четверг, 14 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Какими цифрами больны чиновники от медицины?

Информатизация здравоохранения в Казахстане как отражение общей системы. IT-бизнесмены пишут президенту о частных методах цифровизации медицины и рисках странового масштаба.   

Пресловутая цифровизация страны – это не просто понятие системы современных экономических отношений, основанной на использовании высокотехнологичных информационно-коммуникационных технологий. Это еще и один великий соблазн. Особенно в государстве, где бизнес и власть зачастую почти одно и то же, только по-разному произносятся, и пишутся.

Поэтому, когда куда не кинь окрест взгляд, везде, так или иначе, звучат доклады про «Цифровой Казахстан», искушенному пользователю местной информацией понятно, что без странных, но уже, увы, обыденных историй не обойтись. Так в Казахстане не бывает.  

Буквально в начале октября на заседании правительства министр здравоохранения Казахстана Елжан Биртанов отрапортовал: «Сегодня 10 миллионов населения имеют запись в электронном паспорте здоровья. К 2020 году 100% населения будут иметь электронный паспорт здоровья. Это позволит обеспечить полный доступ к объективным данным о здоровье каждого гражданина, независимо от того, куда обратился человек. Это улучшит качество, удобство получения медицинской помощи».

Здесь же министр говорил и о повышении прозрачности системы здравоохранения, и о том, что уже с января следующего года нас всех постигнет безбумажное ведение медицинских записей, а некие «локальные электронные паспорта здоровья» станут вполне общенациональными.

Спустя пару недель по поводу этих «локальных» е-паспортов здоровья и монополизации рынка медиинформсистем ряд отечественных it-компаний, работающих в данной отрасли, написали обширное и подробное письмо президенту. В Казахстане так принято, если никто нормально не реагирует, процедурно писать гаранту, и ждать «как там дальше пойдет».      

На последней пресс-конференции в Алматы авторы письма заявили, что «обращение не содержит никаких политических подтекстов, мы не собираемся создать какой-то хайп или провести PR-кампанию своих компаний. Причина, по которой мы обращаемся, сугубо экономическая. Это касается стратегических перекосов в отрасли, где мы работаем, здесь нет никакой борьбы с персоналиями – только экономика».

В общем, сегодня все эти виртуальные миллионы электронных паспортов здоровья находятся в руках одной частной бизнес-структуры Damumed, которая, видимо, пользуется непререкаемым, но подозрительным авторитетом у Минздрава. То есть не в едином госхранилище, на которое выделили порядка $18 миллионов, и, которого по-прежнему нет в природе, а вот у очередной аббревиатуры КМИС, что означает «комплексная медицинская информационная система». Проще говоря, на сегодня наши истории болезней в чьих-то информатизированных руках.       

Технический директор медицинской информационной системы MedStory Кирилл Капитанов заявил: «Внедрение электронного паспорта здоровья широко освещается в СМИ, но здесь фактически происходит подмена. Согласно Концепции развития электронного здравоохранения, электронный паспорт здоровья – это государственный сервис, который должен содержать всеобъемлющие медицинские данные о каждом гражданине Казахстана. В данный момент чиновники регулярно отчитываются по охвату, в некоторых регионах до 98% населения охвачено. На самом деле, это подмена понятий. Выбрана одна компания – Damumed, которую навязывают медучреждениям в обход всех норм и правил, установленных как и Концепцией, так и другими регулирующими законами. Этому есть документальные подтверждения. Никаких локальных паспортов здоровья быть не может, это нигде не заявлено. Лично мое мнение, в виду того, что единая платформа не готова, Минздрав пытается хоть как-то выйти из ситуации, выбрав одну компанию, выдавая это за электронный паспорт здоровья. На самом деле это незаконно. Нас выталкивают из рынка, компании вынуждены сокращать штат, закрываться».

Другой подписант – гендиректор медицинской информационной системы MedElement Виталий Ермоленко говорит: «Прежде чем отказаться от бумаги должны произойти как минимум две вещи – должно появиться государственное хранилище информации, и утверждены нормативные правила. Эти вопросы не решены. Минздрав не может ответить на самые элементарные наши вопросы. Нам могут возразить, сказать, что ввели термин «локальный медицинский паспорт здоровья», тогда почему другие информационные системы в этом не участвуют? Мы тоже не первый день работаем на рынке.

Как происходит монополизация рынка? Наша компания почувствовала это еще в конце прошлого года, когда фактически Минздрав стал спускать рекомендации по выбору определенных систем, хотя не было требований к медицинским информационным системам, не было нормативно-правовых актов, как проверять эти системы, но зато появились рекомендации. Есть какие-то избранные системы, а есть какие-то несоответствующие. И наша компания потеряла десятки клиентов, которые были готовы заключить контракт. Это же происходит в регионах. В этом году процесс усилился и, что мы видим: фактически во всех регионах лидирующую позицию заняла одна компания – Damumed».

По оценке бизнесменов, рынок медицинских информационных систем стоит $20-30 выделяемых миллионов в год, и он будет расти дальше. Бороться, понятно, тут есть за что. Отсюда же «обратный эффект», когда местная «цифровизация, которая по здоровой логике должна помогать развитию отечественных it-компаний получать новых клиентов, расширять возможности, разрабатывать свои продукты, выходить на внешние рынки, де-факто означает монополизацию рынка и убийство компаний высокотехнологичной отрасли».

Как сказал Кирилл Капитанов, «по сути, мы все здесь – прямые конкуренты на рынке. Само по себе нонсенс то, что мы объединяемся. Это шаг отчаяния, ведь по идее в здоровой экономической среде мы должны конкурировать друг с другом. Одно дело – объединяться на поле технических вопросов и решений, а другое – подобная наша информационная деятельность».  

Бизнесмены подчеркивают, что не просят у государства субсидий и грантов. «Мы в этом не нуждаемся. Все о чем мы просим – рынок должен быть открытым, свободным, прозрачным. Только в таких условиях возможно развитие рынка, а it-рынок – это сейчас стратегическое направление, которое развивает несырьевой сектор», – говорят они.

Поддержку авторам письма оказал и общественный деятель Мухтар Тайжан. «Я выступаю как гражданин, который завтра будет пользоваться услугами. Если все наши медданные будут сосредоточены в одном частном предприятии, то это может наверняка нанести огромный ущерб безопасности.

Я – за конкуренцию, потому что вижу, если сейчас победит монополизм, то завтра каждый из нас получит плохое качество медицинских услуг. Монополизм других результатов не дает. Министру здравоохранения Елжану Биртанову, вице-премьеру Аскару Жумагалиеву, нужно установить четкие, честные правила конкуренции на этом рынке. Ни к кому личных претензий у нас нет, просто, сделайте прозрачные правила».

По всей этой сомнительной истории предприниматели собираются провести круглый стол в Астане. По их словам, на него ангажируют высшее руководство Минздрава, НПП «Атамекен», депутатов и прочих заинтересованных лиц, включая тот же КМИС, которая на деле и есть Damumed.

Как там и что будет – загадывать рано, но почему-то есть стойкое ощущение, что больших изменений и перекосов в сторону оздоровления в этом конкретном вопросе ждать вряд ли стоит. В то время, когда министры забивают бумагу и эфир отчетами о трудном, но все же триумфальном шествии цифровой экономики по стране, иначе быть не может. С них тоже вышестоящие товарищи требуют определенной бесконечно позитивной картины дня. И неважно, как там и что на самом деле происходит. В прицеле интересов большие бюджетные деньги вкупе с поставленной задачей и сроками, о которых и отчитаться уже успели. Такой здесь общий порядок вещей и госплатформа.       

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33