Миссия бедных
Все мы помним, как в детстве собирали металлолом, макулатуру, бутылки, получая взамен вполне по тем временам неплохие деньги. Так еще десятки лет назад решалась проблема монетизации отходов. Почему бы не вернуться к этой практике системно?
Сегодня таких сборщиков отходов стало намного меньше. Наверное, это произошло потому, что компании, продающие напитки в бутылках, перестали принимать и вторично использовать собранные бутылки.
О том, что нас ждет в случае роста неизбежного роста урбанизации можно понять на примере Лагоса, население которого составляет примерно 22 млн человек. Жители (особенно в бедных районах), которые не могут позволить себе оплату сбора мусора, выходят глубокой ночью и выбрасывают свой мусор прямо на улицу или в воду. В результате, городские трущобы завалены бумагой, домашними отходами и пластиком.
Администрация Лагоса по управлению отходами (одно из ведомств правительства штата Лагос) передала на аутсорсинг сбор и переработку мусора примерно 375 частным компаниям, что помогло значительно сократить количество мусора. Но проблема не решена полностью. Если не предоставить людям стимулов для монетизации их отходов и для минимизации объёмов мусора, который попадает на свалки, тогда проблема загрязнения города будет и дальше медленно гноиться. Три варианта действия выглядят наиболее многообещающими.
Во-первых, Лагос мог бы создать программу «зелёной биржи», подобную той, что уже существует в городе Куритиба в Бразилии. Там жители приносят мусор в специализированные местные центры в обмен на автобусные билеты или продовольствие. Многие рабочие в Лагосе уже пересаживаются с автомобилей на государственные рейсовые автобусы, потому не могут себе позволить расходы на топливо. Если бы бедняки получали автобусные билеты в обмен на свой мусор, это значительно упростило бы жизнь для всех. Стало бы меньше мусора на улицах и меньше пробок на дорогах, а людям не пришлось было бы ждать мусоровозов, чтобы выкинуть мусор. Кроме того, домохозяйства с большей вероятностью начнут разделять мусор, если город будет выдавать фрукты или талоны на продовольствие тем, кто сдаёт на вторичную переработку, например, определённое количество металла, чистого пластика или отходов масла.
Во-вторых, Лагос мог бы сократить объёмы пластиковых отходов, теснее работая вместе с компаниями, выпускающими напитки в бутылки, и другими производителями. Возможно создание частно-государственных партнёрств, в которых от каждой подобной компании будет требоваться создание центров вторичного использования, куда потребители смогут приносить использованный пластик. Граждане почувствуют мотивацию, чтобы сдавать пластиковый мусор в подобные центры со знакомыми названиями брендов, особенно если одновременно будет запущена программа вознаграждений. Ни у одной из компаний, выпускающих напитки, сейчас нет программ приёма использованной упаковки за вознаграждение в районе Макоко в Лагосе. Появление таких программ, несомненно, помогло бы сократить количество пластикового мусора.
Наконец, кампании по экологическому информированию могут способствовать повышению качества управления отходами. Если показать, как рядовые граждане сознательно относятся к мусору и окружающей среде в своей повседневной жизни, их пример позволил бы вдохновить других поступать точно так же.
В фильме «Карлберги» показана жизнь местной семьи, которая организует массовые мероприятия фольклорных танцев в собственном доме, причём экологически устойчивым образом – вместо одноразовых тарелок и вилок с ложками они используют столовое серебро и керамические тарелки, а также занимаются вторичной переработкой отходов. Этот фильм вдохновил другие группы населения и малые бизнес в округе, например, Berea Coffee and Tea, перейти к более устойчивым методам работы. Аналогичные креативные и интересные для местных жителей подходы могут хорошо работать практически повсюду.
В том числе и в Лагосе, где проблема мусора особенно сильно бьёт по беднякам. Для её решения мы должны создавать правильные стимулы – такие же, какие создавали сборщики бутылок в одном из районов Лагоса два десятилетия назад. Монетизация мусора позволит стимулировать бедные районы участвовать в этой работе, а информационные кампании покажут, как просто на самом деле быть зелёным. Результатом станет более чистый и пригодный для жизни город, служащий примером для других.
Стивен Нвалозири – основатель The Greenie Project, участник программы Forestry Outreach Center при Берея-колледж (США).
Copyright: Project Syndicate, 2019.
www.project-syndicate.org