среда, 22 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Мы зашли слишком далеко в гиперглобализации

Экономика учит, что мерой благосостояния человека является количество и разнообразие товаров, которые он или она могут потребить. Возможности потребления в свою очередь максимизируются предоставлением фирмам свободы, необходимой им для использования новых технологий, разделения труда, эффекта масштаба и мобильности. Потребление - это цель; производство является его средством. Рынки, а не общества, являются единицей и объектом анализа.

Никто не может отрицать, что это видение экономики, ориентированное на потребителя и рынок, принесло множество результатов. Ошеломляющее разнообразие потребительских товаров, доступных в мегамаркетах или магазинах Apple в любом крупном городе мира, еще поколение назад было бы невообразимым.

Но очевидно, что в то же время что-то пошло не так. Экономическое и социальное разделение в наших обществах вызвало обширную обратную реакцию в самых широких кругах – от Соединенных Штатов, Италии и Германии в развитых странах до таких развивающихся стран, как Филиппины и Бразилия. Эта политическая неразбериха предполагает, что приоритеты экономистов, возможно, в целом были не вполне уместны.

Две книги - одна, готовящаяся к печати Рагхурамом Раджаном, и другая, опубликованная в этом месяце Ореном Кассом - пересматривают наше экономическое мировоззрение и утверждают, что нам следует сделать здоровье наших местных обществ центром внимания.Стабильные семьи, хорошие рабочие места, сильные школы, многочисленные и безопасные общественные места, а также гордость за местную культуру и историю – вот основные элементы процветающих обществ. Ни глобальные рынки, ни национальное государство не в состоянии надлежащим образом их снабжать, и иногда рынки и государства их подрывают.

Авторы придерживаются различных точек зрения. Раджан - экономист Чикагского университета и бывший губернатор Резервного банка Индии. Касс работает в правоцентристском Институте политических исследований Манхэттена и был директором по национальной политике президентской кампании республиканца Митта Ромни. Вы не обязательно рассчитываете на то, что либо экономист из Чикаго, либо умеренный республиканец будут относиться к рынкам и гиперглобальности со скептицизмом. Но оба они обеспокоены тем, что они считают воздействием на общество.

Раджан называет общество “третьим столпом” процветания, столь же важным, как и другие два столпа – государство и рынок. Он пишет, что неуправляемая глобализация может разрушить структуру местных обществ не меньше, чем чрезмерная централизованная государственная власть. Касс четко указывает, что американская политика торговли и иммиграции должна прежде всего сосредоточиться на американских рабочих. Это означает обеспечение того, что местные рынки труда здоровы и существует множество рабочих мест с достойной заработной платой. Оба автора подчеркивают выгоды от торговли и отвергают протекционизм Президента США Дональда Трампа. Но они согласны с тем, что мы, возможно, зашли слишком далеко в гиперглобализации и уделяли недостаточное внимание расходам для общества.

Когда закрывается местный завод, потому что фирма решила передать производство на аутсорсинг поставщику из-за границы, теряется больше чем сотня (или тысяча) рабочих мест, которые переносятся за границу. Это воздействие усугубляется за счет сокращения расходов на местные товары и услуги, это означает, что удар ощущают рабочие и работодатели всей местной экономики. Налоговые поступления местных органов власти также падают, таким образом, выделяется меньше средств на образование и другие общественные блага. Зачастую за этим следует аномия, распады семей, опиоидная зависимость и другие социальные болезни.

Обычным ответом экономистов является призыв к “большей гибкости рынка труда”: рабочие просто должны покидать депрессивные районы и искать работу в другом месте. Но, как напоминает нам Касс, географическая мобильность должна сочетаться с “возможностью остаться”. Даже во времена значительной миграции основная часть местного населения оставалась на месте и нуждалась в хороших рабочих местах и крепких обществах.
В качестве альтернативы экономисты могут рекомендовать компенсировать потери проигравшим от экономических изменений социальными выплатами и другими выгодами. Если оставить в стороне возможность осуществления таких выплат, вызывает сомнения, что они являются решением. Безработица будет подрывать индивидуальное и общественное благополучие, даже если уровни потребления будут поддерживаться денежными грантами.

В конечном счете, лишь благодаря созданию и расширению хорошо оплачиваемых рабочих мест местные общества могут стать жизнеспособными. Предложение Касса заключается в поощрении занятости посредством субсидий на заработную плату. Раджан подчеркивает роль местных лидеров, которые могут мобилизовать общественные активы, генерировать социальное участие со стороны местных жителей и создать новый имидж – все это в контексте более благоприятной государственной политики и управляемой глобализации.

Другие экономисты отстаивали региональные программы по расширению производства, поощряя партнерские отношения между местными работодателями и университетами. Тем не менее, другие рекомендуют государственные расходы на местах, такие как программы профессиональной подготовки для малых и средних предприятий.

У нас нет правильного решения того, что лучше всего работает, а для достижения прогресса потребуется множество политических экспериментов. Но неотложность действий усиливается тем фактом, что текущие технологические тенденции угрожают усугубить существующие проблемы общества. Новые цифровые технологии имеют тенденцию представлять масштабные экономики и сетевые эффекты, которые производят концентрацию, а не локализацию производства. Вместо рассеивания прибыли они создают рынки победителей. Глобализация производственных сетей еще больше усиливает эти последствия.

То, как мы уравновесим эти силы с потребностями обществ, будет определять не только наше экономическое благосостояние, но и нашу социальную и политическую среду. Как показывают Касс и Раджан, это проблема, которую экономисты больше не должны игнорировать.

Дэни Родрик, профессор международной политической экономии в школе управления им. Джона Ф. Кеннеди при Гарвардском университете, автор Straight Talk on Trade: Ideas for a Sane World Economy
Copyright: Project Syndicate, 2018. www.project-syndicate.org 

 

Дэни Родрик
Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33