Наши улицы носят имена палачей
1 часть - Казахстан: территория неосознанных репрессий
Если государство не может заняться процессом реабилитации сотен тысяч незаслуженно репрессированных казахстанцев, этим займется общественный фонд, который создают общественные деятели. Об этом Exclusive.kz побеседовал с Президентом Фонда «Қаһармандар» Сабыром Касымовым.
- Общественность знает, что вы публично, открыто ставили вопрос о принятии Государственной программы по деколонизации....
- Да, я как ислледователь проблем колониализма и его последствий, видя как наше государство, общество в конце 90-х годов не может избавиться от старых колониальных, тоталитарных ценностей, предложил Правительству необходимость для Казахстана принятия специальной «Программы деколлонизации», о которой говорил публично своих выступлениях.
В этой программе наше правительство, основываясь на наших национальных интересах, в соответствии с прогррессивными, демократическими стандартами стран Запада и Востока должно было выработать свои нацинально-демократические ценности казахского общества, необходимые для нынешнего времени в политической, научной и идеологической, духовной, языковых сферах. Наша духовная модернизация началась бы уже тогда.
Казахстан подвергся в большей, чем другие республики бывшего Союза, степени колонизации, массового уничтожения, репрессий, манкуртизации. Если сравнить с бывшими союзными республиками, у нас не принят ни один специальный государственный акт о борцах за свободу, независимость и суверенитет Казахстана. Героизм наших предков, герои-қаһарманы, ныне еще живущие среди нас, до сих пор не получили заслуженное внимание со стороны государства.
Например, с 70-х годов не получил соответствующую оценку патриотизм и подвиг Хасена Кожахмета, которого за его идеи и борьбе за свободу преследовали и неоднократно осуждали. Нынешнее социальное положение Хасена, который к тому же на пенсии, мягко сказать, тяжелое. Хотел заняться делом, открыть фермерское хозяйство. Однако, акимы Алматинской области не дают ему землю, говорят «Ты занимаешся политикой!»
Или другой пример. Акимат г.Астаны и Республиканская ономастическая комиссия в течение нескольких лет не принимают решения, ссылаясь на начальство, по требованию общественности и даже депутатов Праламента, присвоить имя Жумабека Ташенова школе-гимназии №10. Все знают, что Ж. Ташенев, находясь на высоком государственном посту, рискуя своим положением и будущим, не допустил волюнтористского решения Хрущева о передаче части казахских земель соседним республикам. За этот подвиг он был снят с должности и отправлен в ссылку. Народ высоко оценивает его государственную и общественную деятельность. Депутатские запросы были поддержаны тогдашним Премьер-Министром К. Масимовым.
А в отношении миллионов казахов, которые в течение нескольких веков подвергались различным формам государственного преследования, физически уничтожались карательными отрядами, изгонялись с родных земель из Казахстана, стали жертвами небывалого искусственно устроенного голодомора, в результате которого медленной и изуверской голодной смертью погибла половина целого народа – не принято ни одного специального государственного Акта, не принято ни одной меры.
К сожалению, у нас, героями порой становятся те, кто в основном служил колониальным режимам, кто участвовал в гонениях и репрессиях в отношении наших қаһарманов. Какой пример, какое патриотическое воспитание мы покажем нашей молодежи?
Принятый еще Верховным Советом закон «О реабилитации жертв политических репрессий» (1993 г.) в основном скопирован из аналогичного российского закона. Он не охватил все категории жертв и потерпевших в Казахстане от различных карательных и репрессивных кампаний, которые в России не проводились и не могли быть. А из репрессированных борцов за свободу и независимость Казахстана под этот закон подпали только те, которые были осуждены по знаменитым 58 и нескольким другим сталинским статьям.
До сих пор не дана госудаственная политико-правовая оценка более 350 народным восстаниям, имевшим место с конца 1920 – начала 30-ых годов, против антинародных мероприятий большевиков: насильственной коллективизации, конфискации, изъятия скота, зерна, приведшая к небывалой трагедии нашего народа – массовому голодомору. В связи с чем многие участники этих восстаний считаются членами бандформирований и не реабилитированы до сих пор.
Причем, когда у нас говорят о реабилитации этой категории жертв репрессии, имеются в виду только те участники, которые были привлечены к уголовной ответственности и осуждены, то есть на которых имеется заведенные дела. А другая часть участников этих народных восстаний, которые убиты в ходе карательных операции, расстрелены без суда и следствия вооруженными отрядами красногвардейцев, ОГПУ–НКВД также остаются до сих пор участниками банд формирований. О их реабилитации и увековечевании памяти о них, как народных борцов-каһарманов никто не говорит. Даже из тех, кто официально осужден не все участники реабилитированы. Например, из 500 осужденных Батпаккаринского воссстания в Тургае, реабилитированы только 3 участника.
