понедельник, 18 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Сытый голодного не разумеет

БОГАТ-НИЩ 1  Английский политик XIX века Бенджамин Дизраэли писал: "Две нации, между которыми нет ни связи, ни сочувствия; которые так же не знают привычек, мыслей и чувств друг друга, как обитатели разных планет; которые по-разному воспитывают детей, питаются разной пищей, учат разным манерам; которые живут по разным законам... Богатые и бедные". Проблема социального неравенства на протяжении всей человеческой истории никуда не исчезала и всегда оставалась головной болью для философов, государственных деятелей, экономистов и экспертов всех без исключения стран мира. Современного Казахстана она касается особенно. На фоне глобального финансового кризиса с одной стороны, а также специфических «внутренних» болезней самого казахстанского общества, с другой, она обострилась с новой силой, и несет прямые риски государству. Расслоение людей по материальному достатку  с момента обретения нашей страной независимости  является одной из наиболее болезненных тем, хотя по Конституции Казахстан провозгласил себя социальным государством, главная цель которого – жизнь человека, его благополучие и достоинство. Да и с точки зрения общечеловеческой морали граждане платят налоги, доходы страны от экспорта сырья ежегодно растут, и в идеале на эти деньги государство обязано осуществлять справедливое распределение общественных благ. Однако распределение "плодов" этого развития происходит у нас крайне неравномерно. Приведем лишь некоторые диспропорции: в настоящее время 30 процентов казахстанцев не имеют собственного жилья, при этом 60 процентов экономически активного населения не могут позволить себе ипотеку. Вместе с тем, 95 процентов от объема банковских вкладов принадлежит лишь одному проценту населения. К тому же в Казахстане сейчас 42 процента невыплат по кредитам - первое место по СНГ. Понятно, что каким бы сложным ни представлялось преодоление социального неравенства, оно, как и многие другие общественные проблемы, дойдя до определенной точки, может спровоцировать конфликты в обществе. Вроде бы, власти признают глубину назревающих вызовов. В качестве одного из последних  методов выправления ситуации рассматривается введение налога на роскошь, то есть на элитную недвижимость и престижные автомобили. Но скепсис в отношении данного нововведение явно преобладает над надеждами, что оно существенно повлияет на снижение социального неравенства. Во-первых, едва ли нынешнее состояние законодательства и правоохранительных органов, их профессионализм и мотивация позволят достичь желаемого. Во-вторых, все прежние программы, так или иначе нацеленные на обеспечение социального равенства и справедливости, приводили к тому, что… богатые становились еще богаче, соответственно бедные - еще беднее. Достаточно отметить, что на сегодня зафиксирована 30-кратная разница между доходами самого богатого и самого бедного сословий в Казахстане. Для сравнения: в начале 1990-х этот показатель равнялся 1 к 3, в ныне развитых странах - 1 к 4. Наконец, в-третьих, возьмем критерий определения роскошности дома либо квартиры (ведь дьявол всегда кроется в деталях). И здесь выясняется, что таковой чиновниками предлагается установить в сумме от одного миллиона долларов и выше. Получается, владельцам хором ценой в 999 тысяч долларов можно спать спокойно. Да и потом, кто, а главное как будет определять рыночную стоимость этих объектов недвижимости? Но, помимо профанации тех или иных, возможно, изначально благих намерений, существует другая неприглядная практика. Она заключается в попытках приукрасить действительность, выдавая желаемое за действительное. В частности, согласно официальным данным, средняя зарплата в Казахстане нынче составляет 130 тысяч тенге. Однако эта усредненная цифра  вычисляется примерно по такому принципу: если у бомжа зарплата ноль тенге, у менеджера крупной компании 260 тысяч тенге, то средняя зарплата равна 130 тысяч тенге. Либо прожиточный минимум (ПМ) в нашей стране составляет 18660 тенге в месяц, то есть не дотягивает до 100 долларов. По официальной статистике, все граждане, доходы которых выше этой суммы, не считаются бедными. В результате подобной изобретательности создается благостная, но в крайней степени ложная и циничная картина того, что уровень бедности в стране невысокий, более того, что  он с каждым годом снижается. В реальности же эти калькуляции достигаются за счет обесценивания и без того скудного «пайка» по вине инфляции и девальвации национальной валюты. К примеру, лишь за 2014 год  