суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Казахстану придется забыть о прежних темпах роста экономики

Коррупция и рост неэффективности квазигоскомпаний снижают производительность в Казахстане. Нас ждут тяжелые времена. Темпы экономического роста замедлятся, трансферты из Нацфонда увеличатся, а сам он заметно прохудится, домохозяйства вступят в период затяжного кризиса. Таковы итоги исследования Всемирного банка «Экономическая  диверсификация в условиях стагнации  производительности». С выводами экспертов ВБ ознакомился Exclusive.kz.

«Казахстанская экономика в 2019 году будет расти дальше небольшими темпами - 3,5 процента. В 2020-2021 годах реальный рост ВВП замедлится из-за ослабления внешнего спроса и снижения роста частных инвестиций, так как эффект циклических факторов начнёт убывать, а эффект налогово-бюджетного стимулирования, вероятно, начнет сворачиваться. Потребление домохозяйств, как ожидается, немного увеличится вследствие восстановления реальных доходов и вялого кредитования», – отметил постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане Фрэнсис Ато Браун.  

С внутренней стороны волатильность валютного курса повысит инфляционные ожидания, что приведет к ужесточению денежно-кредитной политики. Это в конечном итоге приведет к более высоким расходам по займам для фирм и домашних хозяйств, что еще более усугубит кредитную деятельность.

Кроме того, динамика восстановления и роста, наблюдаемая с 2016 года, может быть недолговечной, если власти задерживают осуществление реформ.

До недавнего времени высокие цены на сырьевые товары благоприятствовали экономике, в которой доминируют нефть и, в меньшей степени, горнодобывающая промышленность. Высокая норма прибыли на сырьевые товары препятствовала развитию альтернативных и более сложных секторов экономики.

Структурные ограничения не поощряли частные инвестиции, что приводило к замедлению роста доходов, считают эксперты банка.

На фоне глобального спада, экономический рост в Казахстане заметно замедлился. В то время как снижение роста отражает более широкий глобальный феномен, но торможение Казахстана было одним из самых серьезных в мире.

Структура инвестиций и занятости имеет тенденцию следовать колебаниям цен на нефть, что приводит к смещению ресурсов в сторону  их наиболее продуктивного использования. Это способствовало постепенному, но кумулятивно значимому ослаблению потенциального выхода и росту производительности.

Казахстан не увеличивает долю высоконаучных отраслей в своем экспорте по сравнению с другими экономиками. Казахстанский уровень разработок упал в период между 2009 и 2016 годами, как в абсолютном, так и в относительном выражении, от 38 до 25-го процентов.

Кросс-ориентированный бенчмаркинг также показывает, что Казахстан плохо работает с точки зрения общей эффективности рынка товаров, интенсивности местной конкуренции, степени развития рыночной инфраструктуры, доминирования и преобладания иностранной собственности.

Показатели поступлений в страну относительно низки. Несколько ключевых игроков доминируют на  товарных рынках, в том числе в магистральных службах, которые поддерживают частный сектор, отметили аналитики ВБ.

Они заметили, что изъятия из Нацфонда продолжатся, он будет стремительно сокращаться, подушка безопасности Казахстана истощается.

"Первоначальная цель по сокращению трансфертов из Нацфонда до двух трлн тенге к 2020 году была перенесена на более поздний срок. Прогнозируется, что, несмотря на более высокие цены и производство нефти, дополнительное использование фонда приведет к уменьшению валютных резервов Нацфонда с 35 % ВВП в 2018 году до 32% в 2021 году. Между тем государственный долг стабилизируется на уровне около 20% ВВП», – сказал ведущий экономист ВБ по Центральной Азии Хулио Ревийа.

Существуют значительные возможности для роста производственной деятельности в сфере услуг, включая логистику, финансы, связь, здравоохранение и образование.

Межсекторальных трудовых сдвигов недостаточно для повышения производительности, поскольку различия в производительности между основными секторами уменьшаются. Вместо этого ускорение роста производительности должно происходить за счет технологических инноваций и повышения эффективности внутри секторов,.

Неравный регуляторный режим государственного и частного секторов, крайний уровень бюрократизма, чрезмерный контроль над финансовыми рынками и малое распространение технологий являются факторами, которые ограничивают развитие частного сектора, подчеркнули в ВБ.

Правительству необходимо пересмотреть программу политики в области конкуренции для укрепления институтов, поддерживающих конкуренцию, и полностью децентрализовать процесс принятия решений, чтобы обеспечить свободный поток ресурсов и технологий.

Судебная система, воспринимаемая как источник негатива из-за институциональной  хрупкости и случаев коррупции, рассматривается как один из самых больших барьеров для эффективной и высокопроизводительной экономической системы. Кроме того, из-за преобладания коррупции возможности предприятий сильно ограничены.

В рамках программы борьбы с коррупцией правительству следует рассмотреть возможность реформирования процедур государственных закупок и пересмотра обременительных и дорогостоящих торговых процедур, а пограничная администрация должна повысить прозрачность таможенных процедур, считают в ВБ.

Сильное присутствие государственных предприятий приводит к неэффективным ценам, производству на основе квот и ряду других рыночных искажений, которые служат для подавления внутреннего частного сектора, отметили эксперты банка.

"Сохраняющиеся из-за протекции государства неэффективные крупные компании, как квазисектор, так и частные предприятия, приводят к деградации экономики. При этом, небольшие производительные компании предпочитают покидать местный рынок, что говорит о том, что многие важные элементы рыночных преобразований были реализованы не в полной мере", - сказал Фрэнсис Ато Браун.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33