Искусство в неоплатном долгу перед государством
История с обращениями возмущенных служителей ГАТОБ имени Абая все еще не завершена. Артисты снова пишут главе государства о том, что руководитель театра не владеет обстановкой. На этот раз они требуют отставки Аскара Бурибаева.
В первый раз коллектив Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая обратился к Нурсултану Назарбаеву с открытым письмом почти месяц назад. Тогда письмо президенту с просьбой помочь с повышением зарплат подписал 171 человек.
Сайты шустро оповестили, что вопрос уже на контроле министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы. Официально говорилось, что «министерство отрабатывает вопрос, связанный с повышением заработной платы сотрудникам ГАТОБа. Это требует много времени, так как мы должны запросить средства из республиканского бюджета. Потом этот вопрос решать с министерствами финансов, юстиции и так далее». В общем-то, вопрос как бы всего лишь в бюрократических процедурах.
Директор ГАТОБ Аскар Бурибаева не менее оперативно заявлял примерно то же: «В Минкультуры и спорта нас хорошо понимают, но не все зависит от них. Зарплата артистам театра начисляется согласно постановлению правительства от 2015 года. Тогда была упразднена надбавка для артистов академических театров, и эту разницу нам доплачивали из бюджета. С тех пор заработная плата артистов не повышалась. Мы просим правительство вернуть эту надбавку. Также мы просим рассмотреть возможность реорганизации нашего театра из РГКП в некоммерческое АО. Тогда мы сможет привлекать средства извне. Это не делается за один день, решается как минимум год. Мы надеемся, что, если правительство найдет деньги, к следующему сезону вопрос с повышением заработной платы будет решен».
Резюме же Бурибаева, который, если доверять его словам, получает 177 тысяч тенге на руки, и «тоже не хватает, очень тяжело, зарабатываю еще дополнительно» было таким: «Зарплата маленькая, но к нам приходят за творчеством. Нет такого, что разбегаются, уходят. Еще не встретил ни одного артиста в мире, который был бы доволен своей заработной платой. Всегда ее не хватает».
Как-то до неприличия символично, что ровно год назад оптимистичный министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы делился вслух: «Считается, что голодный человек творчески успешнее. Люди приводят в пример Бетховена, Моцарта – все жили в нищете, но творили такие шедевры. Может, финансисты правы, и, несмотря на маленькое финансирование, наши таланты пробиваются на международный уровень».
Впрочем, у Мухамедиулы и Бурибаева очень богатый творческий опыт работы в министерстве культуры. На этом краткий сравнительный курс истории можно сворачивать.
И вот новое послание артистов президенту, как к главному отечественному арбитру. Приводим несколько ключевых цитат из него:
– К сожалению, руководство театра не только не поддержало сотрудников, но призвало работников «не драматизировать ситуацию», считая многое из заявленного надуманным, и сделав вывод, что проблема носит частный характер, акцентировав внимание на личностях, давших интервью. «Голодающие», «падающие в обморок певцы» – такими эпитетами руководство наградило артистов за попытку обратить внимание общественности на проблемы театра.
– Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что существующая заработная плата в 40-90 тысяч тенге, а с учетом всех существующих надбавок максимум 112 тысяч тенге (стаж более 20-30 лет) – это недостойная оплата для артистов оперы и балета.
– На брифинге от 8 ноября 2018 года господин Бурибаев озвучил недостоверные факты о доходах сотрудников, намеренно завышая размер минимальной заработной платы. Было озвучено, что заработная плата не повышалась с 2015 года. На самом деле, последнее повышение было в 2009 году, а в 2015 году – напротив, был отменен коэффициент надбавки 1,72, ранее существовавший для академических театров, что по факту повлекло за собой понижение заработной платы. Руководитель театра не владеет достоверной информацией о реальном положении дел и никогда не интересовался ими.
– Вместо этого директор занимается удовлетворением своих личных амбиций, совмещая свою основную должность с должностью художественного руководителя театра, не понимая сути и этой работы. Он вмешивается во все творческие процессы, не принося при этом пользы, а зачастую, оказывая негативное влияние на результат. Не имея квалифицированной подготовки, господин А.И. Бурибаев берется за дирижирование большими оперными и балетными спектаклями, концертами, что отрицательно сказывается на качестве исполнения, которое зачастую не соответствует уровню академического театра.
– Работая с коллективами, он часто переходит на оскорбительный тон, неуважительно обращается с артистами, позволяет себе замечания личного характера, принижая профессиональное достоинство исполнителей. В то же время, эти же артисты постоянно эксплуатируются на семейных мероприятиях директора, на продюсируемых им концертах бесплатно или за символическую плату.
– Нельзя не отметить, что в штате театра более 40 солистов оперной труппы, но в последние годы все постановки рассчитаны на определенный, ограниченный круг солистов, остальные остаются буквально «не у дел».
По словам авторов-подписантов письма, «непрофессиональный менеджмент, равнодушное отношение к проблемам сотрудников театра, некомпетентность в творческих вопросах, непрозрачность распределения бюджетных и собственных средств театра, использование служебного положения в личных целях, высокомерное отношение к подчиненным» свидетельствуют о том, «что театр, как юридическое лицо остро нуждается в финансовой и аудиторской проверках на предмет коррупционных нарушений», а сам «господин Бурибаев не соответствует занимаемой должности директора и художественного руководителя».
В сухом остатке – артисты ГАТОБ именно настаивают на проведении проверок, а также однозначно требуют отставки директора театра.
P.S. Со своей стороны редакция Exclusive.kz готова встретиться как с авторами письма, так и с директором ГАТОБ имени Абая Аскаром Бурибаевым, чтобы читатель имел возможность услышать доводы и аргументы конфликтующих сторон.
Иллюстрации из открытых источников