Технологической модернизации экономики лучше не ждать
В Казахстане утвержден бюджет на ближайшие три года. Это новая практика, когда планирование основного базового документа страны происходит не на год, а сразу на три. Бюджет разработан с учетом увеличения цены на нефть с 55 до 60 долларов за баррель. Рост ВВП прогнозируется на уровне 3,9 процента. ВВП на душу населения составит 9,9 тысячи долларов и вырастет к 2023 году до 12,9 тыс. долларов.
Рост доходов, без учета поступления трансфертов определен с 7 трлн 382 млрд тенге в 2019 году до 8 трлн 24 млрд тенге к 2020 году. Также подписан закон «О гарантированном трансферте из Национального фонда на 2019 – 2021 годы», который устанавливает размеры гарантированного трансферта из Национального фонда в республиканский бюджет страны. Изъятия из Нацфонда запланированы в следующих объемах: на 2019 год - 2 450 000 000 тыс. тенге; 2020 год - 2 300 000 000 тыс. тенге; 2021 год - 2 000 000 000 тыс. тенге. Стоит отметить, что принятый в итоге бюджет имеет существенное снижение суммы поступлений, чем предполагалось изначально.
«В связи с уточнением макроэкономических показателей на 2019-2021 годы уменьшилась планируемая сумма поступлений в трехлетний бюджет на 70,3 млрд тенге, в том числе в 2019 году – на 22,4 млрд тенге. Уточнение макроэкономических показателей повлияло также на изменение прогноза поступлений в Национальный фонд. За счет предполагаемого снижения цены на нефть с $60 до $55 за баррель в 2019 году ожидается уменьшение поступлений в Нацфонд на 137,7 млрд тенге», – сообщила сенатор Ольга Перепечина.
Так чего ждать от трехлетнего бюджета и кому перепадет достаточно денег, а какие сферы снова обделят? И ждет ли нас бюджетный дефицит? Об этом Exclusive.kz поговорил с экспертами.
Айкын Конуров, депутат мажилиса парламента РК:
При оценке доходов республиканского бюджета отмечалось, что в 2019 году основное увеличение будет достигнуто не за счет улучшения макроэкономических показателей, объемов производства и цен на продукцию горнодобывающей отрасли, а за счет такого фактора, как модернизация экономики страны. Однако непонятно, с чем связан данный фактор, и в чем конкретно его действие заключается.
При ориентации на модернизацию планирование расходной части бюджета должно быть нацелено на решение двух принципиальных задач, о которых постоянно говорит президент. Во-первых, диверсификацию экономики и повышение научно-производственного потенциала. Во-вторых, повышение социальных стандартов. На деле же сумма финансирования на «Прикладные научные исследования технологического характера в области промышленности» будет неизменной, а по факту, с учетом инфляции, уменьшится. Таким образом, финансирование научных исследований и инноваций программируется на низком уровне. В результате можно поставить под сомнение качественные изменения в структуре экономики и реальные результаты в технологической модернизации экономики.
В ней по-прежнему будут доминировать нефтегазовый и металлургический сектор, а также нефтесервисные услуги. Значит, экономика пока останется уязвимой к внешней ценовой конъюнктуре.
При прогнозе роста объемов продукции АПК в бюджете предусмотрено ежегодное сокращение расходов на соответствующую программу: в 2020 и 2021 годах они уменьшатся на 6%. При этом в 2019 году по данной программе выделяется 157 млрд тенге, из которых 126 млрд, то есть порядка 80%, направляются на повышение доступности финансирования.
В целом из общего объема расходов министерства сельского хозяйства 304,5 млрд тенге будет направлено на повышение доступности финансовых услуг, кредитование Аграрной корпорации, на кредитование областных бюджетов на развитие продуктивной занятости и массового предпринимательства выделяется 171,2 млрд тенге, то есть 56%. Это вновь поднимает вопрос о неэффективности рыночной системы финансирования сельского хозяйства, которая, фактически, недоступна субъектам АПК без участия государства. То есть, финансирование по большей части будет направлено на текущую деятельность сельхозпредприятий, тогда как испытывается нехватка средств на долгосрочное развитие отрасли, повышение ее конкурентоспособности.
По второй задаче следует отметить, что доля расходов на социальную сферу вырастет с 45% в 2019 году до порядка 49% в 2021 году, т.е. достигнет почти половины, что дает основания говорить о социальной направленности бюджета.
Однако общие цифры не отражают неравномерного распределения и ситуацию по отдельным блокам.
Расходы на здравоохранение в 2019 году вырастут на 3,5%, т.е. ниже инфляции.
Наибольшее увеличение произойдет по программам, администрируемым Министерством труда и социальной защиты населения, – на 12%. Но и здесь ситуация не однозначна. Государственные пособия родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов, в 2019 году увеличатся на 10,8%, в 2020 году на 8,7%, в 2021 году - на 8,4%. Таким образом, с учетом инфляции, реальный ежегодный рост составит порядка 4,5%.
Затраты на государственные базовые пособия по случаю потери кормильца увеличатся в 2020-21 годах от 4,4 до 5%.
Общая сумма государственного базового социального пособия по инвалидности будет расти в 2020-21 годах от 4 до 5%.
В целом по программе «Социальное обеспечение отдельных категорий граждан и их сопровождение по выплатам» в 2020 и 2021 годах рост составит порядка 7%.
Таким образом, по ключевым статьям расходов рост произойдет либо в пределах инфляции, либо на 3-4% выше этого индикатора.
В этой связи необходимо в последующих изменениях и дополнениях в республиканский бюджет скорректировать прогноз социально-экономического развития, особенно в части инфляции.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что существенный рост расходов бюджета на 2019 - 2021 годы на решение принципиальных задач – развитие реального сектора экономики и развитие человеческого капитала реально сдвинулись только после указаний президента, что были даны в очередном Послании народу «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни»
Поручения подкреплены деньгами на развитие реального сектора и повышение благосостояния граждан, это позволяет говорить об устранении дисбаланса в бюджете страны, и сделало его социально ориентированным.
Арман Бейсембаев, руководитель аналитического департамента FXPrimus:
С 1 января 2019 года в активную фазу вступит работа по наведению порядка в сфере ЖКХ и тарифообразования на услуги естественных монополий – была поставлена цель снизить тарифы на коммунальные услуги. Это серьезный шаг государства в этой области, учитывая то, что сфера ЖКХ всегда была «черной кошкой в темной комнате». Ведь на фоне постоянного роста цен на ЖКХ, который объясняли необходимостью модернизации устаревшей инфраструктуры, мы видим дальнейшее обветшание еще советского фонда при недостаточности нового, а отчетов о том, куда были направлены деньги, получить практически невозможно.
Сильная сторона принятого бюджета – это ориентир на улучшение инфраструктуры ЖКХ. Многие поселки получат доступ к таким благам цивилизации, как газ и водоснабжение. Это, безусловно, правильная мера. Увеличены расходы социальной сферы. Такой ориентир позволяет говорить о том, что государство приступило к инвентаризации страны и структурным изменениям.
Несмотря на то, что выделены средства на строительство школ, по-прежнему до конца неясны цели и задачи государства в области образования и медицины, четко не обозначена ставка на «человеческий капитал», хотя она и неявно подразумевается.
Ведь переход на развитие человеческого капитала предполагает большой упор, прежде всего, на образование – что увеличит научный потенциал страны, и медицины – что улучшит качество человеческого капитала. Это слабая сторона нового бюджета.