Берельские курганы как апофеоз патриотической импотенции.
Одна из причин того, почему сотни незнакомых людей пускаются в путешествие на джипах по своей стране – это желание понять, почему, обладая такими сокровенными местами, мы не делимся ими с миром. То, что мы увидели на знаменитых Берельских курганов, показало, что мы им просто не знаем цены. Типичная болезнь массового невежества.
Японцы возвели цветение сакуры в культ. Крохотный Сингапур с двухмиллионным населением принимает 15 млн. туристов в год. Пхукет, недавно признанный одним из самых посещаемых городов мира, хранит в одном из своих монастырей косточку Будды, которую даже невозможно увидеть в мутной колбе, но это не мешает бесконечному потоку зевак с благоговением припадать к тому месту, где она хранится.
Главное для туризма – мифотворчество. Если даже показывать нечего, то достаточно придумать миф, чтобы сакрализировать это место.
У нас нет дефицита сакральных мест. Скорее, их избыток. У нас проблема с мифологизацией своего наследия. Точнее, их воссозданием, потому как воображение наших предков было гораздо богаче, чем у нас, щедро напичканных чужими мифами.
Вообще, пока мы осматривали то, во что превратились Берели, у меня появилась мысль о том, что туризм надо развивать хотя бы для того, чтобы у нас появилось осознание собственной уникальности. И наоборот, пока мы не осознаем собственную уникальность, никакие туристические потуги не сработают. Туризм – это предмет социальной психологии, когда жители страны смотрят на свою землю глазами тех, кто приезжает, чтобы ее увидеть. Это похоже на то, как супруг иначе смотрит на свою жену, если ею восхищается сосед. Поэтому это не только и столько экономика, сколько осознание себя хозяином той земли, на которой ты живешь. Это умение принять гостя и при этом сохранить порядок в доме.
В далеком 1865 году российский востоковед-тюрколог Василий Радлов обнаружил в Восточном Казахстане рядом с селом Берель Большой Берельский курган. В нем был захоронен знатный человек. Об этом говорило то, что вместе с ним было похоронено 17 лошадей - 4 ряда по 4 лошади, а также одна внутри сруба. Останки хорошо сохранились благодаря тому, что в захоронениях была искусственно создана вечная мерзлота.
Но главное открытие произошло в 1998-1999 годах, когда археологи из Института археологии имени М. Маргулана под руководством Зейноллы Самашева раскопали курган № 11. Там было найдено захоронение мужчины, женщины и 13 лошадей с множеством золотых украшений. Среди них - уникальные трёхмерные изображения головы лося, фигурки животных и мифических существ, в частности грифонов.
Археолог Наталья Полосьмак предположила, что народ, который делал эти захоронения в Алтае, мог быть реальным прообразом мифического народа "стерегущих золото грифов", описанных в "Истории" Геродота.
Еще позже, в 2003 году археологическая экспедиция под руководством профессора Абдеша Толеубаева нашла еще один так называемый «Золотой курган царей», датируемый VIII—VII веком до нашей эры. Именно там найдены украшения, ставшие впоследствии основой для реконструкции третьего в Казахстане «Золотого Человека». Одной из самых интересных для археологов находок в этом кургане является золотая сережка размером 1 миллиметр, ушко её 0, 5 миллиметра. Ученые разгадывают загадку, как могли древние люди, которые жили 2700 лет назад изготовить золотое изделие с такой ювелирной точностью.
Однако большая часть артефактов сейчас хранится в Эрмитаже. Более поздние находки вывезены в музей Астаны.
Эти открытия, по сути, положили начало разработке проблем этногенеза и этнической истории древних, средневековых и современных народов центрально-азиатского региона на принципиально новом уровне - молекулярно-биологическом, который в свою очередь, способствовал к активному внедрению междисциплинарного подхода в методику археологического поиска.
Берельские курганы - это первые захоронения на территории Казахстана, где были найдены органические остатки, благодаря уникальному способу захоронения с применением искусственно созданных условий «вечной мерзлоты» - так называемый феномен «замерзших могил».
В одном из курганов были найдены останки 13 лошадей, которые оказались абсолютно целы. Сохранились не только сами лошади, их кожа, но даже внутренности. Древние жители умели бальзамировать покойников и помещали их в искусственный лед. Возводя курган, они рассчитывали высоту и ширину так, что при продувании ветром холод уходил вниз и задерживался там. Получался ледяной конденсат, и устанавливалась температура до минус четырех градусов. Ученые"биологи, изучив содержимое желудков, травы, которыми питались лошади, пришли к выводу, что они были привезены из разных мест и содержали эфирные масла, которые не дали мертвым лошадям разложиться.
Археолог Самашев рассказывал о том, что в обнаруженные остатки мяса скормили собакам. Удивительно, но ничего с животными не произошло.
Устройство курганов свидетельствует о высокой строительной культуре, архитектуре и сложных религиозных представлениях населения региона в IV - III в.в. до н.э.
Берельский могильник являлся своеобразным святилищем, местом погребения знати и вождей какого-то субэтноса Центральноазиатского региона, создавшего своеобразную и яркую культуру, известную в науке, как пазырыкская.
Со временем стало ясно, что речь идет об особенном месте, где в течении веков оказались сосредоточены около 100 курганов от V–IV веков до н. э. до раннетюркского периода (VII–VIII века н. э.). И не исключено, что загадку этого священного места еще только предстоит разгадать. Кто были эти люди? Почему именно здесь покоятся их останки?
Казахстан тогда попал в ленты топовых международных новостей, находка была тут же названа археологической сенсацией столетия. Но, похоже, мировое признание обошло сам объект стороной.
Жизнь здесь идет своим чередом. Музей, который мы посетили на самих курганах, нельзя назвать иначе, чем жалким. Не более нескольких десятков экспонатов неумело и скупо комментировались усталой женщиной, которая оказалась кассиром музея. Директор оказался в отъезде.
«Долина царей» сегодня представляет собой убогое зрелище. То, что наши предки захоронили почти четыре тысячи лет назад, похоже будет разрушено нашими современниками за считанные годы.
Демонстрационные залы построены из дешевых строительных материалов, явно изготовленных нашим южным соседом. Стены, которые вполне могли бы быть сделаны из природного камня, которого в изобилии вокруг, сделаны из дешевого пластика, простодушно имитирующего камень. Качество строительства до боли примитивно. А ведь из республиканского бюджета были выделены вполне приличные деньги.
Но главное, вместо оригинальных экспонатов макеты и муляжи, а в нескольких десятках метров в полуразрушенном сарае ОРИГИНАЛ гробницы, изготовленной по особой технологии 2700 лет назад из трех пород дерева (лиственница, кедр, береза), в которой покоилось тело главного царя, лежит просто как мусор.
Но даже там, где все это размещено под стеклянным саркофагом, где за счет этого создается парниковый эффект, кости лошадей и людей заботливо покрыты на несколько слоев … пищевой пленкой!
Организатор нашей экспедиции «Сокровища Алтая» Маргулан Сейсембай с горечью написал в своей ленте Фэйсбук: «Раб никогда не будет уважать свою историю. Народ, который так относится к своему прошлому, не имеет будущего! Нам лучше не раскапывать курганы, пока у нас не повысится самосознание и не наступит нормальное общество. Мы пока, к сожалению, не достойны своей истории и своих предков».
По преданиям, именно Алтай был колыбелью всего тюркского мира. Возможно, тюркский ренессанс бесконечно откладывается в том числе и потому, что в Долине Царей царит беспамятство.