкогольные свадьбы. Зрелище было еще то завораживающее! Особенно, если помнить, что водка и вино приносили бюджету какие-то баснословные проценты. Исследователи пишут, что 30 с небольшим лет назад – более десятой части поступлений в казну. Если коротко резюмировать, через несколько лет СССР исчез с карты планеты, а водка так и осталась на свадебных застольях.

Или вот современный узбекский опыт. У соседей президент Шавкат Мирзиеев неустанно выступает против дестабилизации социально-политической обстановки путем демонстрации уровня своей капитальной успешности и имущественного расслоения. К этому можно отнести попытки законодательно установить правила игры, такие как сколько стоит свадьба, юбилей или поминки, когда начинать и во сколько сворачивать гуляния, кто и что должен петь и танцевать. Вот уже и комиссии целые сенат парламента Узбекистана учреждает. Типовое гуляние – это, когда проводятся образцовые семейные мероприятия. Отдельная задача комиссий – «вынесение для общественного обсуждения порочащих действий, игнорирующих обычаи и традиции, допускающих расточительство».

Казахстанские чиновники и бизнес хотя официально на словах и поддерживают генеральный курс «на скромность», на деле же и сами не прочь погулять так, чтобы это стало незабываемым событием в соцсетях.

Это отчасти проецируется на «простых смертных». Существует мнение, что национальная привычка к несоразмерным заработкам тратам – одна из первопричин того, что Казахстан уже становился абсолютным чемпионом мира по тем же невозвратным кредитам.

Психолог Айгуль Садыкова говорит, что все дело в казахской ментальности, которую можно характеризовать как родовая, коллективная.

– Для того чтобы видеть и чувствовать «какой я», для человека важно получать обратную связь извне. У казахов, это зачастую одобрение родственников и того круга, где вращается человек, система, в которой, он находится. Например, работа. Казах – человек коллектива, в первую очередь, своей семьи и рода, в отличие от индивидуалистической психологии, например, американской. Поэтому, что у нас вызывает положительную оценку из такой коллективной среды (родственники, жерлестер, коллеги по работе)? Это гостеприимство, безотказность, доброта, помощь родственникам и людям из своего рода. Также огромную роль в программах поведения играет роль «ұят» (стыд). Это казахская «страшилка», то, чего не должно быть ни при каких условиях. С малых лет ребенок впитывает, что он должен быть послушным, правильным, удобным для своих родителей и школы, что все должно быть, как у людей, в первую очередь – внешняя составляющая.

Когда человек становится взрослым, это верование становится для него фундаментальным. Поэтому, если для создания картины благополучия нужно брать кредиты, влезать в долги, он это будет делать.

В моей клиентской практике я часто слышу, что родители с детства сравнивали своих детей с детьми из других семей (пресловутое «біреудің балалары»), редко или вообще не хвалили, если что-то получалось хорошо, это воспринималось как само собой разумеющееся. Такое отношение вызывало негативные переживания. Поэтому сформировалась привычка стараться быть не хуже других. Стараться, стараться и еще раз стараться. И как оборотная сторона избегания негативных переживаний уже во взрослом возрасте, например, получение удовлетворения от того, что провели торжество не хуже, чем у других, что все, кто там был, теперь будут вспоминать о хозяевах тоя с уважением, а может быть и с завистью.

 

Казахи испокон веков проводили тои и различные праздники, это часть нашей ментальности. Но как будто сейчас не учитываются реалии, в которых эта традиция реализуется. Не все в состоянии вернуть кредит без потерь для семьи. Например, когда в залог отдают квартиру или машину. Семье лучше лишиться имущества, чем «упасть лицом в грязь» – не провести обряды на высшем уровне. Казах, в своем большинстве вообще не подвергает критике саму идею тоя, так было и скорее всего, будет еще долго.

Политолог Айдос Сырым и сам нередко бывает на тоях. Он считает, что казахские традиции проведения пышных торжеств – социальный культурный институт. Это еще и косвенный признак некой солидарности нации.

– В целом, молодежь сегодня берет в руки культурную политику, стремится проводить тои скромнее. С другой стороны, можно понять родителей, которые идут на все, когда дело касается детей. Попытки регулировать траты народа на праздники, я считаю нереалистичными. В то же время кичливое потребление должно быть осуждаемо. Заявления чиновников о том, что нужно проводить торжества скромнее – это что-то из серии «если у них нет хлеба, пусть едят пирожные». Сама власть должна начать с себя. Когда народ видит размах тоев чиновников, растет социальное недовольство, любые заявления о борьбе с коррупцией и расточительностью с их уст не воспринимается всерьез, – резюмирует Айдос.

Шоумен Данеш Аскарбек – человек как раз  из индустрии казахского тоя. Вот его профессиональные наблюдения:

– Заявления о том, что народ тратит огромные средства на проведение тоев не слишком обоснованы. Кризис дает о себе знать, люди экономят и более рациональны в этом вопросе. Если ранее у нас пользовались популярностью выступления групп, исполняющих песни вживую, сегодня спрос сильно упал. Это же коснулось многих новшеств в праздничной индустрии, многие шоу-программы не пользуются популярностью. Люди не тратят бездумно деньги, но при этом и не нарушают традиций народа, что очень важно.

У меня есть постоянная клиентка, успешная в бизнесе, два года назад она провела широкую свадьбу сыну, в этот раз я работал у нее на торжестве дочери. Я обратил внимание, что праздник прошел скромнее, поинтересовался, с чем это связано. Она отметила, что тратить большие деньги в условиях кризиса нецелесообразно, а душевный праздник можно провести и без излишеств. Такая тенденция тоже заметна. Бывает, что состоятельные люди могут себе позволить 10-минутное шоу с участием жонглеров, батыров, танцоров за 500 долларов и выше. И потом, не забывайте, проведение тоев – это множество рабочих мест. Жизнь сама регулирует вопрос экономии и трат.  

Замерить на глаз как точно изменились тенденции в казахской свадебной индустрии почти нереально. Для этого надо понимать и емкость рынка, и иметь в виду все сопутствующие отрасли. Это целый вызов даже для профессиональных экономистов, но нет ни исследований, ни социологии, ни других систематизированных данных.

Навскидку можно сказать, что люди старательно не отказывают себе в удовольствии получить его. Это и понятно. Радостей в современной жизни у рядовых казахстанцев не так уж и много, зато тревог – хоть отбавляй. И что там на самом деле в светлом экономическом будущем – один сплошной туман. Поэтому казахский той, похоже, переживет любые кризисы.  

 

Бахытжан Шинтимирова
Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33