прожиточный минимум в Казахстане формально был увеличен на 6 процентов, но по паритету покупательской способности снизился почти на 30. Такой подход не только искажает реальное положение вещей, но и ведет в тупик. Разумеется, отчеты о том, что "за годы независимости среднемесячная заработная плата в Казахстане выросла более чем в 700 раз" (председатель Агентства по статистике Алихан Смаилов) вряд ли кого-то воодушевят. Постепенно дутая статистика о росте ВВП, достижениях экономики, прорывах в тех или иных отраслях начинают жить самостоятельной жизнью, компенсируя дефицит реальных благ. Фокус в том, что в какой-то момент сама власть начинает верить в вымышленное  благоденствие, отрекшись от мрачной действительности. Как закономерный итог, государственная машина начинает работать на холостых оборотах, когда одни невыполненные обещания и проваленные программы перекрываются другими. Но подобная имитация бурной деятельности едва ли вызовет высокую степень доверия со стороны населения, а также связанную с ней лояльность. Ибо обещания, пусть и самые благие, если не выполнены, приводят к совершенно противоположному эффекту. БОГАТ-НИЩ.5-5 Наряду со статистиками не устают «радовать» и приближенные к власти социологи. По их последним данным, 97% процентов граждан Казахстана удовлетворены своим положением. Признаться, трудно найти другую страну в современном мире, жители которой были бы так же единогласны в оценках. Даже в самой продвинутой державе мира,  США, где цены на продовольствие и ТНП в среднем ниже, чем в Казахстане в 1,5 раза, тот самый прожиточный минимум составляет 1300 долларов или в 15 раз больше, чем в Казахстане. Сюда можно добавить другие опции и льготы, как, например, уровень жизни, достойные пенсии, качественные дороги, страхование, кредиты, безопасность, стандарты здравоохранения и образования, многое другое. А вот уровень доверия американцев к Бараку Обаме 43%. Так и напрашивается: «Неблагодарные!» Что до оставшихся 3% казахстанцев, то здесь уместно вспомнить:  в республике живут  1,5 миллиона человек, которые выживают на уровне ниже прожиточного минимума (если поднять эту цифру до более-менее  реального размера - 40 тысяч тенге, то число возрастет до  6 миллионов). Еще есть 3 миллиона так называемых «самозанятых», и это только по официальным данным, которые обычно занижаются. Прибавьте сюда жителей депрессивных и экологически ущербных районов, сирот, многодетные семьи, пенсионеров, влачащих убогое существование, инвалидов  и тяжело больных, а также учтите  тюремное население с количеством суицидов (по последним двум позициям мы находимся на лидирующих позициях в мире). Список можно продолжить. И это на 17 миллионов человек. В общем, «не хилые» получаются 3 процента недовольных своей жизнью. Страна уже второй год живет с новой программой стратегического развития Казахстан-2050. Прежняя программа-2030, принятая в 1997 году, была объявлена досрочно выполненной с опережением графика на 17 лет. Насколько данное утверждение соотносится с действительностью, пусть каждый судит сам. Однако для многих людей ожидание светлого и благополучного будущего, каковым представлялся именно год 2030-й, отныне отложен еще на 20 лет. Возникают невольные ассоциации со временами СССР, когда тяготы дня настоящего компенсировались беззаветной верой в наступление коммунистического рая. Таким образом, поколения сменялись за поколениями, сроки постоянно отодвигались, затянувшийся подготовительный период приобретал причудливые стадии, как «социализм», «развитой социализм», «социализм с человеческим лицом»… Пока в 1991 году огромная держава не развалилась, не только лишив надежд граждан на одной шестой части земной суши, но и многолетних накоплений.  Немецкий философ Фридрих Гегель говорил по этому поводу: «История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса». P.S. Возвращаясь к теме унылого настоящего, прозябающего в тени лучезарного будущего, вспомнил старый анекдот: В 1970-х, в самый разгул "застоя", приезжает в одно село лектор с разъяснением - как хорошо жить-то будет при коммунизме. В пылу ораторского задора он возьми и выпали: "При коммунизме все у всех будет, даже по личному вертолету иметь будете". На что одна старушка спрашивает: - Сынок, на какой мне твой вертолет? - Ну как, бабуль, - не растерялся лектор, - вот прослышали, к примеру, что в соседнее село макароны завезли, взяли да слетали. Расул Жұмалы
Оставить комментарий

Общество

От тюрьмы и до сумы От тюрьмы и до сумы
Редакция Exclusive
19.12.2013 - 10:23
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33