понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

В Казахстане есть дети второго сорта

Результаты Программы ОЭСР по оценке иностранных учащихся  (PISA) говорят о том, что 15-летние дети в западных регионах (Атырауской, Мангистауской областях) и Южно-Казахстанской области отстают как минимум на два года по математике и точным наукам по сравнению со своими сверстниками в Алматы.

Аналитический ресурс The Diplomat подверг анализу оптимистические результаты Казахстана на международной образовательной арене. Итоги исследования «Тенденции в математике и естествознанию» (TIMSS) показали, что казахстанские школьники впервые вошли в первую десятку международного рейтинга успеваемости по математике и естествознании. Казахстанские восьмиклассники продемонстрировали способности и знания, сравнимые с их сверстниками из таких стран, как Россия, Канада и Ирландия, и даже выше, чем их сверстники в Англии, США и Австралии.

Это достижение, которым можно было бы по праву гордиться казахстанской системе образования. Однако Айгерим Копеева, магистр образовательного менеджмента Лондонского Королевского колледжа, проанализировала данные TIMSS с разбивкой по регионам, языкам и месту проживания. Выяснилось, что в знаниях и навыках учащихся существует разрыв в несколько лет между регионами Казахстана. Применение показателя учащегося  (LAYS) говорит о том, что ученики четвертого и восьмого классов при равном количестве лет обучения в Южно-Казахстанской и Мангыстауской областях к моменту окончания школы получат пробел в знаниях в 2-2,5 года по сравнению со своими сверстниками в Алматы.

 Эти цифры просто разрушительны для страны, которая декларирует о доступности качественного образования для всех своих граждан. Справедливости ради надо сказать, что проблема неравенства в возможностях получения образования регулярно поднималась в национальных докладах об образовании, на страницах независимых изданий, включая exclusive.kz. Однако каких-то конкретных инициатив или исследований, направленных на  решение проблемы неблагополучных школ, по-прежнему нет. А ведь речь идет о ЮКО, где проживает 21 процент школьного населения и 4 процентах нефтедобывающей Мангистауской области на западе. То есть каждый четвертый ребенок в стране не получает полноценное образование, а это значит, что как минимум четверть населения Казахстана завтра не будет иметь полноценного образования, а следовательно – Казахстан стремительно превращается в люмпенизированное государство, отброшенное в своем развитии на десятилетия. Это типичный сценарий для ресурсных государств, бездарно распорядившихся сырьевыми доходами.  На этом фоне заявлении о вхождении в 30 конкурентоспособных стран мира и о инновационном экономическом развитии звучат просто как издевка.  

Автор приводит данные Натали Кох и Кристофера Д. Уайт, согласно которым граждане Казахстана считают свои южные и западные регионы «наименее желательными» для проживания, из-за «отсутствия экономических перспектив».  Напомним, что речь идет о густонаселенном юге и нефтеносных регионах, где как раз по всем законам логики «экономические перспективы» как раз наиболее очевидны. Не удивительно, что исследователи приводят следующие характеристики: «также имеет место определенная степень социальной маргинализации, причем «южане» воспринимаются как «агрессивные», «нецивилизованные» и «неразумные». Не потому ли юг имеет печальное первенство по шокирующим событиям: кражам невест вопреки желаниям молодой женщины, бытовому насилию и преступлениям против детей? Возможно, ситуация в западных регионах очень похожа, но там не проводилось никакого более или менее глубокого анализа за счет того, что такого рода события не становятся предметом публичного обсуждения. Проблема имеет и ярко выраженный гендерный акцент: в этих регионах часты случаи ранних браков и образование молодых женщин и уж тем более их профессиональный рост – это скорее исключение из правил.

Чтобы хотя бы уменьшить неравенство в образовании в Казахстане, необходимо иметь четкое представление о его причинах. В перечне приоритетов министерства образования до сих пор не замечены планы по общенациональным исследованиям причин региональной недостаточной успеваемости и факторов, влияющих на успеваемость учащихся.

Нет и никакого мониторинга программ развития человеческого капитала, характерные для каждого региона, как, впрочем, и самих программ.

Существующий унифицированный подход к планированию образования, по-видимому, уже попросту изжил себя. Между тем, по мнению автора, «есть некоторые конкретные шаги, которые можно предпринять. Например, открытие государственных учебных заведений в неблагополучных районах для компенсации низкого социально-экономического положения семьи. Другим шагом могло бы стать применение позитивной дискриминации с точки зрения финансирования сельских школ Казахстана. Что-то должно быть сделано, это не вопрос. Вопрос в том, будем ли мы ждать еще десять лет, чтобы наконец действовать. Ни один ребенок не должен быть лишен будущих социальных или экономических выгод только потому, что он родился не в «правильном» месте. Дети в Казахстане заслуживают лучшего».

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33