Основной инстинкт власти
В эти предпраздничные дни на разных уровнях власти чрезмерно откровенно зудели вопросы нравственности. Государство настойчиво призывало неправительственный сектор к единению. И это на фоне все еще сложной международной повестки дня.
Соцсети на этой неделе отметили акима Шымкента Габидуллу Абдрахимова, который, похоже, будучи в каком-то особом романтическом настроении откровенничал совсем как многоопытный магистр государственного администрирования.
Высокотехнологичный аким так востребован лично, что теперь принимает народные заявки о встречах через Интернет. Любопытно, что весь «основной источник власти» глава Шымкента позиционирует просто, как любимую женщину.
– Я народ сравниваю всегда с женщиной. Женщина любит заботу, она хочет любви, тепла и внимания. Если ей вовремя этого не дать, она поднимет восстание, поэтому я считаю, что с народом так же надо общаться.
Альфа-чиновника Шымкента, вероятно, ничуть не смущает, что слово «народ» пока еще мужского рода, а вот «государство» – все еще среднего, а то и ниже среднего в средних азиях. И этот самый «основной источник власти» может неверно оценить довольно прозрачные фантазии отдельных государственных деятелей.
Вот, если речь шла бы абстрактно о «стране» вообще, тогда и аким, как объект сетевых насмешек, и коллективный субъект власти не имели бы друг к другу никаких взаимных претензий.
Еще с прошлой недели страна негромко шумит о том, что Минздрав на заседании социального совета при партии «Нур Отан» вышел с инициативой разрешить 16-летним девушкам делать аборт, не имея на то согласия родителей.
Прослышав про это, такой самостоятельный политический субъект как сенатор Дарига Назарбаева высказалась определенно многовекторно:
– Я на себя такую ответственность тоже не возьму, сказать – хорошо это или плохо. С точки зрения молодых девушек, их мнение тоже надо изучить. Торопиться с принятием решения нельзя. Это вопрос, который будет иметь очень большой общественный резонанс по известным причинам.
Действительно, торопиться с точными ответами в патриархальном Казахстане не нужно. Особенно, когда ты сенатор с одной самой известной фамилией. Поэтому иногда до времени лучше не принимать четкую гражданскую или государственную позу.
Тема эта получила свое еще более высокоточное продолжение как раз на гражданском форуме в Астане. Президент страны, не размениваясь, как правило, на одни только аборты, добавил мультипликативного эффекта – приступил сразу к сокращению разводящегося народонаселения.
– 1,5 миллиона браков случилось, 25-30% разводов. Почему разводятся? Потому что мы в школах не обучаем детей в старших классах по этой теме: общению, взрослению мужчины и женщины, как беременеют, что получается. Психологию надо менять в школах. Ничего в этом стыдного нет. Это все человеческое. Поэтому обращаю на это внимание.
Если обращать внимание не только на бедную школу, то, может, не слишком вредно было бы провести по стране полную инвентаризацию семей, рефеодализацию сознания населения и принудительную детокализацию хотя бы среди правящей бюрократии.
Вряд ли в этом есть нечто постыдное, ведь на дворе официально марширует победоносная модернизация. Может, тогда и количество грубого фарса и политического лицемерия на единицу электората вдруг резко снизится.
А пока вопрос по-прежнему лежит в известной плоскости – «чему нас учут семья и школа». Если учут плохому, то в духовно развитом Казахстане распадаются ячейки общества, растет количество брошенных на произвол государства детей. И в этой связи Назарбаев распорядился искоренить детские дома.
– Сироты – это меня очень сильно волнует. Я считаю, что в Казахстане детских домов не должно быть. Наши дети уезжают за границу, остаются там, разве это допустимо? Люди, которые имеют возможность воспитать детей, должны из детского дома взять детей. Надо поработать МОН, администрации президента, правительству, специально собрать и обратить внимание всех деловых людей, у кого есть деньги, чтобы помочь НПО, помочь людям.
Благо, в правительстве есть еще министр образования Ерлан Сагадиев, который на удивление оперативно доложил, что в стране «осталось семь тысяч детей-сирот, но сейчас этот процесс ускорится, потому что в детдомах в основном остались дети старшего возраста, через года два останутся 3-3,5 тысячи детей».
Что-что, а залакировать жизнь любыми обещаниями – это прямо в крови потомственных казахских функционеров. Потому не будем слишком строги к ним, а лучше снова проявим исторически глубинную толерантность, плавно исходящую из вялотекущего конформизма и социальной апатии граждан.
Вообще публичной заботы президента об обездоленных людях было так много, что уже страшно жить в этом социально-ориентированном государстве. То ли имиджмейкеры главы государства перестарались накануне 1 декабря, а, возможно, это лично Н. А. Назарбаев по привычке вышел из русла сценария и принялся импровизировать.
– Когда я хожу в дома аксакалов, от вида одиноких бабушек и дедушек душа болит. Спрашиваю: «У вас есть дети, внуки?». «Зачем тебе?», – отвечают и плачут. И в детских домах. Мне невыносимо больно видеть, как они отворачиваются и плачут, когда я спрашиваю, есть ли у них родители…
Вкратце к большим международным делам. Астана на этой неделе имела шанс продемонстрировать свою гуттаперчевую политическую независимость в Совбезе ООН. Керченский захват украинских судов силами ФСБ России обсуждали на экстренном заседании. И Казахстан этим шансом воспользовался сполна, проголосовав за российскую повестку. В итоге же, повестка Москвы была отклонена, несмотря на весомые голоса Казахстана, Китая и Боливии.
Всем очевидно, что этот короткий черноморский бой может иметь различные политические и экономические последствия – не самые приятные и полезные для союзников по ЕАЭС. Хотя все местные патриоты власти и госинформзаказа продолжают убеждать избирателей в том, что те же антироссийские санкции, в лучшем случае, несут лишь небольшой побочный эффект, никак не отражаясь на качестве жизни казахстанцев.
Тогда зачем первый заместитель главы аппарата правительства России Сергей Приходько считает, что ЕАЭС вполне созрел для того, чтобы сообща отвечать за все, что делает в одиночку Кремль?
Как сказал Приходько, «было дано поручение изучить мировую практику применения коллективных ответных мер на действия третьей стороны», а «на предстоящей встрече в Минске будет рассмотрен подготовленный комиссией доклад. На его основе продолжится проработка наиболее эффективных механизмов защиты от санкций и минимизации их последствий. В качестве первоочередного конкретного шага российская сторона предлагает выработать порядок применения статьи 40 Договора о ЕврАзЭС «Ответные меры в отношении третьей стороны».
По этой самой статье договора, есть, видимо, вероятность со временем вместе включиться в бестолковое противостояние с действительно развитым, прогрессивным и более гуманным Западом. Разве это отвечает хоть каким-то интересам родины?
Ободряет пока только то, что слова про «высокое чувство ответственности за страну» каждого жителя, сказанные президентом на том же последнем Гражданском форуме, вовсе не означают, что можно выключить мозги и машинально двигаться за вихляющим в зависимости от политической конъюнктуры дня генеральным курсом Акорды.