По действующему Закону, только в 2013 году органы прокуратуры в отношении 5 846 осужденных по надуманным обвинениям органов ОГПУ-НКВД, как «шпионам», диверсантом, «участникам бандформирований» – в реабилитации отказано.
Поэтому мы, совместно с академиком-историком Мамбетом Койгельдиевым, государственным и общественным деятелем Оралбаем Абдикаримовым, и другими учеными и общественными деятелеями приступили к практическому комплексному решению этой проблемы В выработке нашей Концепции мы пользовались консультациями широко известных ученых А.Айталы, Б.Аяган, Т.Омарбеков, Д.Камзебекулы, С.Куттыкадам, П.Токарь, З.Кабульдинов и других, изучив зарубежный опыт, пришли к выводу, что наиболее оптимальным и эффективным способом является создание республиканского общественного фонда.
Поскольку в настоящее время государство по объективным и субъективным причинам не занимается вопросами реабилитации и увековечения памяти наших героев, эти функции может взять на себя общественные организации.
- Какая конкретная работа проводится Фондом?
- Думаю, что наш Фонд выполняет функции государства, используя возможность, прописанную в действующем законе. Деятельность Фонда направлена на патриотическое воспитание сегодняшнего и будущих поколений нашего многонационального народа, а также для идеологического обеспечения реализации президентской стратегии «Мәңгілік Ел», Программы «Рухани жаңғыру» и «Семь граней великой степи»- духовного возрождения нации на конкретных примерах героизма и подвигов, совершённых во имя нашей Родины.
Считаем, что выполнять посильные работы – это и есть наша главная задача. Поэтому в наших планах – провести работы в нескольких направлениях.
Первое. Установление всех категорий (не только осужденных, приговоренных к расстрелу) жертв борьбы за свободу, независимость и территориальную целостность Казахстана. Для этого мы хотим открыть наши филиалы и представительство в областных центрах и таких городах, как Семей, Аркалык, Жезказган и других местах по просьбе общественности. Здесь важно организовать поисковую, аналитическую, информационную работу в регионах.
Второе. Иницирование новых самостоятельных законопроектов, например, «О борцах за свободу и независимость Казахстана», где должны быть четко прописаны кого и за что государство Казахстан считает қаһарманом, его статус, процедура правовой реабилитации и увековечения его подвига в памяти наших граждан.
К сожалению, иногда в Казахстане устанавливаются памятники, дают имена улицам тех, кто преследовал борцов за свободу и независимость Казахстана. Или, например, мы только славим своих земляков ближайшего времени-советских руководителей.
Также мы предусматриваем системно иницировать ряд изменений и дополнений в действующее законодательство. Например, в нашем законодательстве до сих пор нет понятия патриотизма. Может, поэтому наши некоторые госслужащие работают на интересы других государств.
Третье направление в нашей работе будет заключаться в информационно-пропагандистской, организационной деятельности на местах для увековечения подвигов қаһарманов в целях воспитания на их примере настоящих патриотов Казахстана.
Формы и методы работы, способы и механизмы достижения целей и выполнения задач подробно расписаны в Уставе Фонда.
К этой большой, необходимой и благородной работе надо приступить не только государственным и представительным органам всех уровней, но и общественным, неправительственным организациям, представителями бизнеса, наконец-то надо повернуться лицом к этой очень важной проблеме.
Вся эта работа должна вестись цивилизованно в рамках международных стандартов и норм, не затрагивая достоинства и права представителей других народов, не допуская нарушения политического и межнационального согласия в Казахстане. Мы исходим из того, что колонизаторская и диктаторская политика реализовывалась без учета мнения простого народа, поэтому казахстанцы – представители этих народов, не несут ответственности за деяния прежних властей.
Более того, мы будем активно исследовать, возрождать и увековечивать подвиг казахстанцев других национальностей, боровшихся за свободу, независимость и территориальную целостность Казахстана. В нашей истории таких примеров сотни и тысячи. Мы поддерживаем вывод Н.А.Назарбаева: «Мы – одна семья, и у нас одна Родина. Судьба каждого из нас – в судьбе Казахстана».
Конечно, больше усилий Фонд будет уделять системному и тотальному преследованию каhарманов в советский период. Особенность репрессий этого периода состоит в том, что каhарманов-защитников народа в первую очередь массово истребляли физически в том числе и руками представителей самого казахского народа, широко использовали расстрелы внесудебными органами, в отношении каhарманов тысячами фабриковали дела, сочиняли выдуманные обвинения, подвергали их общественной травле. Всё это делалось, якобы, в интересах и от имени казахского народа. Наша цель – реабилитировать, очистить каждого каhармана от наветов и лжи советской пропаганды, увековечить его имя, подвиг в благодарной памяти нашего народа.
- Что вы имеете в виду, когда говорите о полной реабилитации каhарманов?
