За счет чего растет фармацевтическая отрасль страны
Казахстанские производители лечебных препаратов рассказывают о том, как трансфер современных технологий помогает не просто насыщать отечественный рынок, но и уверенней смотреть в сторону экспорта лекарств.
Не так давно стало известно, что «СК-Фармация» купит у отечественных производителей лекарств на 50 миллиардов тенге. Это почти 500 различных препаратов. Всего в списке единого дистрибьютера на 2019 год 1144 наименования препаратов.
В целом лекарственная тема всегда интересная, если не сказать «болезненная». В том числе, потому что в обществе сложились разные предубеждения и клише. О современном рынке медицинских препаратов в Казахстане Exclusive.kz беседует с генеральным директором ТОО «Абди Ибрахим Глобал Фарм» Зиятханом Гасановым.
– Какие тренды сегодня на фармацевтическом рынке Казахстана? Состоялся ли этот рынок вообще?
– Казахстанская фармотрасль развивается, за последние десять лет появилось много новых заводов и почти все они соответствуют международным стандартам GMP. Это такие заводы, как «Абди Ибрахим Глобал Фарм», «ХимфармSantoПольфарм», Nobel, Elias, «Карагандинский фармкомплекс», Kelun-Kazpharm и другие, которые построены с нуля.
Эти компании производят высокотехнологичные препараты, которые ранее не выпускались в стране. Что касается нозоологий, то, например, «Абди Ибрахим Глобал Фарм» впервые начал выпуск препаратов для лечения ВИЧ-заболеваний, туберкулеза, неврологии, полного пакета лечения сахарного диабета. Nobel выпускает препараты для лечения онкогемотологии, наладил производство антибиотиков – это SantoПольфарм и другие.
Крупные международные компании с большой историей начали доверять казахстанским производителям, делать трансфер технологий на наши заводы. В частности, на завод «Абди Ибрахим Глобал Фарм» поступили технологии из Турции, турецкого завода «Абди Ибрахим», российского завода «Фармсинтез». Порядка 15 наименований их препаратов производится на нашей площадке. Мне известно, что у компании Nobel большие перспективы в развитии этого направления. Мы развиваемся, растем. Если десять лет назад мы на рынке занимали 3-5%, на сегодняшний день – это 14-15%, и это в общем сегменте фармрынка. Если же брать объемы, закупаемые «CК-Фармация», то в этом сегменте мы с 7% выросли до 30%.
Это стало возможным благодаря политике по поддержке отечественного производителя. Международная практика показывает, если доля присутствия на рынке отечественных лекарственных препаратов составляет менее 30%, то это уже угроза национальной безопасности. В рамках поручения президента нас сильно поддерживает министерство здравоохранения, СК-Фармация.
– Отличаются ли эти категории от продаж в странах Центральной Азии и России? Как зависят фармрынки стран СНГ друг от друга и в чем оно – казахстанское уникальное торговое предложение?
– Отличия, конечно, есть. Казахстан ориентирован на социально-незащищенное население. На сегодняшний день по многим группам заболеваний Казахстан, правительство и министерство здравоохранения почти на 100% обеспечивают население необходимыми препаратами. Сегодня это дополнительное внедрение ОСМС. До этого – протоколы и программы по обеспечению лекарствами и лечением гипертонии, бронхиальной астмы, онкологии, туберкулеза, ВИЧ, сахарного диабета. Во многих странах Центральной Азии такого нет.
Фармрынки стран СНГ однозначно зависят друг от друга. В Казахстане фармотрасль только развивается, так как во времена СССР это направление было в фокусе России, Украине и Беларуси, и, как следствие, более развито на данный момент. Но мы за 25 лет сделали многое, доросли до такого уровня, который позволяет нам конкурировать с производителями из этих стран. Что касается цены и качества, то мы полностью соответствуем международным стандартам, мало того, мы обеспечиваем высокое качество при доступных ценах. И мы успешно конкурируем с европейскими компаниями.
Что касается уникальности, то при строительстве современных заводов, их технологическом оснащении обеспечивается такая производственная мощность, которая превышает потребность в Казахстане. Наша компания, к примеру, может заниматься не только импортозамещением, но и быть ориентированной на экспорт. Мы уже начали активно заниматься поставками в Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан, Грузию, Афганистан, в перспективе – Россия и Беларусь.
Получение сертификата GMP свидетельствует о соответствии наших заводов международным стандартам, о чем я выше уже говорил. Об уровне доверия со стороны европейских производителей говорит лицензионно-контрактное производство на наших заводах. Это наглядный пример высокой технологической оснащенности и качестве нашей продукции.
– Как повлияло внедрение обязательного медицинского страхования на развитие фарминдустрии? Стали ли вы получать больше денег из бюджета, увеличился ли госзаказ?
– Сейчас сложно сказать, как повлияла ОСМС, так как она только-только развивается. Только в 2020 году, по итогам 2019 года мы сможем делать какие-то выводы. Но я уверен, что повлияет положительно, так как мы производим очень качественный продукт, при этом цены на препараты конкурентоспособны. Опять же, финансовая грамотность среди населения стала значительно выше, люди научились считать свои деньги.
– Последние три-четыре года фармрынок Казахстана называют одним из самых быстрорастущих. Рынок растет быстрее, чем население. Значит ли это, что здоровье нации ухудшается и нужно больше лекарственных средств?
– Скажем так, фармрынок растет за счет количества выявляемости случаев хронических заболеваний. В министерстве здравоохранения улучшается структуризация по вопросам диспансеризации, увеличивается выявляемость и ранняя диагностика больных. Одним словом, улучшается экономическая ситуация в стране, государство может выделить больше средств на здравоохранение, и, соответственно, увеличивается количество нозоологий, только за счет этого идет увеличение рынка. Это касается бюджета.
