День Победы, Памяти и исторических назиданий
Завершившийся очередной День Победы над фашизмом, 9 мая, вызывает смешанные чувства у современных казахстанцев. Безусловно, для нас - это прежде всего день траура, общенационального поминовения отцов и дедов, отдавших жизни в этой мясорубке. Сложно отыскать хотя бы одну семью, которую не затронула эта вселенская трагедия. Но для нас этот день должен не только служить поводом для почестей ветеранам фронта и тыла. Спеть песни военных лет, налить фронтовые 100 грамм, да угостить солдатским пайком, конечно, хорошо, но абсолютно недостаточно. Ветераны не только Второй мировой, но и Афганистана, Чернобыля, Таджикистана, исполнявшие свой воинский и гражданский долг в других горячих точках, должны чувствовать признание со стороны общества и властей не на словах, а на деле, не только один торжественный день в календаре, но и в оставшиеся 364 дней в году.
Говорят, история не имеет сослагательного наклонения. Повернуть вспять уже случившееся человеку действительно не под силу. Но также говорят, что народ, не знающий своего прошлого, не имеет и будущего. История, в этом смысле, не может рассматриваться ни как как священная корова у индусов, ни как табу у африканских племен. Следовательно, историю разумно не только чтить и лелеять, ее важно скрупулезно изучать и анализировать, пытаться на этой основе понять: почему так произошло, где тот роковой момент, от которого события стали развиваться так, а не иначе? И если мы взглянем на ретроспективу тех или иных событий не через призму навязанных, зачастую извне, догматов и стереотипов, а вооружившись смелостью, объективностью и реализмом, то обнаружим, что История - это не картина в исключительно черно-белых тонах. Подобный подход оправдан разве что для детских сказок, где несмышленышам, еще не способным делать собственные выводы, подают как готовое блюдо - что есть хорошо, а что есть плохо, что есть зло, а что добро. Однако, вряд ли такая трактовка истории для молодежи и даже взрослых способна вызвать гордость историей, а не слепую веру, проникновение духом героизма и достоинства, а не фанатизм и духовный экстремизм.
Так и крупнейшая в истории человечества война вписала в себя не только славные страницы мужества и преданности светлым идеалам, но и мрачные эпизоды, связанные с подлостью, предательством и убийствами. Одни и те же лица выступали, с одной стороны, в качестве великих вождей и полководцев, с другой - не гнушались ролью палачей, ни в грош не ставящих человеческую жизнь.
Вклад Сталина, Молотова, других советских вождей в победу над коричневой чумой известен, и об этом писалось немало. Но это не должно умалять темные дела этих личностей в мирное время и в годы войны. Особенно, когда счет жертвам шел на миллионы и десятки миллионов. Здесь мы должны научится воздавать должное не только памяти ветеранов войны, но и жертв репрессий, голодомора, борьбы с кулачеством и национальной интеллигенцией. Разве Сталин меньше Гитлера убивал казахов, украинцев, людей многих других наций, да и самих русских, депортировал, как скот, целые народы? Не из-за упорного ли нежелания признать очевидные преступления перед человечностью Россия, как правопреемница СССР, в отличие от Германии, так и не попросила прощения. Напротив, Сталин сегодня - это «икона» для многих в РФ. Как понимать тех, кто осуждает Гитлера, Геринга, Геббельса, но оправдывает не меньших душегубов, наподобие Берии, Голощекина или Мирзояна?
А разве не может быть трезво осмыслен т.н. "полководческий гений" маршала Жукова, которому приписывают чуть ли не главную заслугу в победе над фашизмом? Насколько данное утверждение соответствует истине? Ведь, по воспоминаниям многих современников и очевидцев войны, главное отличие Жукова от других командиров Красной армии заключалось в крайней жестокости и отношении к бойцам, как к пушечному мясу. Сколько появилось архивных данных, как этот вояка бросал на немцев неподготовленных ребят буквально с черенками от лопат, сколько было историй, когда целые дивизии и полки, попавшие в окружение, приносились в жертву одним лишь росчерком его пера. Результат таких "геройств" известен и выглядит жутко: СССР потерял в войне примерно 27 миллионов человек, тогда как Германия, воевавшая на два фронта - 7 миллионов или один к четырем.
История знает много парадоксов. Один из них касается послевоенного обустройства мира. Как получилось, что страны, проигравшие ту великую войну, уже спустя два десятилетия стали жить лучше, чем победители? Как так вышло, что почти пятая часть оставшихся в живых советских солдат и офицеров вернулись домой не в победном 1945-м, а гораздо позже?. И то не все - им пришлось отсиживать срок в сибирских лагерях, валить лес в нечеловеческих условиях , осужденных по обвинению в измене к Родине. Можно ли представить подобную участь победителей в других странах?