- Первое. Мы хотим констатировать, что ни один каhарман-борец за свои естественные права, интересы своей семьи, национальные интересы своего народа и Казахстана не думал, не помышлял изменять своей Родине, заниматься конрреволюционной деятельностью, участвовать в банд формировании, шпионить в пользу далеких зарубежных государств и совершать другие немыслимые «государственные преступления», в совершении которых их обвиняла сама нелегитимная преступная большевистская власть.
Поэтому отмена прокурорами, судами неправосудных приговоров, вынесеных в отношении каhарманов «тройками», «двойками», специальными коллегиями судов – это все лишь формальный, по указанию сверху ПЕРЕСМОТР прежних изначально незаконных решений. Это не полная и совсем не та реабилитация, которую заслуживают каhарманы. Это неуважение, бюрократическое глумление над памятью наших каһарманов. Они должны быть политически реабилитированы как борцы за свободу, независимость и территориальную целостность Казахстана.
Прокуроры и суды не могут, не имеют право давать оценку патриотизму и героизму борцов за свободу, независимость Казахстана. Более того, прокуроры нигде в мире, и в Казахстане тоже, не имеют право принимать окончательное решение, признавать виновность человека или его не виновность, они не имеют право отменять приговоры.
Например, В 1940-41 годах в Уральской области была создана и действовала молодежная организация «Союз защитников казахского народа». Эта организация в своих лозунгах и программных документах открыто заявляла, что советский режим подавляет национальную свободу и государственную независимость Казахстана. Она утверждала, что Коммунистическая партия и Советская власть проводят политику уничтожения отдельных наций, русификации во всех сферах жизни. Эта организация призывала всех патриотов Отечества к вооруженной национально-освободительной борьбе против существующего режима. 13 января 1943 года приговором «Особого совещания» НКВД после длительных издевательств, избиений, пыток, гонений родственников, 14 активных участников этой организации были осуждены к длительным срокам лишения свободы. А организатор Союза девятнадцатилетний Анесов Губайдолла – был расстрелян. По официальным данным он оправдан органами прокуратуры. А политическая и полноценная, судебно-правовая реабилитация ждет своего часа. Силами родственников осужденных в селе Жалпактау Казталовского района Западно-Казахстанской области 2006 году открыто мемориальная доска с именем участников организации.
Второе. Реабилитация таким способом – это только часть каhарманов, осуждённых в 1920-30-х годах в основном по 58-ой сталинской статье. Большей части каhарманам никаких приговоров не выносилось. Их убивали без всякого суда и следствия в ходе: подавления национально-освободительной борьбы царскими карательными отрядами, казачьими военизированными формированиями, красноармейцами, отрядами ОГПУ-НКВД-КГБ. Их расстреливали на месте только за то, что они защищали свою свободу, свою землю. Их тысячами изгоняли из Казахстана, преследовали за веру, жгли их книги, их научные труды и произведения признавали «враждебными», их преследовали и изгоняли со службы, запрещали работать в партийно-государственных органах.
Третье. Для полной и объективной реабилитации каһарманов мы обязательно должны осуществить следующее:
а) Высшими органами государственной власти Казахстана – Парламентом или Президентом страны – должен быть принят государственный Акт самого высшего уровня в виде отдельного закона, постановления или указа Главы государства.
б) В высшем государственном Акте должно быть четко прописано, что для независимого и суверенного Казахстана подвиги, героизм и патриотизм борцов-каһарманов за свободу и независимость нашей Родины-Республики Казахстан являются высшей государственной ценностью, национальным достоянием, примером для воспитания нынешнего и будущих поколений наших граждан и молодежи.
в) В высшем государственном акте в связи с новой оценкой подвига борцов за свободу и независимость Казахстана должны быть даны поручения субъектам законодательной инициативы о разработке и принятия Закона «О борцах за свободу и независимость Казахстана», а также указан перечень законодательных актов, в который следует внести соответствующие изменения и дополнения для полной и всесторонней реабилитации и увековечения подвигов и личностей каһарманов.
г) В этом высшем государственном Акте должен быть прописан правовой и социальный статус борцов-каһарманов, даны поручения Правительству, министерствам и ведомствам, местным органам государственной власти принять соответствующие нормативно-правовые акты, а также принятие соответствующих мер по увековечению их подвигов и личности в памяти казахстанцев.
д) В этом высшем государственном Акте должно быть поручение Председателю Верховного Суда, Генеральному Прокурору, Председателю КНБ, чтобы они после изменения законодательства приступили к полной реабилитации борцов за свободу и независимость Казахстана.
При выполнении этой и других задач, получивший независимость Казахстан, современный казахский народ исполнил бы долг перед нашими предками, на протяжении веков боровшимися, погибшими, безвинно осужденными, преследовавшимися за государственную независимость нашей Родины, ее свободу, за сохранность родной земли. И, конечно перед миллионами наших соотечественников истребленых голодомором.