Если смотреть на розничный рынок, то по упаковкам он остался практически на том же уровне. В денежном выражении ситуация немного другая, на место устаревших приходят новые инновационные препараты, которые немного дороже, поэтому рынок растет на 5-10%. Поэтому речь идет о растущем уровне квалифицированной медицинской помощи, о своевременной профилактике. Сейчас и сами люди больше заботятся о своем здоровье.
– Какие инновационные лекарства в последнее время появились на казахстанском рынке?
– Начнем опять же с того, что еще десять лет назад в Казахстане не было заводов, соответствующих международным стандартам GMP. После принятия закона о фарминдустрии одним из главных условий было соответствие стандартам. При наличии GMP-стандарта государство может заключить с компанией долгосрочный договор – это поддержка отечественного производителя.
Именно тогда инвесторы и акционеры компаний задумались, как поступить, модернизировать старые заводы или построить новые? Кто-то пошел по пути модернизации, а кто-то решил строить новый завод. В частности «Абди Ибрахим Глобал Фарм» выбрала второй путь. Почему? Мы выигрываем уже в том, что использовали инновационный подход и опыт турецкой компании AIGP при строительстве, а это помогло в получении сертификата GMP. Во-вторых, когда инвестиции заходят на казахстанский рынок, а это не только финансы, но и разработки, то есть гарантия, что будет обеспечено должное качество товара.
Например, на нашем заводе мощная лабораторная составляющая, одна из самых мощных в регионе и в Казахстане. И тот продукт, который мы производим, перед тем, как отправить его на сертификацию и получить разрешение выйти на рынок страны, должен сначала получить сертификат Национального центра экспертизы лекарственных препаратов. Но сначала мы проводим тщательную проверку на качество в своей лаборатории. Только после этого отдаем его сертификацию. Так поступают почти все отечественные фармзаводы. Это жесткий, но необходимый подход – гарантия качества, и этому мы научились у европейских компаний.
Затем – обучение. Что мы делаем? В частности, «Абди Ибрахим Глобал Фарм», на регулярной основе направляет на учебу своих сотрудников на курсы повышения квалификации в страны, где находятся заводы-производители инвесторов. Что самое ценное, потом эти квалифицированные специалисты продолжают работать в Казахстане.
Также необходимо отметить, что построив в Казахстане завод, вложив многомиллионные средства, в дальнейшем инвестор не сможет «забрать» его с собой. То есть это все делается для нас с вами.
Теперь о препаратах. Лет 7-8 назад трудно было представить, что онкологические препараты и лекарства для лечения ВИЧ будут производиться в нашей стране. А сейчас мы их производим, мы учимся на заводах за рубежом, пользуемся бесценным опытом, который наработан за многие десятки лет, и для нас обучение бесплатно. Все потому, что они нам доверяют, это и есть самая главная инвестиция. Да, сегодня мы выпускаем качественные дженерики, но, возможно, лет через десять начнем разработку новых собственных лекарств, и это будет еще одна инновация.
– Те же американцы считают казахстанский рынок фармацевтики потенциально большим…
– Я с этим согласен, но он не может быть безразмерным. Он может быть потенциально большим за счет улучшения качества жизни, той работы, которую проводит сегодня Минздрав, «СК-Фармация». Идет усиленная работа по профилактике и диспансеризации, раннего выявления заболеваний, например, онкологических, когда ранняя диагностика играет огромную роль при лечении. Значит, не будет ухудшаться здоровье нации, а качество лечения будет улучшаться.
Буквально недавно гепатит C считался неизлечимым заболеванием, а пять-семь лет назад появились новые препараты, которые дают 97% полного излечения. Если раньше курс лечения стоил около $100 000, сумма неподъемная для большинства пациентов, и не каждая страна могла обеспечить своих граждан таким лекарством, то сегодня цена этого препарата упала до $100 за один курс, а государство может его закупить. И есть большая вероятность, что мы практически сможем излечить всех больных с гепатитом С.
– Сотрудничаете ли вы с учеными из Казахстана?
– Мы очень тесно сотрудничаем с медицинским университетом имени Асфендиярова, заключили с ними меморандум о взаимопомощи. В университете есть фармацевтический факультет, где они обучают провизоров, фармацевтов, есть специальность «Технология новых препаратов». Несмотря на то, что у них есть своя небольшая база, студенты практически не видят реальное производство, каким оно должно быть по международным стандартам. Мы договорились, что их студенты смогут обучаться на нашей производственной площадке, проходить стажировку. В месяц два-три занятия, для них выделены классы, лекции будут читать наши ведущие специалисты. Здесь они смогут увидеть, как это препарат делается, на основе чего изготавливается.
Кстати, у нас на заводе есть опытно-внедренческая лаборатория. Что это такое? Тот же производственный цех, но в мини-масштабе. Сначала мы разрабатываем продукт, проводим технологические процессы, описываем его, производим в маленьких объемах, не более двух-трех килограмм, после этого масштабируем в большие объемы, чтобы производить в промышленных сериях.
– Обычно считается, что «болячки» – это удел людей пенсионного возраста. Пенсионеры будут покупать больше лекарств?
– Сегодня срок средней продолжительности жизни увеличился, улучшилось качество жизни людей, сегодня у каждого есть возможность следить за своим здоровьем, продлить молодость. Нынешние пенсионеры выглядят намного бодрее и моложе людей, чем прежде. Также необходимо вернуться к теме госпрограмм по обеспечению лекарствами, не забывайте и о ОСМС, это все позволит тратить меньше денег на лекарства.