Да, война давно закончилась. Но как показывает практика, путинский режим, отказывая другим в праве осмысления ее причин и следствий, с яростью, достойной лучшего применения, клеймит любой альтернативный взгляд на события давно ушедших дней, но на поверку сам не прочь переиначить Историю. Это, в первую очередь, относится к неоднократным потугам Владимира Путина присвоить лавры общей победы. Дабы не быть голословным, приведем цитату российского президента: "Я позволю себе с вами не согласиться, когда вы сейчас сказали, что если бы мы были разделены (народы СССР - ред.), мы не победили бы в войне. Мы все равно победили бы, потому что мы страна победителей. Статистика времен Второй мировой войны свидетельствует, что наибольшие потери понесла именно РСФСР - более 70%. Это означает, что война выиграна, не хочу никого обижать, за счет индустриальных ресурсов РФ. Это исторический факт". Вот так, одной фразой Путин показал свое отношение ко всем солдатам Победы: казахам и украинцам, узбекам и беларусам, кыргызам и грузинам, миллионам героев других национальностей, которые, отдавая жизни, не допускали и мысли, что спустя годы официальный Кремль плюнет им в душу.
В частности, в ходе Второй мировой войны на фронт отправились почти 1,5 миллиона казахстанцев, треть из них так и осталось лежать на полях сражений. Каждая третья пуля, разившая фашистов, отливалась из казахского свинца, Мосфильм и Ленфильм, ведшие идеологическую борьбу с нацизмом, базировались на нашей земле, не говоря о наших отцах и матерях, отдававших последнее ради общей победы. И сегодня вместо того, чтобы просить прощения за издевательство, хозяин Кремля идет дальше. Он публично заявляет, что ген русского народа "имеет преимущество перед другими". Подобные преувеличения одних над другими ничего не напоминают? Не это ли результат безответственного отношения к Истории?
Отдельного разговора заслуживают т.н. георгиевские ленты, вокруг которых сегодня разгораются нешуточные страсти, если не сказать больше. В силу противоречивых трактовок, нередко с корыстным политическим умыслом, одни считают его символом Победы, другие - проявлением агрессии. Хотя из Истории доподлинно известно, что георгиевская лента на самом деле не имеет ровным счетом никакого отношения к победителям в мае 1945 года, никакого отношения к наградам СССР, поскольку она крепилась к Ордену Святого Георгия, которым официально награждали в Российской империи. В годы Второй мировой войны георгиевская лента относилась к тем частям советской армии, кто сражался на стороне фашистской Германии. Так, например, многие офицеры власовского воинства, по сути, предатели, были кавалерами Ордена Святого Георгия. В том числе весьма одиозные личности. Ярый враг Советской власти генерал Петр Краснов, ставший начальником главка казачьих войск 3-го Рейха. Белый генерал, а затем группенфюрер СС Андрей Шкуро. Группенфюрер СС Рудольф Бангерский. Майор Александр Альбов, начальник отдела пропаганды штаба ВВС КОНР. Генерал-майор Антон Туркул, командир II корпуса Вооруженных Сил КОНР.
Можно было бы отмахнуться от этих неопровержимых исторических фактов. В конце концов, Россия другая страна, хотят носить их граждане этот символ, поклоняться ему - их право. Но на каком основании они навязывают георгиевскую ленту другим народам? Какое они имеют право? А если учесть, что именно носители таких лент в свое время колонизировали казахов, кыргызов, узбеков, другие народы Центральной Азии и Кавказа, нещадно карали, то это выглядит вовсе кощунственно. Что касается использования георгиевских лент сегодня Россией для провоцирования и без того драматических событий в Украине, то подобная практика в глазах международной общественности привела к отожествлению этого символа с сепаратизмом и террором.
Историю человечества, а в особенности Историю своего народа надо не только чтить и лелеять, ее важно изучать и анализировать, пытаться на этой основе понять, почему так произошло, где наши предки допустили роковую оплошность? Это важно не только с точки зрения осознания своей судьбы, ощущения своей самобытности и причастности к вечному. Это важно не только для заслуженных гордости и почестей к предшественникам. Это важно для нас самих и наших будущих поколений, для нашего миропонимания, нахождения своей прочной и незыблемой ниши в потоке Истории. И на этом поприще мы не имеем право пренебрегать путеводной звездой по имени История. Потому что, как справедливо писал выдающийся русский ученый Василий Ключевский: «История никого не учит, но жестоко наказывает за невыученные уроки.»
Расул Жұмалы