четверг, 14 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Фискальный парадокс – МФЦА налоги не платит, а самозанятые обязаны

Пока правительство изыскивает способы усилить бремя налоговых и прочих выплат на обычных граждан, без ответа остается вопрос - несут ли какое-то бремя вместе со всеми гражданами представители крупного бизнеса, те же самые экспортеры нефти или финансовые институты. Например, государство на полвека освободило от выплат налогов Международный финансовый центр «Астана», в котором, как было заявлено, будут  аккумулированы миллиардные поступления.

 При этом фискальные обязательства рядовых казахстанцев продолжают расти. После того, как Минтруда обязало всех работающих по договорам гражданско-правового характера делать отчисления в ЕНПФ, получается, что практически с любого дохода гражданина 20% будут уходить в качестве выплат.

Не за горами введение медицинского страхования, в результате которого нагрузка на фонд оплаты труда фактически составит четверть от суммы получаемого человеком дохода. Все это происходит на фоне того, что уже четыре года подряд реальные доходы населения практически не растут, а инфляция в Казахстане остается самой высокой в ЕАЭС.

Казалось бы, в таком случае правительство, одной из основных задач которого является обеспечение экономического роста и стабильности в стране, должно было бы изыскивать способы не утяжеления, а облегчения бремени рядовых граждан, и например, переложить часть проблем на плечи крупного бизнеса, ради интересов которого проводятся постоянные девальвации.

Однако пока действует противоположная логика. Так, например, с начала 2016 года Казахстан снизил экспортную таможенную пошлину (ЭТП) на сырую нефть. За восемь лет ЭТП в Казахстане снизилась почти на $70, например, в том же 2016 году из-за его снижения бюджет недополучил 1,1 млрд долларов. Зато эта сумма стала подушкой безопасности и хорошим подспорьем для нефтяников.

Или другой любопытный пример. С начала этого года кабинет Бакытжана Сагинтаев активно прорабатывает вопрос обложения единым налогом, так называемых самозанятых - людей, чьи реальные доходы оставляют желать лучшего. При этом тот же г-н Сагинтаев с радостью сообщил, что «органы и участники МФЦА, а также их работники освобождаются от налоговых выплат на 50 лет - это корпоративный подоходный и налог на доходы от финансовых и вспомогательных услуг, индивидуальный подоходный налог, земельный налог и налог на имущество».

Понятно, что все эти «ништяки» для того, чтобы привлечь иностранцев, но как быть  с интересами казахстанцев, за счет налоговых поступлений которых в том числе и создавалась инфраструктура МФЦА?

Получается, что правительство, создавая почти идеальные условия для «крупняков», все более отягощает бремя среднего и мелкого бизнеса и обычных граждан. Но насколько оправданна  такая логика и подходы?

Как отмечают эксперты, основным драйвером повышения налоговой нагрузки является рост расходов бюджета. Так, например, расходы республиканского бюджета с 2011 по 2016 год выросли на 3,5 трлн тенге или 69%. Резкий рост наблюдался в 2014 году - +18% или 1,1 трлн и в 2016 году - +21% или 1,5 трлн. Несмотря на рост налоговых поступлений, обеспечение расходов снизилось в 2 раза - с 91% в 2006 году до 45% в 2016 году. Расходы начали финансироваться за счет трансфертов (с 17% до 40%) и дефицита (с - 3% до 10%).

То есть фактический рост налогов не помогает бюджету и не улучшает общее экономическое положение в стране. И здесь все понятно, чем выше налоговое бремя, тем шире поле для серого сектора, ухода в тень. Субъекты МСБ не выдерживают и многие уже разорились или находятся на грани разорения. А как гласит экономическая теория, без развития сектора малого и среднего бизнеса никакого развития экономики ждать не стоит.

Конечно, можно и дальше продолжать руководствоваться принципом, что основные деньги в казну приносит крупный бизнес, поэтому его государство и будет поддерживать и лелеять, а что там с интересами МСБ и социальным самочувствием казахстанцев - вопросы второго порядка. В конечном итоге, часть нефтяной ренты получают все понемногу.

Здесь примечателен опыт соседнего Узбекистана, где недавно как раз в 5 раз повысили налоги для крупного бизнеса, и максимально снизили фискальное бремя для МСБ и простых граждан. На пять лет от налогов освободили индивидуальных предпринимателей в сельской местности. Льготные микрокредиты будут получать узбекские фермеры для организации теплиц. Все индивидуальные предприниматели освобождены от уплаты фиксированного налога, уплачиваемого за каждого нанятого работника. Льготы предоставляются субъектам семейного предпринимательства. Теперь они вправе без образования юридического лица нанимать работников с заключением трудового договора и привлекать в качестве участников семейного бизнеса всех близких родственников, достигших трудоспособного возраста, вот вам и один из способов вывести из тени самозанятых, не нагружая их дополнительным налогом.

Одновременно были повышены ставки налога для крупного бизнеса. Так, на недропользование при добыче цветных и драгоценных металлов налоги выросли в среднем в пять раз. 

Но подходит ли Казахстану такой подход?

Экономист Жарас Ахметов заметил, что малый бизнес в Казахстане страдает не столько от налоговой нагрузки, сколько от неравных условий рыночной конкуренции.

«Узбекистан вряд ли может служить для нас примером - уровень влияния и присутствия государства в экономике у них намного выше, чем у нас. Они должны решать проблемы, которые Казахстан решал на рубеже веков», - сказал он.

Финансовый аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин считает, что МСБ и самозанятые обычно достаточно эффективно выполняют функцию сокращения безработицы. При этом, данные категории бизнеса из-за своих небольших размеров и сопутствующих этому ограничений - короткий горизонт планирования, наличие отделов НИОКР, капиталовооруженность - неспособны стать драйвером экономического роста и доходов населения. Если в стране низкий уровень безработицы, логично, что данные сектора не нуждаются в господдержке и можно сосредоточиться на стимулировании крупного бизнеса в специальных зонах.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33