Директору-дирижеру «геть»
Продолжается открытое противостояние творческого коллектива и руководства в ГАТОБе имени Абая. Артисты фактически объявили забастовку до тех пор, пока директор театра Аскар Бурибаев не уйдет в отставку.
В ГАТОбе – этом знаковом храме казахского искусства – не утихают отнюдь не творческие страсти и разногласия. На днях служители театра грозили, что сорвут премьеру, которая должна пройти в эти выходные. Сегодня они отказываются репетировать, если за пультом дирижера будет по-прежнему стоять директор Аскар Бурибаев
«Несогласные» с политикой и методами нынешнего руководителя ГАТОБ обещают «стоять до конца». До конца, – значит, Бурибаев должен либо добровольно уйти в отставку, либо его попросят освободить должность те люди, которые принимают нужные решения.
Суть конфликта была дважды доведена до сведения президента страны. Артисты писали ему обращения. На первое месяц назад слаженно отреагировали Минкульт и сам Аскар Бурибаев, когда обещали что-нибудь предпринять для того, чтобы приподнять зарплаты артистов.
«Наш годовой фонд оплаты труда – 683 миллиона тенге. Нам нужно его серьезно поднять до миллиарда. Эту недостающую сумму правительство должно найти и вложить в бюджет на финансирование ГАТОБа. Но отдельно взятому театру поднять зарплату по закону невозможно. Нужно поднимать зарплату всем работникам культуры», – говорил директор ГАТОБ.
В общем, выходило так, что «с кондачка и трепака» такие вопросы не разрешаются и придется, видимо, год еще подождать, не манкируя профессиональными обязанностями.
Тогда на днях коллектив обнародовал второе обращение на имя президента страны. Оно было уже менее политически выдержано в тонах и содержало определенные требования. Обнажилась линия противостояния.
«На брифинге от 8 ноября 2018 года господин Бурибаев А.И озвучил недостоверные факты о доходах сотрудников, намеренно завышая размер минимальной заработной платы. Было озвучено, что заработная плата не повышалась с 2015 года. На самом деле, последнее повышение было в 2009 году, а в 2015 году, напротив, был отменен коэффициент надбавки 1.72. ранее существовавший для академических театров, что по факту повлекло за собой понижение заработной платы. Руководитель театра не владеет достоверной информацией о реальном положении дел, во вверенной ему организации, и никогда не интересовался ими», – писали авторы.
Бурибаева обвиняют в том, что он «занимается удовлетворением своих личных амбиций, совмещая свою основную должность с должностью художественного руководителя театра, не понимая сути этой работы», летает бизнес-классом за пределы родины совсем не по театральным нуждам, привлекает артистов для выступления на семейных торжествах, выписывает себе премии по случаю и без, «решает свои проблемы и проблемы своей семьи за счет театра» и в прочем стандартном наборе удовольствий, в котором изредка не отказывают себе высокие руководители демократического Казахстана.
Общее же заключение было таким: «Непрофессиональный менеджмент, равнодушное отношение к проблемам сотрудников театра, некомпетентность в творческих вопросах, непрозрачность распределения бюджетных и собственных средств театра, использование служебного положения в личных целях, высокомерное отношение к подчиненным» свидетельствуют о том, «что театр, как юридическое лицо остро нуждается в финансовой и аудиторской проверках на предмет коррупционных нарушений», а сам «господин Бурибаев не соответствует занимаемой должности директора и художественного руководителя».
Конечно, даже в сверхспокойном Казахстане скандалы в артистической среде вообще к раритетам не отнесешь. Но пока никакой высшей реакции начальства не последовало и оргвыводов, кажется, власть не сделала. Поэтому зрителям остается внимательно следить за общей драматургией, развитием и развязкой конфликта на большой сцене.
Иллюстрации из открытых источников