Легко ли быть молодым?
Уже в силу природных и физиологических факторов молодежь – то есть люди примерно до 30 лет - занимают особое место в любом человеческом социуме. Это тот слой населения, который обеспечивает физическое воспроизводство населения любой страны и только по одному этому государство просто обязано уделять ему особое внимание.
Вымирание целых народов – это не миф, а жестокая реальность нашего мира: если молодые семьи не рождают детей ( желательно много), народ рано или поздно исчезает с лица земли. Где сегодня те народы, о которых говорится в Библии, все эти филистимляне или амалекитяне, где великие древние римляне? Исчезли, растворились в окружавших или завоевавших их племенах, в ходе исторических катаклизмов, природных и социальныфх перемен... Они не смогли противостоять им, потому что молодое поколение потеряло жизненную силу и энергию.
Об этом вспомнили и в Казахстане в преддверии Всемирного дня народонаселения, который весь мир отмечал в этом году под девизом «Инвестиции в молодых людей». Государоство и общество в целом должно инвестировать в молодых людей, чтобы они нашли свое правильное место в жизни и обеспечили обществу перспективу развития, которая, на фоне глобальных вызовов становится порой все туманнее...
Директор субрегионального офиса Фонда ООН в области народонаселения для стран ЦА Николай Ботев приводит такие цифры:, возраст почти половины казахстанцев сегодня не достигает 30 лет, то есть население Казахстана является достаточно молодым. Однако, заметил Ботев, представительство молодежи в государственных и общественных организациях не соответствует ее истинной роли. К примеру, в Парламенте РК представлен только один представитель молодежи в возрасте до 35 лет, в отличие от европейских стран, где молодые люди активно участвуют в политической жизни страны, и там их значительно больше в составе законодательных органов.
Проблемы молодых становятся глобальными, Казахстан в этом отношении повторяет опыт многих стран. Сегодня в мире насчитывается около 2 млрд молодых людей в возрасте 10-24 лет, причем 90% из них проживают в развивающихся странах, четверть из них проживает в условиях крайней бедности, и именно молодые люди составляют 50% всего безработного населения. Однако подавляющее большинство стран до сих пор не учитывают голос молодых людей при разработке стратегий, направленных на снижение бедности. Молодежь сегодня зачастую не находит своего места в экономических и социальных процессах.
-Голос молодежи не слышен в нашем обществе, – считает казахстанский артист и общественный деятель Ануар Нурпеисов – А это самая прогрессивная часть Казахстана. Они еще не испорчены, хоть порой и носят «розовые очки». Я тоже верю, что можно жить без коррупции, устраиваться на работу честным путем. Увы, молодые люди часто в этом разочаровываются. Но сегодня, в век развития технологий, голос молодых может быть услышан. Поэтому призываю каждого активно участвовать в социальной, культурной, политической жизни страны. Мы уважаем старших, но нельзя путать уважение с преклонением. Как говорил мой папа, возраст не критерий ума...
Сегодня казахстан переживает глубинные демографические и миграционные изменения. Прежде всего – молодежь покидает сельскую местность и переселяется в города. Процесс этот сложный, неоднозначный и порой – драматический. Об этом, например, говорят результаты проведенного исследования, проведенного в прошлом году Центром анализа общественных проблем и Фонда Сорос – Казахстан на тему "Внутренняя миграция молодежи в Казахстане: на примере Алматы". Исследование выявило тенденции, о которых официальные государственные органы не говорят, но которые реально существуют. Например, выяснилось, что, по оценкам социологов, около 60 процентов молодых людей, перебирающихся из сел и аулов в города, больше всего в своей жизни доверяют… религиозным организациям. Также очень мало молодые доверяют профсоюзам (10,8%), политическим партиям (19%), полиции (20,7%). Лишь треть респондентов доверяет правительству и лишь четверть - парламенту, местным органам власти, судам.
Кроме того, лишь 21,6% респондентов считают, что другим людям можно доверять. Как пояснила корреспонденту Exclusiv.kzдиректор Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова, это опасная тенденция: столь низкий уровень межличностного доверия среди молодежи провоцирует отчужденность, ведет к формированию замкнутых субкультурных образований и является фактором, ограничивающим дальнейшее развитие страны. Это может потенциально провоцировать социальную напряженность в обществе. Вот куда должны идти государственное внимание и те же самые пресловутые инвестиции!
Город встречает молодых бывших сельчан неласково. Можно даже сказать больше: тысячи молодых людей попросту выпадают из социальной структуры общества, испытывают огромные трудности при адаптации к жизни в городе. Анкетирование по особой методике позволило составить обобщенный портрет молодого внутреннего мигранта. Это молодые люди, в возрасте от 14 до 29 лет, количество юношей и девушек примерно одинаково. Три четверти респондентов приехали в город из сел и городов с населением менее 100 тысяч человек. Подавляющая часть приехавших в Алматы молодых мигрантов – казахской национальности (почти 85 процентов), большинство (73,1 процента) не состоит в браке.
