О кризисе доверия и не только
Издавна замечено: доверие легко потерять, но заслужить, а тем более вернуть - очень трудно. Это базовое условие взаимоотношений между людьми действительно имеет обыкновение быстро исчезать, со всеми плачевными последствиями для общества и государства. Причинами служат такие факторы, как безответственность властей, девальвация духовности и социальной морали, коррупция, нарушение законов либо их формальное соблюдение, фрагментация общества, культ денег и силы. Приходится с прискорбием констатировать, что современное общество постиг глубочайший кризис доверия. Оказалось так, что сегодня мало кто доверяет другому: народ - власти, власти - бизнесу, тот ,в свою очередь, банкам, банки - вкладчикам, и наоборот, в аналогичной последовательности. Получается своеобразный замкнутый круг. Но «вирусом» недоверия заражен каждый из перечисленных субъектов и внутри себя - во власти, к примеру, чиновник не доверяет своему же собрату. Соответственно, бизнесмены - бизнесменам, банкиры - банкирам, люди - людям. В приоритете не порядочность, а коварство, не честность, а стремление обмануть партнера. В итоге для выживания в современных "джунглях" недоверия, в одном случае требуются: поддержка начальства наверху, контркомпромат или наличие как можно большего числа сторонников, подписантов того или иного решения. В ином случае компромисс немыслим без стопроцентной предоплаты либо имущества под залог. В третьем, в четвертом и так далее, в зависимости от специфики каждого из вариантов. Однако суть от этого мало меняется - в условиях тотального дефицита доверия вся государственная конструкция в лучшем случае замирает и стагнирует, в худшем - рушится.
Да, до поры, до времени функции связующего звена в улаживании тех или иных вопросов играла вездесущая нынче коррупция. Та самая, без подмазки которой никуда не уедешь. Складывающаяся сейчас ситуация дошла до фазы, когда даже взяткодательно - взяткополучательный институт не спасает. Ибо метастазы недоверия распространились и на этот, весьма специфичный, феномен в системе общественного устройства и госуправления. Коррупционерам становятся тесно, корпоративная солидарность отягощена подозрениями, сведением счетов и борьбой за место под солнцем. Такова уж природа общества, что особенно присуще восточном народам, что люди ориентируются на те ценности и принципы жизни, которые демонстрируют верхи, то есть политическая власть и деловые элиты. При существующих реалиях эти два измерения настолько срослись, что провести между ними грань крайне затруднительно. Загвоздка в том, что общество следует не словам и призывам верхов, а их практическим действиям. Образно подобную преемственность опыта можно обрисовать так: все хорошее, равно как и все плохое в обществе есть порождение правящих кругов. Сами органы, ответственные за принятие важнейших решений, мало верят в осуществимость собственных программ. Постепенно место реальных дел занимает имитация бурной деятельности, и в какой-то момент они начинают верить в дутую статистику, придуманную самими, мнимый рост экономики, байкам про прекрасную жизнь подданных. Во всяком случае, делают вид.
Ясно, что положение вещей от подобных самовнушений, не улучшится, скорее напротив. В начале 1990-х, к примеру, власти уговаривали граждан довериться банкам и вкладывать туда свои накопления, поскольку они не знали этих инструментов. Сейчас, спустя 20 с лишним лет, власти снова же делают то же самое, но уже потому, что люди прекрасно узнали, что из себя представляют банки и переубедить их в обратном вдвойне трудно. И такой синдром охватил практически все сферы жизнедеятельности, оказывая негативное влияние на фундаментальные основы, такие как патриотизм, социальная гармония, межнациональное и межконфессиональное согласие, и прочие. Ясно и то, что вечно так продолжаться не может. Как и любое явление, недоверие эволюционирует - сначала в разочарование, затем в равнодушие, переходящее в черствость, а далее в ненависть. Таким образом, рано или поздно, наступает развязка. И, судя потому, что общество все эти годы не только топталось на месте, но и сильно сдало назад от исходных позиций, итог обещает быть плачевным. Плачевным не только для рядовых граждан, но и элит, игнорировавших столь важный инструмент поддержания баланса сил, интересов и суждений. 23 года назад горькие плоды беспечности пожинал СССР. Из-за утери доверия даже этот колосс, казавшийся незыблемым, с вымуштрованным и послушным населением, пребывал в беспомощности - в дни агонии империи почти никто не встал на ее защиту. Насколько упущено время сейчас, есть ли возможность отыграть назад и восстановить статус-кво, причем желательно безболезненно - вопросы отнюдь не праздные. От своевременного ответа на них и зависит, что будет с нами.
Расул Жұмалы