Причины переезда неодинаковы для юношей и девушек. Для первых важнее экономические причины, такие как недостаточный доход и недовольство уровнем жизни. Для девушек важнее социальные, такие как получение образования, недостаточность медицинского обслуживания, семейные причины, наличие родственников и друзей.
Исследование однозначно показало, что молодые люди, переезжая в Алматы, сталкиваются с проблемами получения жилья, работы и доступа к образованию. Лишь 12,5% респондентов прописаны в Алматы по месту проживания, при этом отсутствие прописки приводит к тому, что молодые мигранты не могут зарегистрироваться как безработные. При этом только 30,8% работающих респондентов (это 20,3% от всей выборки) оформлены на работе официально, и для них работодатели осуществляют ежемесячные обязательные отчисления в пенсионный фонд. У остальных нет надежд на будущую пенсию.
Значительная часть их трудится на тяжелой, непрестижной и малооплачиваемой работе. Согласно результатам опроса, более половины респондентов получают ежемесячные доходы до 55 тыс. тенге. Это приводит к тому, что более половины опрошенных молодых мигрантов проживают в арендованных квартирах или домах по 4-5 человек, или по нескольку семей. Менее 10 процентов респондентов проживают с родителями или родственниками в своем доме или квартире. 48,5 процента респондентов имеют регистрацию в Алматы и лишь 12,5 процента проживают по месту своей регистрации. 15 процентов опрошенных признались, что купили прописку для трудоустройства, получения пособия на детей или устройства ребенка в детский садик.
Несмотря на высокую стоимость жизни в Алматы и скромный уровень доходов, более трети респондентов отправляют деньги родственникам, так как их заработок является порой единственным источником дохода для их близких.
Но миграция, адаптация в городе – это только часть проблем молодежи. Вот данные, которые на днях опубликовало агантство Bnews, ссылаясь на исследование рекрутингового агентства HeadHunter Казахстан. Свыше половины студентов (52,8%), зарегистрировавшихся на портале, желали бы на новом рабочем месте получать оклад в размере от 40 до 80 тыс тенге, при этом каждый пятый желает получать зарплату в пределах от 80 до 120 тыс тенге. Лишь 6,4% начинающих специалистов готовы работать изначально за оклад менее 40 000 тенге. Примерно столько же указали, что им будет достаточно зарплаты в размере от 160 000 до 500 000 тенге. Меньше половины процента отметили, что с удовольствием будут получать полмиллиона тенге и более в месяц. Профессиональная область «Продажи» пользуется наибольшей популярностью среди недавних выпускников, в этой сфере желает трудиться каждый третий экс-студент (35,1%). Каждый четвертый предпочитает работу в банковской и финансовой отрасли. Информационные технологии привлекают каждого пятого молодого специалиста. В туризме, гостиничном и ресторанном бизнесе хотят трудиться 17% выпускников и студентов. Примерно такое же количество желают быть профессионалами в области маркетинга, рекламы и PR.
Медицина, фармацевтика, страхование, добыча сырья, юриспруденция, строительство, и архитектура возглавили список непопулярных среди новоиспеченных специалистов отраслей. ( Примечательно, что непопулярными среди молодых стали потенциально наукоемкие отрасли, требующие высокого уровня обучения и знаний и долгих личных усилий). Одни могут интерпретировать эти данные таким образом, что у молодежи – явно завышенные запросы, другие – что у них явно доминирует мотивация потребителя. Но что делать – может, это и есть пресловутый «дух времени»?
Даже физичесокое здоровье казахстанской молодежи вызывает вопросы. Согласно последнему отчету о состоянии сексуального и репродуктивного здоровья подростков и молодежи в Казахстане, уровень доступа к услугам охраны репродуктивного здоровья среди подростков остается неудовлетворительным. Подростки чаще всего не обращаются за специализированной помощью к медицинским работникам, даже если у них имеются симптомы инфекций передаваемых половым путем. Молодые люди указали на низкую степень доверия к врачам и недостаточный уровень конфиденциальности. Опять-таки – низкий уровень доверия, отчужденность, отсутствие поддержки...
Но есть и обнадеживающие моменты. Например, как сообщил недавно министр образования и науки Аслан Саринжипов, наметился тренд прихода молодых людей в науку. Так что есть надежда, что какая-то часть из тех 50 миллиардов тенге, которые ежегодно тратит государство на развитие науки и технологий, дойдет до молодых ученых. В любом случае, инвестиции в молодежь обязательно окупятся в будущем. Если только государство переломит свое отношение к молодым, как к бесконечному «ресурсу» для своих социальных экспериментов, а начнет ставить проблемы молодых в центр государственной политики.